Методические рекомендации родителям по изучению лексических тем
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Полянская Анна Геннадиевна

Материал содержит методические рекомендации для родителей, которые помогут им закрепить полученные ребёнком знания и умению в процессе изучения различных лексических тем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема “Транспорт»

Беседа:

Понаблюдать с ребёнком на улице за движением различного транспорта; закрепить названия видов транспорта; спросить у ребёнка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному; спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему он так называется; вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • Дидактическая игра «Почему так называется?» (образование сложных слов):

Обсудить с ребёнком, почему транспорт так называется, и из каких слов состоят его названия: самолёт, вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.

  • Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»:

Старый…, новый…, маленькая…, мощный…, длинный…, грузовой…, трёхколёсный…, быстроходный…, летящий…

  • Дидактическая игра «Подобрать синонимы к словам»:

Ехать, мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.

  • Дидактическая игра «Подобрать антонимы к словам»:

Взлёт - …, взлетать - …, приезжать - …, приплыть - …

  • Дидактическая игра «Четвёртый лишний»:

Самолёт, лодка, пароход, корабль

Самолёт, машина, поезд, машинист

Трамвай, автобус, самолёт, троллейбус

  • Игра «Кто чем управляет?»:

Машинист управляет…

Водитель управляет…

Капитан управляет…

Велосипедист управляет…

Пилот управляет…

Мотоциклист управляет…

  • Подобрать подходящее по смыслу слово-действие:

Машина из гаража…, машина к дому…, машина от дома…, машина в ворота…, машина до дома…, машина с моста…

  • Отгадать загадку и объяснить значение цветов светофора:

Если свет зажёгся красный – значит, двигаться опасно.

Жёлтый свет – предупрежденье, а зелёный говорит:

«Проходите, путь открыт».



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Мамин праздник»

Беседа:

Рассказать ребёнку о празднике 8 Марта – кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день»; научить ребёнка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • «Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из личного опыта ребёнка)
  • Дидактическая игра «Назови слово»:

Доброта – добрая           Ум - …

Любовь – …                   Забота - …

Красота - …                   Внимание - …

  • Дидактическая игра «Подбери признак»:

Мама (какая?)…, сестра (какая?)…, воспитательница (какая?)…

  • Дидактическая игра «Назови ласково»:

Мама – мамочка, мамуля, матушка; Бабушка - …; Сестра - …; Тётя - …

  • Дидактическая игра «Кем работает мама?»:

Моя мама учит детей, она… (учительница)

Моя мама шьёт одежду, она… (швея, портниха)

Моя мама готовит едё, она… (повариха)

Моя мама занимается спортом, она… (спортсменка)

Моя мама делает массаж, она… (массажистка)

Моя мама продаёт одежду, она… (продавщица)

  • Упражнение на координацию речи с движениями:

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.                  Ребёнок выполняет соответствующие действия

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу

И ни разу, и ни разу

Ни словечка не скажу.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Город - село»

Беседа:

Поговорить с ребёнком о том, что существуют разные виды населённых пунктов (мест, где живут люди) – город, село, деревня, посёлок; рассмотреть иллюстрации с изображениями разных населённых пунктов и найти внешние отличия; посредством прогулок, просмотров фотографий, открыток, фильмов показать красоту родного города и вызвать восхищение ребёнка; вспомнить с ребёнком свой домашний адрес и обсудить, для чего его необходимо знать.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • Дидактическая игра «Что где бывает?»:

Сад с яблоками     На дорогах много машин     Колодец во дворе     Многоэтажные  высокие дома

Заасфальтированные широкие дороги     Одноэтажные деревянные дома     На лугу пасутся домашние животные

  • Составление сравнительного описательного рассказа о городе и деревне по плану:

- Дома (в городе дома высокие, многоэтажные, кирпичные, а в деревне – одноэтажные, низкие, деревянные)

- Люди (в городе живёт много людей, в деревне – мало)

- Транспорт (в городе на улицах много машин, автобусов, троллейбусов, а в деревне машин мало)

- Животные (в городе кошки и собаки живут в квартире хозяина, а в деревне домашние животные живут в сарае)

- Учреждения (в городе много магазинов, школ, детских садов…., а в деревне…)

- Огород, сад (в городе есть парки, скверы, а в деревне возле каждого дома есть сад и огород)

  • Пересказ:

Один раз Алик заблудился. Он даже сам не заметил, как это случилось. Он вышел во двор, потом побежал на улицу. Бегал, бегал и очутился в незнакомом месте. Тут он, конечно, стал плакать. Вокруг собрался народ. Стали спрашивать:

- Где ты живёшь? – А он и сам не знает.

