История основания города Кропоткин. Символика родного города.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».Расширение представлений о родном городе, активизация и расширение словаря по теме (герб, флаг, Кропоткин, кропоткинцы, железнодорожная станция, хутор, хата, саман).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « История основания города Кропоткин. Символика родного города».
Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города);
- познакомить детей с гербом и флагом с их историей, происхождением;
-расширение представлений о родном городе, активизация и расширение словаря по теме (герб, флаг, Кропоткин, кропоткинцы, железнодорожная станция, хутор, хата, саман).
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать умения рассказывать о истории своего города;
- развитие зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитание любви к родному городу;
- воспитание чувства гордости за свой город, интерес к его истории.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация с изображением символики города Кропоткин, физическая карта Краснодарского края.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Упражнение. «Плечо друга» .
Дети стоят на ковре. Каждый ребёнок кладёт руку на плечо своему товарищу и говорит слова – определения какой он друг: добрый, справедливый, умный, красивый, нежный, ласковый, преданный, чуткий, правдивый, мудрый, неглупый, честный, сердечный, внимательный, заботливый, отзывчивый, участливый.
Дети садятся на стульчики.
Логопед: Ребята, какие замечательные дети у нас в группе. Наша группа – это большая семья. Город, в котором мы живём – это тоже большая и дружная семья. Мы с вами начинаем очень интересные и познавательные занятия, которые будут вас знакомить с нашим родным городом.
- Как называется город, в котором мы живем? /Кропоткин/ слайд№1
- Как называют людей – жителей нашего города? /Кропоткинцы/. Логопед: - Вы слышите? Что это за звук? (аудиозапись «шум реки»)
-Кто знает как называется наша река? /Кубань/ слайд №2
-Скажите, что делает река? (слова-глаголы)
-Кто слово говорит, получает камушек от реки.
Массаж рук «Река» Поиграйте с камушками, покатайте их в ладошках. Какие они на ощупь? (гладкие, шероховатые и т.д.)
-Вернем камушки реке и начнём наше путешествие по городу. На сегодняшнем занятии мы узнаем, почему наш город называется Кропоткин, когда и как он возник; узнаем, что такое герб и флаг города и познакомимся с символами нашего города Кропоткин. Слайд №3
- Итак, вы готовы начать наше путешествие?
II. Основная часть.
Слайд № 4 История основания города Кропоткина вплотную связана с деятельностью Александра Васильевича Суворова на Кубани. Бюст великого русского полководца расположен на аллее славы в городском парке.
Слайд № 5 Именно по его указанию, на берегу реки, установили первый сторожевой казачий пост для охраны переправы через реку Кубань, изначально укреплённый небольшим редутом. Для защиты от набегов и вторжений со стороны горцев и турок на Правобережную Кубань.
Слайд № 6-9 Заселение прилегающей территории (нынешний город Кропоткин) активно происходило с момента, когда был устроен Романовский пост. Ребята, вы ещё не знаете, что Кропоткин не всегда был таким большим городом. Раньше это был хуторок из нескольких домиков. Улицы не были такими нарядными и цветущими, ни асфальтовых дорог, ни тротуаров не было. Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.
Деревьев было мало, климат жаркий и сухой. А глины было много. Казаки выращивали хлеб – было много соломы. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла.
Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом.
Крыли хату соломой или камышом. Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.
Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.
Слайд № 10 В 1874 году было закончено строительство станции Кавказкой. Вступила в строй строящаяся железная дорога. Через станцию проходила лишь одна железнодорожная ветка и соединяла центр города с городом Армавиром. Новой страницей в истории хутора Романовского стало отправление с благоустроенной железнодорожной станции первого поезда, - 18 июня 1874 года. Эту дату считали датой образования хутора Романовского.
4 февраля 1921 года Романовский хутор переименовали в город Кропоткин. Краснодарский край пополнился еще одним городом получившим свое имя в честь знаменитого на то время ученого, географа и геолога П. А. Кропоткина.
- Практическая работа.
Логопед: А сейчас я познакомлю вас с картой нашего края.
-Что такое карта? И зачем она нужна?
Правильно, карта – это нарисованное на бумаге месторасположение чего-либо. В нашем случае это карта, на которой мы увидим, где расположен наш город, какие города располагаются рядом с ним. Хорошо, ребята, теперь вы смело можете отправляться в самостоятельное путешествие, ведь с картой вы точно не потеряетесь.
