План работы ДОУ с родителями воспитанников на 2015 - 2016 учебный год
материал на тему

Ефремова Ольга Викторовна

План работы ДОУ с родителями воспитанников на 2015 - 2016 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_2015-2016.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Одним из важных условий реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В основу реализации работы с семьёй заложены следующие принципы:

  • партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
  • помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных  и конечных результатов.

Направления работы по взаимодействию с семьями воспитанников следующие:

  • защита прав ребёнка в семье и детском саду;
  • воспитание, развитие и оздоровление детей;
  • детско-родительские отношения;
  • взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;
  • коррекция нарушений в развитии детей;
  • подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Основными задачами, стоящими перед коллективом в работе с родителями, являются:

  • изучение семьи;
  • привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
  • изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  • просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
  • работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей (консультации по вопросам воспитания, обучения и оздоровления дошкольников проводят квалифицированные специалисты: педагог-психолог, заместитель заведующей, учитель-логопед, воспитатели, медицинские работники)

Модель взаимодействия педагогов с родителями:

Направления

Содержание

Формы работы

Педагогический мониторинг

  • Изучение своеобразия семей, особенностей семейного воспитания, педагогических проблем, которые возникают в разных семьях, степени удовлетворённости родителей деятельностью ДОУ.
  • Выявление интересов и потребностей родителей, возможностей конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада.
  • Знакомство с семейными традициями.
  • Анкетирование родителей
  • Беседы с родителями
  • Беседы с детьми о семье
  • Наблюдение за общением родителей и детей

Педагогическая поддержка

  • Оказание помощи родителям в понимании своих возможностей как родителя и особенностей своего ребёнка.
  • Популяризация лучшего семейного опыта воспитания и семейных традиций.
  • Сплочение родительского коллектива.
  • Беседы с родителями
  • Психолого-педагогические тренинги
  • Экскурсии по детскому саду (для вновь поступивших)
  • Дни открытых дверей
  • Показ открытых занятий
  • Родительские мастер-классы
  • Проведение совместных детско-родительских мероприятий, конкурсов

Педагогическое образование родителей

  • Развитие компетентности родителей в области педагогики и детской психологии.
  • Удовлетворение образовательных запросов родителей.
  • Темы для педагогического образования родителей определяются с учётом  их потребностей (по результатам педагогического мониторинга).
  • Консультации
  • Дискуссии
  • Информация на сайте ДОУ
  • Круглые столы
  • Родительские собрания
  • Вечера вопросов и ответов
  • Семинары
  • Показ и обсуждение видеоматериалов
  • Решение проблемных педагогических ситуаций
  • Выпуск газет, информационных листов плакатов для родителей

Совместная деятельность педагогов и родителей

  • Развитие совместного общения взрослых и детей.
  • Сплочение родителей и педагогов.
  • Формирование позиции родителя как непосредственного участника образовательного процесса.
  • Проведение совместных праздников и посиделок
  • Заседания семейного клуба
  • Оформление совместных с детьми выставок
  • Совместные проекты
  • Семейные конкурсы
  • Совместные социально значимые акции
  • Совместная трудовая деятельность

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

  1. Познавательное направление.

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

- общие, групповые собрания;

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

- совместные экскурсии;

- открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей).

- утренние приветствия;

- Почта доверия;

- семейные проекты.

Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения.

  1. Информационно-аналитическое направление.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

- анкетирование;

- тестирование.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

  1. Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Данное направление включает:

- родительский уголок: включающий различную информацию.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

- нормативные документы;

- объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;

- папка-передвижка.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».

- фотовыставки;

- выпуск газет.

IV. Досуговое направление:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовать:

- праздники, которые можно закончить чаепитием.

Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

- развлечения;

- знакомство с профессиями родителей;

- празднование дней рождения;

- выставка семейной коллекции

- акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

- дни добрых дел.

С целью оказания помощи родителям  детей, не посещающих детский сад, в ДОУ организована работа консультативного пункта.

Задачи консультативного пункта:

- оказание всесторонней помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;

- содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;

- обеспечение взаимодействия между государственным дошкольным образовательным учреждением и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

Направления деятельности специалистов консультативного пункта

Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:

- знакомит родителей (законных представителей) с различными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

- оказывает консультативную помощь по вопросам физического, психического, нравственного, эстетического, патриотического воспитания детей дошкольного возраста, по подбору развивающих игр и игрушек для детей, по созданию игровой среды для ребёнка в домашних условиях; по подготовке старших дошкольников к школе.

Старшая медицинская сестра:

- консультирует родителей (законных представителей) по вопросам оздоровления, физического развития и профилактики заболеваний у детей дошкольного возраста;

- даёт рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей и навыков самообслуживания.

Общественный инспектор по охране прав детства:

- проводит диагностику детей по запросам родителей,

- оказывает помощь в разрешении проблемных ситуаций, возникающих в семье;

- консультирует опекунов (попечителей), приёмных родителей по вопросам содержания, образования, состояния здоровья подопечных, сохранения принадлежащего им имущества.

