«Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР с помощью мнемотехники».
учебно-методический материал по логопедии по теме

Кубышкина Екатерина Андреевна

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

Методическое объединение учителей-логопедов

дошкольных образовательных учреждений

Нижнекамского района

Выступление из опыта работы

на тему:

«Формирование лексико-грамматических категорий

у дошкольников с ОНР с помощью мнемотехники».

                                                                                         

                                                                                 Подготовила:

                                                                                    Кубышкина Екатерина Андреевна

                                                                                  учитель-логопед

                                                                                  МБДОУ №3 «Огонёк»

                                                                                  пгт Камские Поляны

    Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

    Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

    Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Целью обучения является развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

    Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др., путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:

•        обогащения словарного запаса;

•        при обучении составлению рассказов;

•        при пересказах художественной литературы;

•        при отгадывании и загадывании загадок;

•        при заучивании стихов.

    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Необходимо «спрятать» персонажа в графическом изображении. Нужно отметить, что выделенное изображение должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить изображение того или иного предмета другой графической заставкой.

Мнемотехника помогает развивать:

•        ассоциативное мышление;

•        зрительную и слуховую память;

•        зрительное и слуховое внимание;

•        воображение.

 Учитывая особенности и потенциальные возможности формирования и развития грамматического строя речи у детей с ОНР, были разработаны мнемотаблицы, помогающие образовать и ввести в речь ребёнка существительные, прилагательные, глаголы.

С помощью мнемотаблиц решаются следующие задачи:

•        формирование практических навыков словоизменения и словообразование;

•        закрепление грамматических категорий;

•        обогащение словарного запаса;

•        развитие связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников (консультация для родителей)

Что такое правильная речь ребенка? Это не только четкое звукопроизношение, но и языковое чутье, которое подсказывает ребенку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания ...

Консультация для родителей на тему "Игры по формированию лексико-грамматических представлений у дошкольников"

Описание игр на активизацию словаря, формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников...

Семинар-практикум "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников"

Одним из направлений работы нашего учреждения является коррекционно-развивающее, для осуществления помощи детям с ОНР. Педагоги проводят семинары и консультации по развитию речи детей дошкольного возр...

Буклет для родителей "Экологическое воспитание как средство формирования лексико - грамматических навыков у дошкольников"

Буклет для родителей "Экологическое воспитание как средство формирования лексико - грамматических навыков у дошкольников", в котором рассмотрен ряд вопросов, которые помогут родителям в развитии у реб...

Виды продуктивной деятельности эффективное средство формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников

В процессе продуктивной деятельности  развитие речи осуществляется  в нескольких направлениях:    ...