Кто то сказал: «Надо его в полицию отправить. Там найдёт его адрес.

Тут подошёл полицейский. Он наклонился к Алику и спрашивает: - Как твоя фамилия? Алик сказал полицейскому. Полицейский позвонил в полицию по телефону, а потом сказал: - Оказывается, ты совсем недалеко живёшь, на Песчаной улице. В полиции быстро нашли твой адрес, потому что там все фамилии и адреса записаны. Но свой адрес нужно обязательно знать!

Вопросы:

Что случилось с мальчиком?

На какой улице жил мальчик?

Знал ли Алик свой адрес?

Кто ему помог?

Что сделал полицейский?

Для чего нужно знать свой адрес?



Предварительный просмотр:

Лексическая тема  «Грибы и ягоды. Лес»

Беседа:

При совместной прогулке в парке, в лесу показать ребёнку различные виды хвойных и лиственных деревьев и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья; научиться различать их; показать плоды этих деревьев; пойти с ребёнком в лес за грибами и показать ему съедобные грибы: белые, маслята, опята, лисички, подберёзовики, подосиновики и несъедобные: поганки, мухоморы; рассмотреть с ребёнком ножку и шляпку гриба, обратить внимание на строение и окраску шляпки; рассказать ребёнку, где растут грибы, указать особые приметы этих мест; вместе с ребёнком почистить грибы и рассказать о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить; обсудить с ребёнком, что ещё дарит людям лес осенью, кроме грибов (ягоды) – вспомнить лесные ягоды и сравнить, какие ягоды растут в лесу, а какие в саду (садовые).

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • «Подбери родственные слова»:

Лист – листок, листочек, лиственный, лиственница, листопад; гриб – грибок, грибник, грибница, грибной.

  • Дидактическая игра «Узнай по описанию»:

Взрослый раскладывает перед ребёнком различные грибы (натуральные или нарисованные), описывает их внешний вид, а ребёнок их называет; далее ребёнок сам описывает внешний вид гриба и предлагает взрослому его узнать.

  • Дидактическая игра «Съедобный  - несъедобный»:

Взрослый называет гриб, а ребёнок отвечает, какой он.

  • Игра «Какое варенье? Какой компот?»:

Назвать, какое варенье и какой компот получится из лесных ягод: малина, черника, брусника, клюква, земляника, ежевика.

  • Игра «Лишняя ягода»:

Выбрать из перечисленных ягод лишнюю и объяснить свой ответ:

Клюква, черника, клубника

Смородина, крыжовник, брусника и т.д.

  • Игра «Добавлялки»:

Добавить недостающее слово в предложении:

Бабушка посолила рыжие…

Мама сварила варенье из кислой…

Под берёзой растут…

Самый вкусный и полезный гриб - …

Мама приготовила желе из красной…

На болоте растёт очень полезная ягода…

Грибники собрали богатый урожай…



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «День Победы»

Беседа:

Рассказать ребёнку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 Мая и почему он называется Днём Победы; рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах; вспомнить, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать ребёнку фотографии родственников; воспитывать у ребёнка уважение к героям войны; совместно с ребёнком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • Подобрать синонимы:

Смелый – храбрый, отважный, героический…

  • Подобрать родственные слова:

Герой – героический, геройский…

Защита – защитник, защищать, защищённый…

  • Объяснить ребёнку значение слов и словосочетаний:

«Подвиг», «Победа», «Героический поступок», «Защитник», «Ветеран», «Мир строит, а война разрушает»

  • Дидактическая игра «Назови лишнее слово»:

Россия, росинка, россияне

Победа, победитель, побелка

Защита, защёлка, защитник

Родина, родители, радость

  • Дидактическая игра «Кто назовёт больше признаков?»:

Родина какая? - …                              Воин какой? - …

Победа какая? - …                              Салют какой? - …

  • Дидактическая игра «Один – много»:

Салют – салюты                   Флажок – флажки

Победа – победы                  Цветок – цветки

Шар – шары                          Снаряд – снаряды

Огонь – огни                         Взрыв – взрывы

  • Дидактическая игра «Хлопушки» (деление слов на слоги):

Во-ин, па-мять, Ро-ди-на, за-щит-ник, са-лют, по-бе-ди-тель, по-бе-да, па-рад

  • Дидактическая игра «Сосчитай от 1 до 5»:

Один храбрый пехотинец… пять храбрых пехотинцев

Один старый ветеран… пять старых ветеранов

Одна достойная награда… пять достойных наград



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме»

Беседа:

Вспомнить знакомых ребёнку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище; рассказать ребёнку о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • Дидактическая игра «Назови всю семью»:

Например, папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата)

Волк, лиса, заяц, ёж, лось, кабан, рысь, енот, бобёр, белка.

