План работы ДОУ с родителями воспитанников на 2015 - 2016 учебный год
материал на тему
План работы ДОУ с родителями воспитанников на 2015 - 2016 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_2015-2016.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из важных условий реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
В основу реализации работы с семьёй заложены следующие принципы:
- партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
- помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Направления работы по взаимодействию с семьями воспитанников следующие:
- защита прав ребёнка в семье и детском саду;
- воспитание, развитие и оздоровление детей;
- детско-родительские отношения;
- взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;
- коррекция нарушений в развитии детей;
- подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Основными задачами, стоящими перед коллективом в работе с родителями, являются:
- изучение семьи;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
- работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей (консультации по вопросам воспитания, обучения и оздоровления дошкольников проводят квалифицированные специалисты: педагог-психолог, заместитель заведующей, учитель-логопед, воспитатели, медицинские работники)
Модель взаимодействия педагогов с родителями:
Направления | Содержание | Формы работы |
Педагогический мониторинг |
|
|
Педагогическая поддержка |
|
|
Педагогическое образование родителей |
|
|
Совместная деятельность педагогов и родителей |
|
|
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
- Познавательное направление.
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
- совместные экскурсии;
- открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей).
- утренние приветствия;
- Почта доверия;
- семейные проекты.
Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения.
- Информационно-аналитическое направление.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
- тестирование.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
- Наглядно-информационное направление.
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
- родительский уголок: включающий различную информацию.
Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
- нормативные документы;
- объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;
- папка-передвижка.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».
- фотовыставки;
- выпуск газет.
IV. Досуговое направление:
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
- праздники, которые можно закончить чаепитием.
Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.
- развлечения;
- знакомство с профессиями родителей;
- празднование дней рождения;
- выставка семейной коллекции
- акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
- дни добрых дел.
С целью оказания помощи родителям детей, не посещающих детский сад, в ДОУ организована работа консультативного пункта.
Задачи консультативного пункта:
- оказание всесторонней помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;
- содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;
- обеспечение взаимодействия между государственным дошкольным образовательным учреждением и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
Направления деятельности специалистов консультативного пункта
Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе: - знакомит родителей (законных представителей) с различными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста; - оказывает консультативную помощь по вопросам физического, психического, нравственного, эстетического, патриотического воспитания детей дошкольного возраста, по подбору развивающих игр и игрушек для детей, по созданию игровой среды для ребёнка в домашних условиях; по подготовке старших дошкольников к школе. |
Старшая медицинская сестра: - консультирует родителей (законных представителей) по вопросам оздоровления, физического развития и профилактики заболеваний у детей дошкольного возраста; - даёт рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей и навыков самообслуживания. |
Общественный инспектор по охране прав детства: - проводит диагностику детей по запросам родителей, - оказывает помощь в разрешении проблемных ситуаций, возникающих в семье; - консультирует опекунов (попечителей), приёмных родителей по вопросам содержания, образования, состояния здоровья подопечных, сохранения принадлежащего им имущества. |
Учитель-логопед: - проводит диагностику речевого развития детей; - консультирует родителей (законных представителей) по вопросам коррекции речевых нарушений у детей. |
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Мероприятия | Тема | Дата проведения | Ответственные |
Совместные родительские собрания | Знакомство родителей с ФГОС | сентябрь | заведующий ст. воспитатель |