Учитель-логопед:

- проводит диагностику речевого развития детей;

- консультирует родителей (законных представителей) по вопросам коррекции речевых нарушений у детей.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Мероприятия

                           Тема

Дата

проведения

Ответственные

Совместные

родительские

собрания

Знакомство родителей  с ФГОС

сентябрь

заведующий

ст. воспитатель

декабрь

заведующий

ст. воспитатель

Анализ совместной работы ДОУ

и родителей воспитанников за учебный год

     май                        

заведующий

ст. воспитатель

Групповые родительские

собрания

«Воспитания самостоятельности

 детей младшего дошкольного возраста» (родительское собрание  в ДОУ)

октябрь

воспитатель младшей группы

«Давайте познакомимся»

октябрь

Воспитатель

I мл. гр.

«Знаете ли вы своего ребенка»

октябрь

воспитатели

ср. гр.

«Методы воспитания детей дошкольного возраста»

октябрь

воспитатели

старших групп

«Очень многое мы можем, очень многое умеем»

апрель

воспитатели

младшей группы

«Очень многое мы можем, очень многое умеем»

апрель

воспитатели

средней

« На пороге школы»

апрель

воспитатели

подготовительной

группы

Шпаргалка  для родителей

«Профилактика агрессивного поведения у детей»

ноябрь

воспитатели

специалисты

«Игра это серьёзно»

февраль

воспитатели

специалисты

«Где грань дозволенного?»

 

март

воспитатели

специалисты

Организация

информационной

среды

Организация информационных стендов для родителей

ежемесячно

ст. воспитатель

воспитатели

Выставка фотографий,  рисунков

ежемесячно

заведующий

Организация работы доски объявлений

сентябрь

ст. воспитатель

воспитатели

Создание «Визитной карточки группы»

сентябрь

воспитатели

Оформление на сайте ДОУ странички, посвященной введению ФГОС ДО

сентябрь

ст. воспитатель

Анкетирование

Социологический опрос семей:

«Изучаем потребности родителей»

сентябрь

ст. воспитатель

«Анализ оздоровительной работы ДОУ»

февраль

ст. воспитатель

инстр по физ.

медсестра

Результаты работы ДОУ

апрель

ст. воспитатель

воспитатели

Клубы:

«Здоровый малыш»

 

Организация и проведения мероприятий

в течение года

ст. воспитатель

воспитатель I мл. гр.  

инстр по физ.восп.

Мед. сестра,муз.рук

«День здоровья»

октябрь, февраль, апрель

инстр по физ.восп.

медсестра

инстр. по физ.восп.

Тематические физкультурные занятия

февраль

март

инстр. по физ.восп.

Совместная деятельность:

- совместные             праздники

- совместные

походы

Семейные традиции:

«А ну-ка бабушки»

«Алло, мы ищем таланты»

январь

апрель

воспитатели

воспитатели

« Осенняя пора»

«Новогодние превращения»

« Аты-баты, мы солдаты»

« Мисс мама»

« Юморина»

« До свидания детски сад»  

сентябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

Муз. рук.

Муз. рук.

инстр по физ.восп

Муз. рук.

инстр по физ.восп

Муз. рук.

«Муравейник»

«Царство Снежной  королевы»

«Здравствуй лето! До свидания детский сад!»

сентябрь

февраль

май

инстр по физ.восп.

«Осенняя аллея поделок»

октябрь

воспитатели

«Письмо Деду Морозу»

декабрь

воспитатели

«Лучшая новогодняя игрушка»

(своими руками)

декабрь

воспитатели

«Папа, мама я – трудолюбивая семья»

февраль

март

воспитатели

«Апрель, апрель звенит капель»

апрель

воспитатели

конкурсы:

Конкурс семейных работ «Семейный логотип»

Конкурс творческих семейных работ "Зимняя сказка»

Защита проектов «Счастливый выходной день»

Родительская фотовыставка «Мой ребенок с пеленок»

Конкурс на лучший участок на территории детского сада

Конкурс на лучший летний головной убор

Октябрь

Декабрь

Январь

Март

Май

Июнь

ст. воспитатель

воспитатели

Совместные субботники

Подготовка участка к зиме

ноябрь

воспитатели

Благоустройство территории ДОУ

конец мая

администрация

Психолого-медико-

педагогические

консультации

«Особенности психического развития детей на разных возрастных этапах»

в течение

года

специалисты

ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2015 – 2016 учебный год.

В логопедическую группу детского сада зачисляются дети  с заключением  «общее недоразвитие речи»,  «дизартрия», «системное недоразвитие речи».Логопедическое и психологическое изучение д...

План работы с родителями Младшая группа 2015 – 2016 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКАДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №57План работы с родителямиМладшая группа 2015 – 2016 учебный годПодготовила воспитатель: Колба...

АНАЛИЗ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Отчет о воспитательно - образовательной работе  во  второй младшей группе....

Электронная база достижений воспитанников ДОУ 2015-2016 учебный год

Электронная база достижений воспитанников ДОУ 2015-2016 учебный год...

Электронная база достижений воспитанников ДОУ 2015-2016 учебный год

электронная база достижений воспитанников ДОУ 2015-2016 учебный год...

Достижения воспитанников за 2015-2016 учебный год

   Участие воспитанников в конкурсах за 2015-2016 учебный год....

Перспективный план работы с родителями старшей группы 2015-2016 учебный год

Перспективный план работы с родителями старшей группы 2015-2016 учебный год...