Инновационный метод-песочная терапия в работе с детьми ОВЗ к контексте ФГОС ДО
методическая разработка по логопедии на тему

Описание инновационного метода песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС ДО и практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kulikovoy_n.a._v_sbornike_materialov_no4.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение

муниципального образования Динской район

 «Информационно – методический

центр системы образования»

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны

или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен

достигнуть этого собственной деятельностью собственными силами, собственным напряжением.

Извне он может получить только возбуждение.

А. Дистервег

Сборник материалов №4

по ФГОС педагогов Динского района

ст. Динская, 2015г

Содержание:

1. Пленарное заседание.

- Носарева Светлана Анатольевна, заместитель директора по УВР БОУ СОШ №2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

- Спириади Наталья Юрьевна, заместитель директора по УВР БОУ СОШ №34. Методическое обеспечение педагогического сопровождения образовательного процесса ОО в условиях перехода на ФГОС ООО.

- Бычек Ирина Павловна, заместитель директора по УВР БОУ СОШ №29.  Создание условий для организации образовательной среды, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения  ФГОС ООО

- Ващенко Светлана Владимировна, директор БОУ СОШ №35 Создание    системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства

- Блоха Анна Викторовна, заместитель директора по МР БОУ СОШ №35. Психолого-педагогическое сопровождение мотивации повышения профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС

- Портнова Елена Владимировна, заместитель директора по УВР АОУ СОШ №4 Динского района. Успешные образовательные практики урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающие формирование УУД при введении ФГОС НОО.

- Стаценко Ирина Викторовна, библиотекарь БОУ СОШ № 28. Программа «Школа читает»: проблемы и перспективы.

- Колесникова Юлия Юрьевна, заместитель директора по ВР БОУ СОШ №30. Активные формы взаимодействия с родителями - одно из  условий развития эффективности воспитания.

- Ботяновская Нина Борисовна, заместитель директора  по ВР БОУ СОШ №1. Социализация учащихся через комплексную программу «Я - пятиклассник».

- Пахомова Ольга Николаевна, методист КУ ИМЦ системы образования Динского района. Проблемы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ОО

- Луговских Ольга Владимировна, библиотекарь  БОУ СОШ №30. Театральный кружок в школьной библиотеке, как  средство в достижении качественного образования

- Колокольцева А.В.,  БОУСОШ№1. Активные формы урочной и внеурочной  работы в процессе обучения  математики.

- Статникова Маргарита Юрьевна, Калмазова Ирина Алексеевна, учителя математики БОУ СОШ № 2  МО. Использование проблемных ситуаций  на уроках математики в рамках реализации ФГОС для  творческого саморазвития личности.                                                                 

- Кондратенко Людмила Федоровна, учитель математики БОУ СОШ №5. Современный  урок  математики в свете внедрения ФГОС ООО

   -Шмуйло Ольга Викторовна, учитель физики БОУ СОШ №2.   Самостоятельная деятельность ученика – главное  средство повышения качества образовательного и воспитательного процесса.

-Сидаравичене Евгения Михайловна, учитель математики БОУ СОШ № 29. Применение элементов игры на уроке математики с целью формирования УУД.

    - Тихомирова Евгения Александровна, учитель математики БОУСОШ №53. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ: требования, структура, оценка результата

- Григорьева Елена Николаевна, учитель английского языка БОУ СОШ № 29. Формирование коммуникативной компетентности учащихся  в рамках введения ФГОС.

- Ярыш Лариса Александровна, учитель английского языка БОУ СОШ №39. Современный урок в рамках ФГОС.

- Алименко Денис Николаевич, учитель информатики  БОУ СОШ№29.  Проблемно-ориентированный подход в реализации ФГОС в процессе обучения информатики

- Бойко Ольга Николаевана, учитель информатики  БОУ СОШ№29  Современный урок информатики. Повторение по теме «Текстовая информация и компьютер».

- Титаренко Мария Петровна,  учитель биологи БОУ СОШ№29.  Целеполагание и вызов на уроках биологии в соответствии с требованиями ФГОС.

- Мержинская Валентина Владимировна, учитель начальных классов БОУ СОШ №1. Групповая работа в начальной школе как средство мотивации личностного развития ученика.

- Ивко Ольга Вячеславовна, учитель истории и обществознания БОУ СОШ №10. Реализация ФГОС на уроках истории и обществознания.

- Заева Вера Владимировна, учитель химии БОУ СОШ №20. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках химии.

- Приходченко Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы БОУ СОШ №29. Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и в проектной деятельности по литературе.

- Дробот Юлия Михайловна, заместитель директора по ВР АОУ СОШ №4. Создание условий для организации воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС ООО.