декабрь | заведующий ст. воспитатель | ||
Анализ совместной работы ДОУ и родителей воспитанников за учебный год | май | заведующий ст. воспитатель | |
Групповые родительские собрания | «Воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста» (родительское собрание в ДОУ) | октябрь | воспитатель младшей группы |
«Давайте познакомимся» | октябрь | Воспитатель I мл. гр. | |
«Знаете ли вы своего ребенка» | октябрь | воспитатели ср. гр. | |
«Методы воспитания детей дошкольного возраста» | октябрь | воспитатели старших групп | |
«Очень многое мы можем, очень многое умеем» | апрель | воспитатели младшей группы | |
«Очень многое мы можем, очень многое умеем» | апрель | воспитатели средней | |
« На пороге школы» | апрель | воспитатели подготовительной группы | |
Шпаргалка для родителей | «Профилактика агрессивного поведения у детей» | ноябрь | воспитатели специалисты |
«Игра это серьёзно» | февраль | воспитатели специалисты | |
«Где грань дозволенного?» |
март | воспитатели специалисты | |
Организация информационной среды | Организация информационных стендов для родителей | ежемесячно | ст. воспитатель воспитатели |
Выставка фотографий, рисунков | ежемесячно | заведующий | |
Организация работы доски объявлений | сентябрь | ст. воспитатель воспитатели | |
Создание «Визитной карточки группы» | сентябрь | воспитатели | |
Оформление на сайте ДОУ странички, посвященной введению ФГОС ДО | сентябрь | ст. воспитатель | |
Анкетирование | Социологический опрос семей: «Изучаем потребности родителей» | сентябрь | ст. воспитатель |
«Анализ оздоровительной работы ДОУ» | февраль | ст. воспитатель инстр по физ. медсестра | |
Результаты работы ДОУ | апрель | ст. воспитатель воспитатели | |
Клубы: «Здоровый малыш»
| Организация и проведения мероприятий | в течение года | ст. воспитатель воспитатель I мл. гр. инстр по физ.восп. Мед. сестра,муз.рук |
«День здоровья» | октябрь, февраль, апрель | инстр по физ.восп. медсестра инстр. по физ.восп. | |
Тематические физкультурные занятия | февраль март | инстр. по физ.восп. | |
Совместная деятельность: - совместные праздники - совместные походы | Семейные традиции: «А ну-ка бабушки» «Алло, мы ищем таланты» | январь апрель | воспитатели воспитатели |
« Осенняя пора» «Новогодние превращения» « Аты-баты, мы солдаты» « Мисс мама» « Юморина» « До свидания детски сад» | сентябрь декабрь февраль март апрель май | Муз. рук. Муз. рук. инстр по физ.восп Муз. рук. инстр по физ.восп Муз. рук. | |
«Муравейник» «Царство Снежной королевы» «Здравствуй лето! До свидания детский сад!» | сентябрь февраль май | инстр по физ.восп. | |
«Осенняя аллея поделок» | октябрь | воспитатели | |
«Письмо Деду Морозу» | декабрь | воспитатели | |
«Лучшая новогодняя игрушка» (своими руками) | декабрь | воспитатели | |
«Папа, мама я – трудолюбивая семья» | февраль март | воспитатели | |
«Апрель, апрель звенит капель» | апрель | воспитатели | |
конкурсы: | Конкурс семейных работ «Семейный логотип» Конкурс творческих семейных работ "Зимняя сказка» Защита проектов «Счастливый выходной день» Родительская фотовыставка «Мой ребенок с пеленок» Конкурс на лучший участок на территории детского сада Конкурс на лучший летний головной убор | Октябрь Декабрь Январь Март Май Июнь | ст. воспитатель воспитатели |
Совместные субботники | Подготовка участка к зиме | ноябрь | воспитатели |
Благоустройство территории ДОУ | конец мая | администрация | |
Психолого-медико- педагогические консультации | «Особенности психического развития детей на разных возрастных этапах» | в течение года | специалисты ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2015 – 2016 учебный год.
В логопедическую группу детского сада зачисляются дети с заключением «общее недоразвитие речи», «дизартрия», «системное недоразвитие речи».Логопедическое и психологическое изучение д...
План работы с родителями Младшая группа 2015 – 2016 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКАДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №57План работы с родителямиМладшая группа 2015 – 2016 учебный годПодготовила воспитатель: Колба...
АНАЛИЗ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Отчет о воспитательно - образовательной работе во второй младшей группе....
Электронная база достижений воспитанников ДОУ 2015-2016 учебный год
Электронная база достижений воспитанников ДОУ 2015-2016 учебный год...
Электронная база достижений воспитанников ДОУ 2015-2016 учебный год
электронная база достижений воспитанников ДОУ 2015-2016 учебный год...
Достижения воспитанников за 2015-2016 учебный год
Участие воспитанников в конкурсах за 2015-2016 учебный год....
Перспективный план работы с родителями старшей группы 2015-2016 учебный год
Перспективный план работы с родителями старшей группы 2015-2016 учебный год...