История основания города Кропоткин. Символика родного города.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».Расширение представлений о родном городе, активизация и расширение словаря по теме (герб, флаг, Кропоткин, кропоткинцы, железнодорожная станция, хутор, хата, саман).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_osnovaniya_goroda_kropotkina._simvolika_goroda.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « История основания города Кропоткин. Символика родного города».
Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города);
- познакомить детей с гербом и флагом с их историей, происхождением;
-расширение представлений о родном городе, активизация и расширение словаря по теме (герб, флаг, Кропоткин, кропоткинцы, железнодорожная станция, хутор, хата, саман).
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать умения рассказывать о истории своего города;
- развитие зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитание любви к родному городу;
- воспитание чувства гордости за свой город, интерес к его истории.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация с изображением символики города Кропоткин, физическая карта Краснодарского края.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Упражнение. «Плечо друга» .
Дети стоят на ковре. Каждый ребёнок кладёт руку на плечо своему товарищу и говорит слова – определения какой он друг: добрый, справедливый, умный, красивый, нежный, ласковый, преданный, чуткий, правдивый, мудрый, неглупый, честный, сердечный, внимательный, заботливый, отзывчивый, участливый.
Дети садятся на стульчики.
Логопед: Ребята, какие замечательные дети у нас в группе. Наша группа – это большая семья. Город, в котором мы живём – это тоже большая и дружная семья. Мы с вами начинаем очень интересные и познавательные занятия, которые будут вас знакомить с нашим родным городом.
- Как называется город, в котором мы живем? /Кропоткин/ слайд№1
- Как называют людей – жителей нашего города? /Кропоткинцы/. Логопед: - Вы слышите? Что это за звук? (аудиозапись «шум реки»)
-Кто знает как называется наша река? /Кубань/ слайд №2
-Скажите, что делает река? (слова-глаголы)
-Кто слово говорит, получает камушек от реки.
Массаж рук «Река» Поиграйте с камушками, покатайте их в ладошках. Какие они на ощупь? (гладкие, шероховатые и т.д.)
-Вернем камушки реке и начнём наше путешествие по городу. На сегодняшнем занятии мы узнаем, почему наш город называется Кропоткин, когда и как он возник; узнаем, что такое герб и флаг города и познакомимся с символами нашего города Кропоткин. Слайд №3
- Итак, вы готовы начать наше путешествие?
II. Основная часть.
Слайд № 4 История основания города Кропоткина вплотную связана с деятельностью Александра Васильевича Суворова на Кубани. Бюст великого русского полководца расположен на аллее славы в городском парке.
Слайд № 5 Именно по его указанию, на берегу реки, установили первый сторожевой казачий пост для охраны переправы через реку Кубань, изначально укреплённый небольшим редутом. Для защиты от набегов и вторжений со стороны горцев и турок на Правобережную Кубань.
Слайд № 6-9 Заселение прилегающей территории (нынешний город Кропоткин) активно происходило с момента, когда был устроен Романовский пост. Ребята, вы ещё не знаете, что Кропоткин не всегда был таким большим городом. Раньше это был хуторок из нескольких домиков. Улицы не были такими нарядными и цветущими, ни асфальтовых дорог, ни тротуаров не было. Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.
Деревьев было мало, климат жаркий и сухой. А глины было много. Казаки выращивали хлеб – было много соломы. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла.
Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом.
Крыли хату соломой или камышом. Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.
Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.
Слайд № 10 В 1874 году было закончено строительство станции Кавказкой. Вступила в строй строящаяся железная дорога. Через станцию проходила лишь одна железнодорожная ветка и соединяла центр города с городом Армавиром. Новой страницей в истории хутора Романовского стало отправление с благоустроенной железнодорожной станции первого поезда, - 18 июня 1874 года. Эту дату считали датой образования хутора Романовского.
4 февраля 1921 года Романовский хутор переименовали в город Кропоткин. Краснодарский край пополнился еще одним городом получившим свое имя в честь знаменитого на то время ученого, географа и геолога П. А. Кропоткина.
- Практическая работа.
Логопед: А сейчас я познакомлю вас с картой нашего края.
-Что такое карта? И зачем она нужна?
Правильно, карта – это нарисованное на бумаге месторасположение чего-либо. В нашем случае это карта, на которой мы увидим, где расположен наш город, какие города располагаются рядом с ним. Хорошо, ребята, теперь вы смело можете отправляться в самостоятельное путешествие, ведь с картой вы точно не потеряетесь.
