Авторское игровое пособие "Артикуляционная карусель"
учебно-методическое пособие по логопедии на тему
Основная цель данного игрового пособия заключается в создании и поддержании интереса к индивидуальным занятиям с учителем-логопедом, в частности в выполнении артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_karusel.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторское игровое пособие «Артикуляционная карусель»
ОПИСАНИЕ: Пособие представляет собой два скрепленных в центре между собой картонных круга. Нижний круг разделен на восемь равных частей, в каждой из которых размещен рисунок к артикуляционному упражнению. На верхнем круге вырезана 1/8 часть.
«Изюминкой» этого пособия является то, что при выполнении артикуляционного упражнения ребенок видит только одну картинку. Остальные являются для него сюрпризом. Малыш сам поворачивает круг и обнаруживает следующее задание. Прежде чем приступить к упражнению, можно сначала загадать загадку. Это усилит эффект «сюрприза» и вызовет у ребенка еще больший эмоциональный настрой на выполнение. Например, перед тем, как показать картинку «Грибок», можно загадать загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
Игровое пособие «Картинки - символы»
ОПИСАНИЕ: Пособие представляет собой карточки с изображениями картинок, которые соответствуют артикуляционным упражнениям для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков. Стрелка указывает очередность выполнения упражнений.
Цель: Создание игровой мотивации; показ точных движений органов артикуляционного аппарата; отработка артикуляционных упражнений.
Ход игры. Ребенок рассматривает картинку, называет упражнение, выполняет его, а учитель – логопед сопровождает выполнение упражнения чтением стихотворения.
Упражнение « Дудочка»
Цель: формирование умения вытягивать губы вперед и удерживать их в таком положении.
Алгоритм выполнения: вытянуть несомкнутые губы вперед «трубочкой» и держать в таком положении, считая до пяти. Зубы сомкнуты.
Мои губы – трубочка – Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду.
Упражнение «Лопатка»
Цель: выработка умения, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.
Алгоритм выполнения: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении, считая до пяти.
Вот она лопатка, широка да гладка.
Упражнение «Заборчик»
Цель: формирование навыка непроизвольного удержания улыбки.
Алгоритм выполнения: поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд.
Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы, посчитаем наши зубы.
Упражнение «Чищу зубы»
Цель: выработка умения удерживать кончик языка за нижними зубами.
Алгоритм выполнения: улыбнуться, приоткрыть рот, провести языком по нижним зубам, делая движения из стороны в сторону, так же верхние зубы.
Чищу зубы, чищу зубы и снаружи…и внутри…
Не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.
Упражнение «Качели»
Цель: выработка умения менять положение языка с постепенным ускорением темпа.
Алгоритм выполнения: улыбнуться, открыть рот, как при произнесении звука [а]. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать под счет «раз». Поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два», Повторить несколько раз. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
На веселые качели Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели, а потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно, улететь они хотели.
Упражнение «Пиала»
Цель: выработка умения делать язык широким, приподнимая края и удерживая форму
Алгоритм выполнения: широко открыть рот. Язык-лопатку положить на нижнюю губу. Приподнять края языка и подержать под счет до «пяти».
Язык широким положи, его края приподними –
Получилась пиала, почти круглая она.
В рот ее ты занеси, и края к зубам прижми.
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель: выработка движений широкой передней частью языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Алгоритм выполнения: слегка приоткрыть рот, широким кончиком языка провести по верхней губе сверху вниз.
Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму и остатки оближу.
Упражнение «Гармошка»
Цель: укрепление мышц языка, растягивание подъязычной уздечки, закрепление умения подъема языка. К выполнению задания можно приступить, если ребенок овладел умением присасывать язык к небу и удержать его.
Алгоритм выполнения: улыбнуться, приоткрыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу. Не опуская язык, закрывать и открывать рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки).
К небу язычок прижми, челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой, гармонист ты неплохой.
Упражнение «Барабанщик»
Цель: выработка умения удерживать кончик языка за верхними зубами.
Алгоритм выполнения: рот приоткрыть. Кончик языка поставить за верхние зубы. Быстро произносить ряд звуков и стучать языком «д –д –д –д»
В руки барабан возьмем и играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли, «д –д – д» застучали.
Упражнение «Иголочка»
Цель: выработка умения делать язык узким, напрягая его мышцы.
Алгоритм выполнения: открыть рот, язык высунуть далеко вперед, напрягать мышцы языка и делать его узким. Удержать иголочку под счет до «пяти».
Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
Раз, два. три, четыре. Пять! Иголку я могу держать.
Упражнение «Трубочка - желобок»
Цель: выработка умения удерживать язычок, свернутый в «трубочку».
Алгоритм выполнения: открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку - желобок». Можно придерживать «трубочку - желобок» из языка губами.
Ну-ка делай, дружок! Язычок в желобок.
Щёки ты не надувай, губками прижимай!
Плавно воздух выпускай, желобок не разрушай!
Упражнение «Киска сердится»
Цель: выработка умения удерживать язычок за нижними зубами.
Алгоритм выполнения: открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.
Вот так кошка, что за чудо! Выгнулся язык упруго.
Спинка сильно выгибается – вот, какая кошка получается!
Упражнение «Лягушка»
Цель: выработка умения удерживать длительное время губы в улыбке.
Алгоритм выполнения: поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке. Удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Зубы не видны.
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам,
Мы потянем, мы потянем… И нисколько не устанем.
Упражнение «Маляр»
Цель: укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх
Алгоритм выполнения: рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движения вперед – назад.
Стал язык твой маляром, он будет красить старый дом:
Вперед – назад, вперед – назад…Ремонту каждый будет рад.
Упражнение «Пароход»
Цель: выработка умения удерживать длительное время губы в улыбке
Алгоритм выполнения: улыбнуться. Рот открыть. С напряжением произнести долгое «ы - ы». Вот (имя ребенка) пароход смело по морю плывёт.
Не боясь крутой волны, весело гудит он: «ы – ы – ы»
Упражнение «Лошадка»
Цель: укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх
Алгоритм выполнения: улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают, язычок им помогает.
Ожидаемые результаты:
В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Опыт работы показал, что выполнение комплекса упражнений артикуляционной гимнастики в течение девяти месяцев, способствует - помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрой и эффективной коррекции звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация авторского игрового пособия "Паутинка"
Авторское игровое пособие учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевныпомогает сконцентрировать внимание ребенка, вырабатывает усидчивость, стимулирует творческие способности, воспитыва...
Авторское игровое пособие "Логодиск"
Игровое пособие "Логодиск" используется в работе по коррекции речи и для развития мелкой моторики дошкольников. ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНО - ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКЕ «Карусель»
Дополнительное образование: танцевально-игровая гимнастика "Карусель" возраст от 2 до 3 лет...
Формирование представления о цвете у детей раннего и младшего дошкольного возраста через авторскую игру «Разноцветная карусель».
Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование у него эталонной системы и постепенное развитие лексики ...
Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы (с элементами Триз-технологии).
Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы. учитель-логопед С.А. Позднякова МБДОУ &laqu...
Авторское игровое пособие - макет по ПДД «Улицы района Заречья » с подборкой дид.игр и игровых ситуаций.
Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы, развивающей предметно &ndash...
авторская игра "Волшебная карусель"
Авторская игра « Волшебная карусель».Дети дошкольного возраста, имеющие речевой диагноз общее недоразвитие речи, не используют в речи предложные конструкции, с труд...