  • Дидактическая игра «Угадай, кто?»:

Бурый, косолапый, неуклюжий - …

Серый, зубастый, страшный - …

Хитрая, пушистая, рыжая –

Маленький, длинноухий, пугливый - …

  • Дидактическая игра «Про кого можно сказать…»:

Охотится - …, крадётся - …, воет - …, кусается - …, пугается - …, скачет - …, переваливается - …, хитрит - …, выслеживает - …

  • Игра «Чей дом?»:

Медведь выбирает…(берлогу)

Белка ищет…(дупло)

Лиса роет…(нору)

Волк устраивает…(логово)

Берлога – дом…(медведя)

Дупло – дом…(белки)

Нора – дом…(лисы)

Логово - …дом…(волка)

  • Игра «Какое слово не подходит?»:

Волк, волчий, волосы, волчонок

Лиса, лисий, лисята, лесной

Белка, белочка, белый, беличий

Медведь, медвежонок, медаль, медведица

Лось, лосиха, лосята, лосины



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши. Содержание домашних животных»

Беседа:

Рассмотреть с ребёнком иллюстрации с изображениями домашних животных и их детёнышей, картинки на тему «Скотный двор»; вспомнить названия домашних животных и их детёнышей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними; рассказать о профессии пастуха, скотника.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • «Послушай и назови»: прослушать стихотворение и назвать тех домашних животных и их детёнышей, которые в нём прозвучали

Недовольна мама-Жучка: дождик капает из тучки,

И, наверно, весь промок где-то бегавший щенок.

Мама-кошка на окошке моет с головы до пят непоседливых котят.

Вот пасутся на лужайке и резвятся как хотят

Мама-козочка и с нею двое беленьких козлят.

Знают, верно, все ребята: дети у коров – телята,

И у лошади ребёнок – тонконогий жеребёнок.

А у свинки есть хотят десять славных поросят.

  • Дидактическая игра «Кто где живёт»: перечислить названия жилищ домашних животных (корова, лошадь, собаки, овцы и т.д.)
  • Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»:

Сторожит, грызёт, лает - …

Хрюкает, роет - …

Ржёт, бегает, скачет - …

Мычит, жуёт, ходит - …

  • Подобрать как можно больше действий к предмету:

Например: кошка – лакает, мяукает, царапается, мурлыкает, ласкается, облизывается; собака – сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает.

  • Пересказать рассказ:

Кошка (рассказ-описание)

У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у неё большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадётся мягко, осторожно, когда идёт за добычей. Кошка – домашнее животное, живёт рядом с человеком, ловит мышей и крыс.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Домашние птицы и их детёныши»

Беседа:

Рассмотреть с ребёнком иллюстрации с изображениями домашних птиц и их семей; объяснить ребёнку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются; закрепить названия птиц и слова, обозначающие их внешний вид и повадки; уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек; рассказать о профессии птичницы; по возможности рассмотреть этих птиц в природе.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • Дидактическая игра «Кто как разговаривает»:

Курица (что делает?) – кудахчет

Утка (что делает?) – крякает

Гусь (что делает?) – гогочет

Индюк (что делает?) – болбочет

  • Дидактическая игра «Назови всю семью»:

Курица – петух – цыплёнок

Гусь – гусыня – гусёнок

Утка – селезень – утёнок

Индюк – индюшка – индюшонок

  • Игра «Добавлялки»:

Во дворе шипит и гогочет важный…

У реки тревожно крякает неуклюжая…

В курятнике кудахчет испуганная…

На заборе громко кукарекает боевой…

  • «Составь описательный рассказ по плану»:

Кто это?

Каков внешний вид?

Какие повадки?

Кто у этой птицы детёныши?

Чем питается?

Какую пользу приносит человеку?

  • «Отгадай загадки»:

Квохчет, квохчет, детей созывает,               Хвост с узорами, сапоги со шпорами.                 Красные лапки, щиплет за пятки,

Всех под крыло собирает. (курица)             Всех бужу, хоть часов не завожу. (петух)        Беги без оглядки. (гусь)



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Животные жарких стран. Животные Севера»

Беседа:

Рассмотреть с ребёнком картинки с изображениями диких животных, живущих в жарких странах и на севере; рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;  посетить с ребёнком зоопарк.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • Расскажи о животном: составить описательный рассказ об одном животном жарких стран и об одном животном севера по  плану:

Как называется? Где живёт? Какое у него жилище? Какой внешний вид? Какие повадки? Чем питается? Как добывает пищу? Какие у него враги? Как защищается? Детёныши.

