История основания города Аши
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

1. Обогащать и расширять знания детей об истории своего города.

2.Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний, планировать свою деятельность, предвидеть результат. 

Активизация словаря: Ашинцы, Урал,   век,   землянки,  Сим,   экспедиция, крепость,  церковь,  Родина, Аша.

3. Воспитывать любовь и уважение к истории своей малой родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_osnovaniya_goroda_ashi.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6  г. Аши

Ашинского района Челябинской области

Конспект НОД

В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай»

Блог- «История в названиях»

Тема: «История основания города Аши»

Возрастная группа: подготовительная

Март, занятие №2

Составила:

Воспитатель:  Новокшанова Н.В.

                                                                         МКДОУ № 6      г. Аши

Педагогический стаж – 17 лет

Квалификационная категория- 1

2015

Конспект комплексного занятия 

в  подготовительной к школе группе 

«История основания города Аши»


Цель: сформировать представление детей об истории возникновения города Аши.

Задачи: 

1. Обогащать и расширять знания детей об истории своего города.

2.Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний, планировать свою деятельность, предвидеть результат. 

Активизация словаря: Ашинцы, Урал,   век,   землянки,  Сим,   экспедиция, крепость,  церковь,  Родина, Аша.

3. Воспитывать любовь и уважение к истории своей малой родины. 

^ Вид занятия: интегрированное (познавательное и математическое развитие).

Форма занятия: путешествие в прошлое.


Предварительная работа: чтение произведений русских писателей и поэтов о Родине, народе, крае, городе; разучивание стихов о родном городе; рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, карт, открыток, флагов, гербов страны и города; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; организация фотовыставки; экскурсии по городу; посещение городских музеев с родителями.
Оборудование: записка, цифры, маркер, указка, магниты, фрагменты карты Челябинская области, кроссворд на мольберте, сувениры детям, ваза, осенние веточки, магнитофон, диски с записями музыкальных произведений, выставка книг, фотографий об Аше, семейных фотографий на фоне Аши достопримечательностей, фотография нашего детского садика, развивающие игры «Сложи узор» , мячик, ноутбук. 


 Ход занятия:


Воспитатель обращает внимание на записку на дверях: «Кто карту соберет, тот клад найдет. Найди цифру 1».

- Ребята, кому эта записка предназначена? Может быть, нам? Хотите найти клад? Тогда ищите цифру 1 (на мольберте под цифрой расположен кроссворд). Задание - разгадать кроссворд:

1. Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то – главный знак.

У России он – особый,

Ты назвать его попробуй! (герб)

2. Есть одна страна на свете,

По размеру – больше всех!

Для нас самая милая.

Называется …(Россия)

3. Зимой спит Иртыш,

А летом шумит (река)

4. Столица нашей страны (Москва)

5. В нашем городе живут

Взрослые и …(дети)

- Посмотрите, ребята, по диагонали выделенным получилось слово. Давайте прочитаем хором (город).

- Скажите, как называется город, в котором мы живем? (^ Аша)

- А вы  кто? (Ашинцы)

- А где он, наш город, находится? (На Урале, в России)

- Молодцы, дети, вы заслужили первый фрагмент карты. Давайте закрепим его на доске. Ой, смотрите, я вижу цифру 2 (на столике стоит ваза, рядом лежат осенние веточки). Подойдите к столику и возьмите по одной веточке.

- А какой он, наш город Аша? Это мы узнаем с помощью игры «Букет красивых слов». У вас в руках по одной веточке, каждый должен назвать слово-определение о нашем городе и поставить веточку в вазу. ( Дети называют: современный,  город-сад,  большой, красивый,  зеленый,  любимый, солнечный,  праздничный,  исторический,  величавый,  нарядный,  веселый, разнообразный,  просторный,  деревянный,  кирпичный,  многоэтажный). Какой красивый букет слов об Аше мы собрали!

- А чем же он красив? Чем он вам нравится? Какие достопримечательности вы знаете? (называют достопримечательности). Молодцы, ребята, вспомнили много достопримечательностей в родном городе. Аше много лет, почти 1 века. А век – это сколько? Правильно, сто лет. Значит, Аше почти 116 лет, но он до сих пор растет, строится и с каждым годом становиться краше.

Ребенок читает стихотворение:

Любимая Аша

Шар земной – как небо синий, 

Ленты рек, просторов ширь

Есть на глобусе Россия, 

А в России есть Урал.