- Пальчиковая гимнастика «Мой город».
Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками
Люблю смотреть, обеих рук по столу)
Люблю считать. (на каждое название достопри- Вокзал Кавказкий – это раз, примечательности загибать
Фонтан красивый есть унас. по одному пальчику)
Парк Культуры – это два,
Аллея славы всем видна.
Школа спорта – это три,
Музей, здесь рядом посмотри.
А четыре – фильмы новые
В кинотеатре «Мире».
Пять – иду по городу гулять.
Шесть – есть бассейн и стадион,
Людям нашим нужен он.
Семь - Дворец Культуры,
И на доске почётные фигуры.
Восемь – мой любимый детский сад,
Всех ребят он видеть рад.
Девять – повстречался мне
Памятник большой войне.
Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – на Кубань схожу,
С моста на речку погляжу.
Шум Кубани я ловлю,
Очень город я люблю!
- Знакомство с флагом и гербом Кропоткина.
Логопед: -Но сегодня я хочу вам еще рассказать, что у каждого города есть свой герб и флаг. Что это такое?
Герб – это отличительный знак, эмблема города. Гербы создавались по особым правилам, на них в виде различных предметов и деталей можно было рассказать все о городе. Давайте рассмотрим герб нашего города.
Слайд № 15 Не так давно, 30 июня 2005 года, был утвержден м герб города Кропоткин. В его основе история происхождения нашего города. На пурпурной эмблеме изображены казацкие золотые сложенные накрест копья с кистями и дозорная вышка. Цвет символизирует славу, достоинство и благородство. Он также некогда применялся в форме донских казаков, которые были первыми жителями и защитниками здешних мест. Между золотыми копьями выделены две зеленые полосы, также скрещенные между собой. Они символизируют пересечение дорог, так как город Кропоткин , является крупным транспортным узлом, где пересекается множество железнодорожных линий и автомагистралей.
Слайд № 16 Флаг - это символ или знак, сделанный из ткани. Он обычно крепится на деревянный шест. На основе герба разработали флаг, который утвердили 24 ноября 2005 года. Знамя пурпурного цвета с косым зелёным крестом снизу, увенчанным четырьмя золотыми копьями с кистями, и дозорной вышкой того же цвета вверху.
- Итог занятия.
Логопед: Ребята, а теперь подумайте, что бы вы хотели рассказать о своём городе людям, которые ничего о нём не знают. Видно, ребята, что вы многое знаете о своём родном городе и любите его. Возможно кто-то из вас, когда подрастёт, будет не только рассказывать о нём, но сочинять стихи и песни. Вот послушайте, с какой любовью говорит о своём родном городе поэтэсса О. Березовская в стихотворении «Кропоткин мой»:
Мне дороги твои просторы, Кубань, родимая моя…
Твои поля, сады, дороги и быстрая Кубань-река.
Мне дорог город мой Кропоткин, где я живу, тружусь.
Кропоткин мой! В садах кудрявых ты хорошеешь с каждым днём.
И песня летит о милом городе моём со станцией Кавказской.
И если может быть, придётся мне быть иль жить в другом краю, про тот, с которым сердце бьётся, друзьям я добрым расскажу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-212700-1540480527.jpg)
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-492994-1412611005.jpg)
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе (воспитанники 6-7 лет) по теме: «Символика родного города»
Цель: закрепление знаний детей о родном городе в процессе овладения нетрадиционными техниками художественно-творческой деятельности.Образовательные задачи:закреплять знания детей о достопримечат...
История основания города Аши
1. Обогащать и расширять знания детей об истории своего города.2.Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний, планировать свою деятельность, предвидеть результат. Ак...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-995961-1516123938.jpg)
История возникновения города Смоленска. Символика города.
Конспект занятия в подготовительной группе. История возникновения города Смоленска....
Конспект занятия "История возникновения города Смоленска. Символика родного города"
Конспект занятия "История возникновения города Смоленска. Символика родного города"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/26/picture-678993-1716747726.jpg)
История основания города Оренбурга. Достопримечательности города
Первоначально Оренбург был основан на реке Орь, он получил название Оренбург, то есть город на реке Орь. Об этом пишет подробно П. И. Рычков в своей книге «Топография Оренбургская». Гидроним Орь из ка...