Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе.
консультация по логопедии на тему

Aнтонова Анна Алексеевна

В данной статье рассматривается опыт использования информационно-коммуникационных технологий учителем-логопедом в работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе.

   Поиск новых форм работы с детьми, имеющих задержку психического развития – одна из важнейших задач учителя-логопеда. Организация обучения детей с задержкой психического развития требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и их интереса к изучаемому материалу. В последнее время одним их эффективных средств коррекции речи стало использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

   Использование ИКТ активизирует познавательную деятельность ребенка, привлекает внимание и поддерживает интерес к логопедическим занятиям, тем самым помогают учителю-логопеду решать самые трудные в традиционной практике задачи, связанные с развитием и коррекцией нарушений речи у детей.

   Индивидуальный подход, несомненно, один из основополагающих в коррекционной педагогике. Компьютерные ресурсы обеспечивают необходимый уровень сложности заданий, соответствующий возможностям и темпу деятельности ребенка.

   ИКТ в коррекции речи предоставляет возможность самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. При работе с компьютерной программой ребенок имеет возможность оперировать виртуальными образами окружающего мира и, получая независимую оценку компьютера, корректировать свои дальнейшие действия, выстраивая дальнейшую линию своего поведения.

   Важнейшим условием эффективности применения ИКТ в коррекционной работе является обеспечение своевременной направляющей и корригирующей помощи педагога. Определяя трудности, возникающие у детей в процессе обучения, педагог выстраивает систему оказания пошаговой помощи конкретному ребенку.

   В своей работе я применяю информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в  различных  направлениях:

  1. Работа с детьми

Диагностика:

  • Создание пакета диагностического материала для обследования детей;
  • создание базы данных по итогам диагностики;
  • проведение мониторинга работы;
  • отслеживание динамики работы;
  • составление графиков и диаграмм.

Профилактика, коррекция речевых нарушений:  

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

  • электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
  • DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука»  Маршака, «Уроки тетушки Совы»,  «Голоса птиц и зверей» и др.);
  • специальные компьютерные игры  («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», “Баба-Яга учится читать”, «Веселая азбука”, “Даша-следопыт”, “Самые умные”, “Фонема”, «Логопедия для малышей. Уроки феи правильных звуков»,  игры – раскраски и др.). 

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов: игры, презентации

Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.

4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе позволяет:

  • повышать мотивацию детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
  • расширять кругозор дошкольников, развивать их познавательные процессы;
  • повышать эффективность усвоения материала детьми;
  • повышать скорость запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
  • активизировать и развивать высшие психические функции, мелкую моторику рук;
  • формировать мышление воспитанников, повышать их интеллектуально-творческое развитие;
  • создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности;
  • реализовывать индивидуальный подход (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
  • фиксировать содержание с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
  • прейти на совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими  демонстрировать реальные объекты,  явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

II. Работа с коллегами:  

1. Сетевое общение

2. Использование информационных интернет – ресурсов 

  • обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
  • участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;
  • обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

III. Работа с педагогами и родителями:  

1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

2. Использование мультимедийных презентаций, фотогаллерей.

  • нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
  • создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;
  • самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей с последующим  размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения; 
  • консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

IV. Методическая работа  

1. Использование информационных интернет – ресурсов:

  • удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
  • оформление отчетной и  текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
  • создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
  • создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.

   Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...

Обобщение опыта учителя-логопеда "ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содер...

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

Долгосрочный проект – Информационные технологии в деятельности учителя-логопеда, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ, имеющими нарушения речи

В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, наиболее полное осуществление, которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадлежат к числу эфф...

Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"

Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"...

«Информационные технологии в деятельности учителя-логопеда, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ». 2023-2024 учебный год

Выросло поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне – как пространство обитания. Современный ребенок родился в то время, когда Интернет уже был. Он воспринимает е...