«Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР с помощью мнемотехники».
учебно-методический материал по логопедии по теме
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР с помощью мнемотехники». | 13.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
Методическое объединение учителей-логопедов
дошкольных образовательных учреждений
Нижнекамского района
Выступление из опыта работы
на тему:
«Формирование лексико-грамматических категорий
у дошкольников с ОНР с помощью мнемотехники».
Подготовила:
Кубышкина Екатерина Андреевна
учитель-логопед
МБДОУ №3 «Огонёк»
пгт Камские Поляны
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Целью обучения является развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др., путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Необходимо «спрятать» персонажа в графическом изображении. Нужно отметить, что выделенное изображение должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить изображение того или иного предмета другой графической заставкой.
Мнемотехника помогает развивать:
• ассоциативное мышление;
• зрительную и слуховую память;
• зрительное и слуховое внимание;
• воображение.
Учитывая особенности и потенциальные возможности формирования и развития грамматического строя речи у детей с ОНР, были разработаны мнемотаблицы, помогающие образовать и ввести в речь ребёнка существительные, прилагательные, глаголы.
С помощью мнемотаблиц решаются следующие задачи:
• формирование практических навыков словоизменения и словообразование;
• закрепление грамматических категорий;
• обогащение словарного запаса;
• развитие связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования
Обобщение опыта логопедической работы...
Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников (консультация для родителей)
Что такое правильная речь ребенка? Это не только четкое звукопроизношение, но и языковое чутье, которое подсказывает ребенку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания ...
Консультация для родителей на тему "Игры по формированию лексико-грамматических представлений у дошкольников"
Описание игр на активизацию словаря, формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников...
Семинар-практикум "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников"
Одним из направлений работы нашего учреждения является коррекционно-развивающее, для осуществления помощи детям с ОНР. Педагоги проводят семинары и консультации по развитию речи детей дошкольного возр...
Мультимедийная презентация к семинару "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников"
Материал презентации является наглядным для проведения семинара....
Буклет для родителей "Экологическое воспитание как средство формирования лексико - грамматических навыков у дошкольников"
Буклет для родителей "Экологическое воспитание как средство формирования лексико - грамматических навыков у дошкольников", в котором рассмотрен ряд вопросов, которые помогут родителям в развитии у реб...
Виды продуктивной деятельности эффективное средство формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников
В процессе продуктивной деятельности развитие речи осуществляется в нескольких направлениях: ...