  • Дидактическая игра «Назови семью – папа, мама, детёныш»:

Лев, тигр, слон, верблюд, морж, северный олень, белый медведь, полярный волк.

  • Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях:

Бурый медведь живёт в нашем лесу, а белый…

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого…

Бурый медведь есть малину, мёд, рыбу, а белый…

Бурый медведь спит в берлоге, а белый…

  • Отгадай загадки:

Изрисована лошадка будто школьная тетрадка (зебра).

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам (верблюд).

Ёжик вырос в десять раз, получился… (дикобраз).

  • Дидактическая игра «Кто живёт в Африке?» (употребление окончаний имён существительных в косвенных падежах множественного числа):

В Африке живут…(львы, тигры…). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит) Кого лечил Айболит? (львов, тигров…) Кого вылечил добрый доктор? (львов, тигров…) Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (львами, тиграми) О ком вспоминал Айболит дома? (о львах, о тиграх…)

  • Дидактическая игра «Чей хвост, чья голова, чьё туловище, чьи уши?»:

Лев, тигр, черепаха, крокодил, морж, волк, медведь и т.д.

  • Дидактическая игра «Четвёртый лишний»:

Лев, тигр, морж, зебра

Верблюд, зебра, лев, жираф

Носорог, бегемот, тигр, волк

Чайка, слон, тигр, медведь



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Защитники Отечества»

Беседа:

Рассказать ребёнку о празднике защитников Отечества, рассказать, кто такие защитники Отечества; вместе с ребёнком рассмотреть помещённые в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к армии; воспитывать уважение и любовь к российской армии; познакомить ребёнка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям).

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  • Дидактическая игра «Подбери слова-родственники»:

Солдат - …                   Родина - …

Мир - …                       Воин - …

  • Дидактическая игра «Добавлялки»:

Охраняет границу… (пограничник)

Едет на танке… (танкист)

Прыгает с парашютом… (парашютист)

Плавает на подводной лодке… (подводник)

Служит на море… (моряк)

Управляет вертолётом… (вертолётчик)

  • Дидактическая игра «Кто служит в армии?»: (образование имён существительных с помощью суффиксов –чик, -ист)

-чик: ракетчик, миномётчик, лётчик, зенитчик

-ист: связист, танкист, артиллерист

  • Дидактическая игра «Подскажи словечко»:

Подрасту и вслед за братом       Брат сказал: «Не торопись!        Моряком ты сможешь стать,     Можешь ты солдатом стать,        

Тоже буду я солдатом,               Лучше в школе ты учись!           Чтоб границу охранять               Плавать, ездить и летать,

Буду помогать ему                      Будешь ты отличником -            И служить не на земле,              А в строю ходить охота –

Охранять свою… (страну)         Станешь… (пограничником)      А на военном… (корабле)        Ждёт тебя, солдат, … (пехота)

Самолёт парит, как птица,                  Снова в бой машина мчится,        Любой профессии военной

Там – воздушная граница.                  Режут землю гусеницы,                 Учиться надо непременно,

На посту и днём, и ночью                   Та машина в поле чистом             Чтоб быть опорой для страны,

Наш солдат – военный… (лётчик)     Управляется… (танкистом)          Чтоб в мире не было… (войны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям по закреплению лексической темы: "Дикие животные"

Методические рекомендации родителям по закреплению лексической темы: "Дикие животные"...

методические рекомендации родителям по лексической теме "Космос"

лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Космос"...

Методические рекомендации воспитателю по изучению правил дорожного движения с детьми

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему в современном обществе.  Дорожно-транспортный травмотизм  остается приорететной проблемой  в  настоящее в...

Методические рекомендации к системному изучению основ безопасного поведения на дороге. Старший дошкольный возраст и младший школьный возраст.

Данный материал включает в себя методически полный и последовательный план для изучения правил дорожной безопасности для детей 6 - 10 лет. Эта последовательность будет системой в изучении основ безопа...

Методические рекомендации родителям воспитанников средней группы комбинированной направленности с ТНР по лексической теме "Моя семья".

Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания, объединенные единой темой и представленные в игровом формате, помогают развивать графические навыки, мыслите...

Методические рекомендации родителям воспитанников средней группы комбинированной направленности с ТНР по лексической теме "Перелетные птицы.

Данный материал может быть интересен как родителям , так и педагогам. Предложенные задания, объединенные единой темой и представленные в игровом формате, помогают развивать графические навыки, мыслите...

Методические рекомендации родителям воспитанников подготовительной к школе группы комбинированной направленности с ТНР по лексической теме " 8 Марта.Буква Ж"

Лексико-грамматические игры и упражнения, направленные на закрепление, уточнение знаний детей по лексической теме. Знакомство с буквой Ж....