- Пальчиковая гимнастика «Мой город».
Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками
Люблю смотреть, обеих рук по столу)
Люблю считать. (на каждое название достопри- Вокзал Кавказкий – это раз, примечательности загибать
Фонтан красивый есть унас. по одному пальчику)
Парк Культуры – это два,
Аллея славы всем видна.
Школа спорта – это три,
Музей, здесь рядом посмотри.
А четыре – фильмы новые
В кинотеатре «Мире».
Пять – иду по городу гулять.
Шесть – есть бассейн и стадион,
Людям нашим нужен он.
Семь - Дворец Культуры,
И на доске почётные фигуры.
Восемь – мой любимый детский сад,
Всех ребят он видеть рад.
Девять – повстречался мне
Памятник большой войне.
Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – на Кубань схожу,
С моста на речку погляжу.
Шум Кубани я ловлю,
Очень город я люблю!
- Знакомство с флагом и гербом Кропоткина.
Логопед: -Но сегодня я хочу вам еще рассказать, что у каждого города есть свой герб и флаг. Что это такое?
Герб – это отличительный знак, эмблема города. Гербы создавались по особым правилам, на них в виде различных предметов и деталей можно было рассказать все о городе. Давайте рассмотрим герб нашего города.
Слайд № 15 Не так давно, 30 июня 2005 года, был утвержден м герб города Кропоткин. В его основе история происхождения нашего города. На пурпурной эмблеме изображены казацкие золотые сложенные накрест копья с кистями и дозорная вышка. Цвет символизирует славу, достоинство и благородство. Он также некогда применялся в форме донских казаков, которые были первыми жителями и защитниками здешних мест. Между золотыми копьями выделены две зеленые полосы, также скрещенные между собой. Они символизируют пересечение дорог, так как город Кропоткин , является крупным транспортным узлом, где пересекается множество железнодорожных линий и автомагистралей.
Слайд № 16 Флаг - это символ или знак, сделанный из ткани. Он обычно крепится на деревянный шест. На основе герба разработали флаг, который утвердили 24 ноября 2005 года. Знамя пурпурного цвета с косым зелёным крестом снизу, увенчанным четырьмя золотыми копьями с кистями, и дозорной вышкой того же цвета вверху.
- Итог занятия.
Логопед: Ребята, а теперь подумайте, что бы вы хотели рассказать о своём городе людям, которые ничего о нём не знают. Видно, ребята, что вы многое знаете о своём родном городе и любите его. Возможно кто-то из вас, когда подрастёт, будет не только рассказывать о нём, но сочинять стихи и песни. Вот послушайте, с какой любовью говорит о своём родном городе поэтэсса О. Березовская в стихотворении «Кропоткин мой»:
Мне дороги твои просторы, Кубань, родимая моя…
Твои поля, сады, дороги и быстрая Кубань-река.
Мне дорог город мой Кропоткин, где я живу, тружусь.
Кропоткин мой! В садах кудрявых ты хорошеешь с каждым днём.
И песня летит о милом городе моём со станцией Кавказской.
И если может быть, придётся мне быть иль жить в другом краю, про тот, с которым сердце бьётся, друзьям я добрым расскажу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе (воспитанники 6-7 лет) по теме: «Символика родного города»
Цель: закрепление знаний детей о родном городе в процессе овладения нетрадиционными техниками художественно-творческой деятельности.Образовательные задачи:закреплять знания детей о достопримечат...
История основания города Аши
1. Обогащать и расширять знания детей об истории своего города.2.Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний, планировать свою деятельность, предвидеть результат. Ак...
История возникновения города Смоленска. Символика города.
Конспект занятия в подготовительной группе. История возникновения города Смоленска....
"История возникновения города Смоленска. Символика родного города"
конспект занятия...
Конспект занятия "История возникновения города Смоленска. Символика родного города"
Конспект занятия "История возникновения города Смоленска. Символика родного города"...
История основания города Оренбурга. Достопримечательности города
Первоначально Оренбург был основан на реке Орь, он получил название Оренбург, то есть город на реке Орь. Об этом пишет подробно П. И. Рычков в своей книге «Топография Оренбургская». Гидроним Орь из ка...