- Нереуцкая Любовь Ивановна, заместитель директора по ВР БОУ СОШ №2. Создание условий здорового и безопасного образа жизни в рамках системы внеурочной деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ДОУ

-  Куликова Наталья Александровна, учитель-логопед БДОУ МО Динской район «Детский сад № 61. Инновационный метод – песочная терапия в работе с детьми  ОВЗ в контексте ФГОС ДО.

  с.4

с.4

с.12

с.18

с.23

с.26

с.29

с.35

с.43

с.46

с.50

с.54

с.60

с.63

с. 68

с. 74

с. 82

с. 87

с. 93

с. 100

с. 106

с. 109

с. 114

с. 118

с. 122

с. 125

с. 129

с. 139

с. 148

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ДОУ

Инновационный метод – песочная терапия в работе с детьми  ОВЗ  в контексте ФГОС ДО

Куликова Наталья Александровна,

учитель-логопед БДОУ МО Динской район «Детский сад № 61»

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно шагает по стране! Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования.

Работая над созданием развивающего пространства наш коллектив проанализировал всероссийскую статистику по выпускникам ДОУ за последние два года и выяснили, что дети, поступая в школу с навыками счета, чтения и письма имеют трудности физического, психического здоровья и развития.

 В свою очередь мы обработали результаты мониторинга по нашему детскому саду и выявили, что данные проблемы существуют и в нашем учреждении пусть и в меньшем процентном соотношении в пользу «Нормы». Мы не могли не учесть эти проблемы и внесли в предметную среду большое количество игр, оборудования, материалов помогающих устранению этих недостатков.

Исходя из специфики направленности работы логопеда, нас больше интересует область речевого развития детей и здесь мы снова обнаружили ряд проблем, которые предстоят для решения.

  Мы выявили, что в нашем детском саду 60% детей имеют нарушения развития речи.

Для решения этой проблемы, мы основываясь на общеизвестные методики коррекции речевых нарушений стали искать новые методы и приемы решения данной проблемы в условиях нашего сада и ФГОС.  

 В своей работе  мы используем  инновационный метод коррекции речевых нарушений «Песочная терапия». Мы разработали комплекс логопедических игр и упражнений для «песочного» стола направленных на:

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие связной речи;

- коррекцию:звукопроизношений, нарушений слоговой структуры слова, и дающие начальные представления о звуко-буквенном анализе.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Описанные выше работы натолкнули нас на мысль использования данных игр на коррекцию речевых нарушений. Поскольку в литературе и других источниках нет определенных методик коррекции речевых нарушений посредствам песочного стола, мы попробовали разработать и опробовать свою методику.

В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире.  Мной используется контейнер и разносы.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Дети с нарушениями речи, в большинстве случаев, интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но, при обследовании этих детей, отмечается, что у большинства из них нарушены память, внимание и фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, не делают выводов. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.

Игры, используемые на занятиях по формированию лексико-грамматических представлений и совершенствованию навыков звукового анализа для детей с общим недоразвитием речи.

Дети с общим недоразвитием речи часто не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, некритичность.

Основные задачи, стоящие перед логопедом:

  1. Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
  2. Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
  3. При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными  речевыми расстройствами.
  4. Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Все игры, с использованием песочной терапии,  мы разделили на три направления:

  1. Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие
    различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.
  2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
  3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Игры с песком мы используем, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, Кто, Где, Живет...

Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы:

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную
    оценку его действий и конечно же поощрять его фантазию.
  2. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.

Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

Инновационный метод в практике

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха:
- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;
- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.
Затем задание можно конкретизировать: cоставить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова. Если обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и т.д. и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее Почетными Гостями. Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач:
- закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
- развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.
Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку «Феи Ударения» и «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.
Для развития навыка дифференциации звуков мы используем игру «Кто быстрее?» Песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом они ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы.
Нравится детям игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Т.о. технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

-   у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; 

-   обучающиеся чувствуют себя более успешными; 

-   повышается мотивация речевого общения;

-   развиваются первичные произносительные умения и навыки;

-   пополняется и активизируется словарь;

-   корректируется грамматический строй речи, связная речь;

-   развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

-   формируются навыки чтения и письма.

Список используемой литературы

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
  3. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
  4. Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с особым ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.
  5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович  – СПб.: Речь,2006.– 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по развитию речи с детьми ОВЗ в контексте ФГОС ДО

Организация работы по развитию речи с детьми ОВЗ в контексте ФГОС ДО...

Использование логопедом метода песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)

Использование логопедом метода песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)...

Инновационные технологии по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС

Одним из направлений развития (образовательной области) выделено речевое развитие детей.  Согласно требованиям ФГОС ДО, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка дошкольн...

Применение метода песочной терапии в работе с детьми раннего возраста с ОВЗ.

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от дру...

Инновационный проект: «Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Разработан проект с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Актуальность темы: Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с ко...

Консультация на тему: " Использование инновационных технологий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС"

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...