«Формирование фонематического восприятия»
консультация по логопедии на тему

Консультация для воспитателей "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование фонематического восприятия»

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе. Но анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Они не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости при овладении чтением и письмом.

Основные причины - нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко - слоговое строение слова».

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок быстрее преодолел нарушения произношения, усвоил письменную речь (чтение и письмо), а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием принято называть способность воспринимать и различать звуки речи.

Эта способность в норме формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 недель откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу 1-го года жизни слово впервые начинает служить орудием общения приобретает характер языкового средства и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы ,входящие в его состав). Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу 2-го года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Бывают случаи, когда в 2 года малыши имеют абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различают на слух и произносят все звуки родного языка. В большинстве же дети в 2, 3, 4 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки; не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру, с трудом воспроизводят скороговорки. Это свидетельствует о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения, вплоть до окончательного завершения последней.

Но правильное произношение не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. Ребенок может чисто произносить звуки в спонтанной речи. Но некоторые задания по проверке фонематического восприятия, например, повтор 3-х близких по звучанию слов (бак-бык-бок или миска-мишка-мышка), слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости - глухости или мягкости - твердости (па-ба-па, ро-ре-ро), слов со сложной слоговой структурой, выполняет с многочисленными ошибками.

Это свидетельствует о том, что при внешне благоприятной картине произношения формирование фонематического восприятия ребенка запоздало и не соответствует возрастной норме. И без специальной подготовки ребенок не сможет грамотно писать и читать.

Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Также ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи отводят формированию фонематического восприятия. С другой стороны с помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при   стечении согласных звуков и т.п.

При формировании фонематического восприятия у детей можно выделить 5 ступеней (на начальном этапе):

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и              

             тембру;

  1. различение слов близких по звуковому составу;
  2. дифференциация слогов;
  3. дифференциация фонем.

И более высокая ступень - развитие фонематического анализа и синтеза; она включает в себя:

  • определение наличия заданного звука в слове;
  • выделение первого и последнего звука в слове;
  • нахождение места заданного звука;
  • определение последовательности и количества звуков в слове.

Игры для развития фонематического восприятия.

I.   Определение наличия заданного звука в слове.

  1. «Мамина сумка» - мама пошла в магазин, купит только те продукты, в названии которых есть данный звук.
  2. «Крестики - нолики» - если услышишь звук [с] в слове - рисуй крестик, если  нет звука  - нолик.
  3. «Пирамидка» - перед тобой разобранная пирамидка. Собирая ее, произнеси слова, в которых есть звук [р]; одно кольцо - одно слово.
  4. «Пуговицы» Прозрачная бутылочка с завинчивающейся пробкой, 10  мелких пуговиц.

(Придумай слова, которые начинаются на звук" [а]. На каждое слово клади пуговицу в бутылочку. Если собрал все пуговицы закрой бутылочку крышкой).

II. Выделение первого и последнего звука в слове.

1.        Фломастеры.

У меня 12 фломастеров разного цвета. Я загадала цвет одного из них.  

      Если ты догадался какого, возьми его в руки: [ж]..., [з]..., [к]... и т.д.

Покажи фломастером все предметы, названия которых начинаются с того же звука, что и цвет.

2. «Читаем» по картинкам (по 1-м или последним звукам угадай слово).

  1. «Горлышко болит»

а) произнеси первый звук только губами, без звука, а остальные звуки – вслух;

б) произнеси губами все слово без звука, только последний звук вслух.

4. «Кубики».

На 6-ти сторонах кубика изображены различные предметы. Водящий берет кубик и называет слова, начинающиеся на тот же звук, что и название предмета, нарисованного на верхней стороне кубика. Выигрывает тот, кто сумеет назвать больше слов на заданный звук.

III.  Нахождение места заданного звука.

1.        Магазин.

Открывается новый магазин. Разложи товар по полкам: верхняя полка- нужный нам звук в начале слова; средняя полка - в середине слова, нижняя - в конце слова.

  1. «Посади бабочку на цветок» - на полоске 3 цветка - 1й цветок -  

     звук вначале слова, 2-й цветок - в середине слова, последний - в

      конце слова.

IV.   Определение последовательности и количества звуков в в слове.

     1.      «Что это?»

Посмотри на игрушки. Я загадала название одной игрушки. Повторяй за мной эти    звуки: [м], [ы], [ш]. Кто это? Повторяя за мной звук откладывай жетон. Жетонов  должно быть столько, сколько звуков в слове.

2.        «Переставь»

Детям предлагаются слова - анаграммы, т.е. такие, из которых путем перестановки звуков (или букв) можно получить новое слово (кот - ток, шпала - лапша)

Используемая литература.

  1. Алтухова Н.Г. «Научитесь слушать звуки».
  2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. «Звуки на все руки»
  3. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».
  4. Колесникова Е.В. «Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников.
  5. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»
  6. Цвынтарный В. «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...

Статья "Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия".

Статья посвящена вопросу по развитию фонематического слуха и формирования фонематического  восприятия. Важность этой темы сегодня не подвергается сомнению, поскольку и для овладения грамотной реч...

«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»

Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста...

Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни

Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...

«Возрастные ступени в работе по развитию фонематического слуха и формированию фонематическому восприятия у детей с ОВЗ в образовательной организации компенсирующего вида»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Теоретики логопедической науки ...

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»...