Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе.
консультация по логопедии на тему
В данной статье рассматривается опыт использования информационно-коммуникационных технологий учителем-логопедом в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе.
Поиск новых форм работы с детьми, имеющих задержку психического развития – одна из важнейших задач учителя-логопеда. Организация обучения детей с задержкой психического развития требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и их интереса к изучаемому материалу. В последнее время одним их эффективных средств коррекции речи стало использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование ИКТ активизирует познавательную деятельность ребенка, привлекает внимание и поддерживает интерес к логопедическим занятиям, тем самым помогают учителю-логопеду решать самые трудные в традиционной практике задачи, связанные с развитием и коррекцией нарушений речи у детей.
Индивидуальный подход, несомненно, один из основополагающих в коррекционной педагогике. Компьютерные ресурсы обеспечивают необходимый уровень сложности заданий, соответствующий возможностям и темпу деятельности ребенка.
ИКТ в коррекции речи предоставляет возможность самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. При работе с компьютерной программой ребенок имеет возможность оперировать виртуальными образами окружающего мира и, получая независимую оценку компьютера, корректировать свои дальнейшие действия, выстраивая дальнейшую линию своего поведения.
Важнейшим условием эффективности применения ИКТ в коррекционной работе является обеспечение своевременной направляющей и корригирующей помощи педагога. Определяя трудности, возникающие у детей в процессе обучения, педагог выстраивает систему оказания пошаговой помощи конкретному ребенку.
В своей работе я применяю информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в различных направлениях:
- Работа с детьми
Диагностика:
- Создание пакета диагностического материала для обследования детей;
- создание базы данных по итогам диагностики;
- проведение мониторинга работы;
- отслеживание динамики работы;
- составление графиков и диаграмм.
Профилактика, коррекция речевых нарушений:
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
- DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);
- специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», “Баба-Яга учится читать”, «Веселая азбука”, “Даша-следопыт”, “Самые умные”, “Фонема”, «Логопедия для малышей. Уроки феи правильных звуков», игры – раскраски и др.).
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов: игры, презентации.
Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:
3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе позволяет:
- повышать мотивацию детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
- расширять кругозор дошкольников, развивать их познавательные процессы;
- повышать эффективность усвоения материала детьми;
- повышать скорость запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизировать и развивать высшие психические функции, мелкую моторику рук;
- формировать мышление воспитанников, повышать их интеллектуально-творческое развитие;
- создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности;
- реализовывать индивидуальный подход (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
- фиксировать содержание с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
- прейти на совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
II. Работа с коллегами:
1. Сетевое общение
2. Использование информационных интернет – ресурсов
- обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
- участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;
- обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.
III. Работа с педагогами и родителями:
1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.
2. Использование мультимедийных презентаций, фотогаллерей.
- нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;
- самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;
- консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.
IV. Методическая работа
1. Использование информационных интернет – ресурсов:
- удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
- оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
- создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
- создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...
Обобщение опыта учителя-логопеда "ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содер...
Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...
Долгосрочный проект – Информационные технологии в деятельности учителя-логопеда, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ, имеющими нарушения речи
В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, наиболее полное осуществление, которого возможно при использовании ИКТ. Информационные технологии принадлежат к числу эфф...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Перечень используемых учителем - логопедом современных образовательных технологий
Перечень используемых учителем - логопедом современных образовательных технологий...
Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"
Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"...
«Информационные технологии в деятельности учителя-логопеда, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ». 2023-2024 учебный год
Выросло поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне – как пространство обитания. Современный ребенок родился в то время, когда Интернет уже был. Он воспринимает е...