А в Урале – славный город, 

Аша мы его зовем.

Больше всех он сердцу дорог – 

Я живу, родился в нем!

Шелестят листвой березки, 

Плещет в Симе вода…

Я горжусь любимою Ашой 

Я хочу здесь жить всегда!

 Вот и второй заслуженный фрагмент карты.

- А с чего начинался наш город, кто его строил, почему именно на этом месте? Вы это знаете? Я приглашаю вас в путешествие в историю возникновения нашей Аши. Нам необходимо отправиться в то время, когда появился наш город. На каком транспорте мы можем туда попасть? (ответы детей). А давайте используем машину времени?
(имитируется машина времени: дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза, звучит космическая музыка).


Воспитатель говорит слова:
Машина времени быстра,
Несет нас в прошлое она.
Куда ж так быстро мы летим, 
Откроем глазки, поглядим!


- Ребята, садитесь на стульчики и слушайте внимательно.

Аша, город областного значения, административный центр Ашинского района. Самый западный город Челябинской области, расположен у границы с Республикой Башкортостан, на реке Сим, к востоку от места впадения в неё реки Аша. Население города 32 313 человек Национальный состав: русские (78,1 %), татары (9,2 %), башкиры (6,2 %), украинцы, белорусы, чуваши, мордва (6,5 %).

Город основан в 1898 году при Аша-Балашовском (чугуноплавильном) заводе; 27 августа 1928 г. получил статус поселка городского типа, 20 июня 1933 г. - города районного подчинения, 1 февраля 1963 года - города областного подчинения (с 2005 года - Ашинское городское поселение).

С севера и востока город окружают горы, на юге простирается полуравнина, с запада примыкает Уфимское плато. Горы в окрестностях Аши невысоки. Ближайшие вершины имеют отметки 168, 349,427 и 467 метров над уровнем моря. В 5 км к северу находится хребет Воробьиные горы, к востоку тянутся хребты Аджигардак и Казарменный гребень (памятник природы). Горы сложены в основном известняками, склоны покрыты хвойными и широколиственными лесами. В южной части города находится гора Липовая — ботанический памятник природы; от ее подножия начинается городской парк-остров, омываемый с трёх сторон рекой Сим. Основу парка составляет лес, в котором растут многолетние вязы, липы, дубы.

Градообразующее предприятие - ОАО «Ашинский металлургический завод» (бывший чугуноплавильный). Самое крупное промышленное предприятие района. Указом Президиума Верх. Совета СССР от 4 марта 1981 года завод награжден орденом Октябрьской Революции.

Другие промышленные предприятия города: ОАО «Ашинский химический завод» (работает с 1932 г.), ОАО «Ашасвет», ОАО «Ашинский леспромхоз», ЗАО «Ашаавтотранс». МУП «Ашинское коммунальное хозяйство» создано при слиянии городского управления водопроводно-канализационного хозяйства «Водоканал» и городского треста жилищного хозяйства.

В конце 19 века в Аше была построена деревянная Петропавловская церковь с двумя колокольнями-звонницами, в июне 1901 года освящена. В 1930 году церковь разрушена; для богослужений был приспособлен молельный дом. В 1988 году она возрождена в новом здании. В 2005 году в городе по инициативе и силами ОАО «Ашинский металлургический завод» построен храм «Во имя иконы Казанской Божией Матери». С 1991 года в городе действует мечеть.

Образование.

В Аше действует 9 школ, ПТУ, индустриальный вечерний техникум, филиалы вузов городов Челябинска и Уфы.

Старейшие школы города - № 1 и 3: им более 70 лет; школы № 8 и 9 имеют статус федеральных экспериментальных площадок Министерства образования РФ. Школа № 9 открылась в 1991 году как реальная на базе учебно-производственного комбината и неполной СШ № 6В городе действуют 4 библиотеки, ДК, музей природы, музейно-выставочный центр.

Первый музей в городе был создан участником революции и Гражданской войны П. Н. Гусенковым в 1957 году; для пополнения экспозиции много сделал учитель географии, краевед Л. Н. Семенов. В 1992 учреждение перепрофилировано в музей природы. В нем хранится более 5 тыс. экспонатов, архив, справочные пособия, определители по биологииВ городе имеются ДС(дворец спорта), стадион, спортивный комплекс, 8 спортивных залов, 10 спортивных сооружений, спортивно-туристический горнолыжный комплекс «Аджигардак».

С 1924 года развивается футбол. Первые команды, организованы тренером С. И. Буряшкиным, участвовали в первенствах города, в конце 1920-х годов ашинская сборная футбольная команда «Металлург» стала выступать в первенствах Челябинской области в 3-й группе. В 1990 году создан футбольный клуб. В том же году команда «Металлург» вошла во 2-ю группу, с 1992 года она играет в областных чемпионатах среди команд 1-й группы.

Воспитатель предлагает сделать физкультурную паузу:

Встаньте прямо, не сгибаясь,

Как растет камыш.

И представьте, что вокруг нас

Солнце, речка, тишь…

Но подул вдруг ветерок,

В небе облака, руки вправо,

Руки влево, шелестит листва.

Руки в стороны, как крылья,

Широко раскинем, 

Прямо голову держите

Вы под небом синим.



- За помощь строителям вам полагается третий фрагмент карты.

- Дети, выходите в круг. У каждого из нас есть день рождения. И у Аши есть особый день в году, который отмечается в июле третье воскресенье и называется День города. Скажите, в городе 1 дом? (в городе много домов). В городе 1 аптека? (в городе много аптек). В городе 1 магазин? и т.д. (дидактическое упражнение «Ответь на вопрос» с мячом). Во время игры у меня возник вопрос «Город – это хорошо или плохо?» (ответы детей с аргументацией своих суждений, игра на нахождение противоречий). Еще один фрагмент карты вам удалось получить.

- Ребята, посмотрите, нам удалось собрать всю карту! Это карта нашей страны России. А вот и наша Ашинская  область. Каким маленьким выглядит город на карте, словно точка. Для кого – то это просто точка на карте, а для нас – это родина. Что же такое родина? (ответы детей). Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем её, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем её красоту. Здесь дано для нас какое-то указание: «Фото садика возьми, и клад сразу отыщи» (дети находят среди других фотографий фотографию детского сада, за которой шкатулочка с сюрпризом – магнитики с видом Аши). Ну что же, ребята, пора возвращаться в наше время (машина времени). 

- О нашем городе дети выучили стихотворение, давайте послушаем.

Наш родной, любимый город

На слиянии двух рек.

Расположен на Урале

И живет не первый век.

Город наш, как сад зеленый,

В нем театры и мосты,

Парки, фабрики, заводы,

А живут в нем ашинцы.


Всю историю Урала

В Аше бережно хранят.

Памятники и музеи - 

Для таких, как мы, ребят.


Создан добрыми руками,

С неба солнцем освещен,

Золотыми куполами

Весь наш город окружен.


Все мы любим этот город,

Им гордимся, им живем.

Всех вас в гости приглашаем

В наш большой зеленый дом.


- А сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм о нашем родном городе (просмотр видеофильма на ноутбуке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" История основания Санкт - Петербурга" Занятие с детьми подготовительной группы.

Познавательно -речевая реламентированная деятельность воспитателя с детьми  6-7 лет с использованием мнемотехники, электронных образоватедьных ресурсов, игровых обучающих ситуаций, моделирования....

Педагогические чтения "Армавир -мой любимый город": Занятие №1 "История основания г. Армавира"

Материал содержит интересную информацию о первопоселенцах г. Армавира -черкесо-гаях, а также о причинах их переселения на Кубань из горной местности....

История основания города Кропоткин. Символика родного города.

Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».Расширение представлений о родном городе, активизация и расширение словаря ...

История основания Петербурга . Как царь Петр решил город строить и место выбирал. Почему Заячий остров называется Заячьим?

История основания города . Как царь Петр решил город строить и место выбирал. Почему Заячий остров называется Заячьим?Живем мы с вами в удивительном и красивом городе, который называется Санкт -Петерб...

Конспект НОД «История основания моего любимого города"

Конспект НОД «История основания моего любимого города»Задачи:•        Активизировать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста и повышать интер...

Проект «Путешествие по улицам родного города» к 195-летию со дня основания города-курорта Ессентуки.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще это место, где он родился, где вырос, где начал знакомиться со взрослой жизнью. Сколько бы не прошло времени, где бы человек не побывал &nd...

История основания города Оренбурга. Достопримечательности города

Первоначально Оренбург был основан на реке Орь, он получил название Оренбург, то есть город на реке Орь. Об этом пишет подробно П. И. Рычков в своей книге «Топография Оренбургская». Гидроним Орь из ка...