Рабочая программа учителя - логопеда
рабочая программа по логопедии на тему
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем якутского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом при обучении в школе и социализации ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_rabochaya_programma_.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Сардана» с. Хатыстыр» МО АР
Принято: Утверждаю:
На педагогическом совете Заведующая МБДОУ «Сардана»
Протокол №_______ _____________Саввинова В.Н.
от «____»________20__г. от «____»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда
логопункте «Ситим»
Разработала:
учитель-логопед
Иванова Наталья Владимировна
Хатыстыр 2014
Содержание
Пояснительная записка
1.Цели и задачи программы
2. Характеристика воспитанников с речевыми нарушениями
2.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи
2.2. Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
3. Содержание коррекционной работы.
3.1. Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
3.2. Формы организации образовательной деятельности
3.3.Перспективный тематический план занятий по формированию речевой деятельности детей 5-6 лет
3.4.Взаимодействие с педагогами ДОУ
- .Система работы с родителями воспитанников (или лицами, их заменяющими)
4. Планируемые результаты
5.Диагностика нарушений речи воспитанников ДОУ
Литература
Приложения1. Бланк «Список зачисленных воспитанников на логопедические занятия»
Приложение 2. Бланк «Индивидуальный план коррекционно-речевой работы» по речевым группам
Приложение 3. Бланк «Речевая карта»
Приложение 4. Бланк « Отчет о работе учителя – логопеда общеобразовательного учреждения»
Пояснительная записка
Анализ диагностики речевого развития воспитанников детского сада за 2013 -2014 учебный год показал, % дошкольников 4-6 лет имеются различные речевые нарушения. У 45 детей выявлены нарушения звукопроизношения, недостаточный словарный запас и способность грамотно излагать свои мысли.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям; устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ “Об образовании”, целям и задачам образовательной программы учреждения.
В основу рабочей программы МБДОУ детский сад комбинированного вида «Сардана» положены программы:
- «Программа логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; - «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;
- Базовая программа «Тосхол» Министерства образования СР(Я).
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, не подходят для использования на логопедическом пункте национального детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной адаптации.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.
Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем якутского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом при обучении в школе и социализации ребенка.
В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа « Программа воспитания и обучение» под редакцией М.А. Васильевой, базовая программа «Тосхол» Министерства образования СР(Я). Эти программы не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.
- Цели и задачи программы
Данная рабочая программа сообразуется с Образовательной программой МБДОУ детский сад комбинированного вида «Сардана», отвечает Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для коррекции речевых нарушений детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст).
Цель программы – организация эффективных условий для формирования фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков правильной чистой речи, развитие диалогической связной речи.
Достижению данной цели будут способствовать задачи:
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
- Развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
- Формирование компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога – психолога, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию).
Поставленные цели и задачи осуществляется в следующих принципах:
1. Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
2. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
2. Характеристика воспитанников с речевыми нарушениями
В 2013-2014 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк:
ФНР | ФФНР | ОНР III уровня |
14-58% | 7-29% | 3-13% |
Всего 24 ребенка |
2.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет нерезко выраженное недоразвитие речи и третий уровень речевого недоразвития.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
2.2. Характеристика детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
3. Содержание коррекционной работы.
3.1. Особенности организации деятельности логопеда
по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание коррекционной работы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (далее – ФГОС), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении обязательной образовательной программы.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, психолога, родителей и педагогов.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование всех детей проводится в соответствии с Образовательной программой ДОУ и описанв Рабочей программе (см. далее)
Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада комбинированного вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится ежедневно с каждым ребёнком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
3.2. Формы организации образовательной деятельности
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:
Индивидуальные.
Основная цель – подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартри.
Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).
Задачи и содержание индивидуальных занятий
- Развитие артикуляционного праксиса;
- Фонационные упражнения;
- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
- Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д
Подгрупповые.
Основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей.
Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала.
Содержание подгрупповых занятий
Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
Цель и содержание подгрупповых занятий:
- Закрепление навыков произношения изученных звуков.
- Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
- Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
- Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.
- Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
1.Закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом;
2. Постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з , ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.
Продолжительность занятий с детьми:
ФН – от 3 до 6 месяцев;
ФФН– от 6 мес. до 1 год;
ОНР-III уровня – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
3.3.Перспективный тематический план занятий по формированию речевой деятельности детей 5-6 лет
3.4.Взаимодействие с педагогами ДОУ
Развитие речи (воспитатели).
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.
При организации образовательной деятельности
учителя-логопеда и воспитателей
Учитель - логопед | Воспитатель |
- звукопроизношение; - фонематические процессы; - языковой анализ; - психологическая база речи | - моторный праксис; - лексико-грамматическое развитие; - обогащение и активизация словаря; - развитие связной речи; - психологическая база речи |
Порядок и количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)
Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
Физическое воспитание (руководитель по физической культуре)
Выполнение общекорригирующих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.
Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений, подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.
План работы учителя – логопеда
по взаимодействию с педагогическим коллективом
на 2014 – 2015 учебный год
№ п/п | Тема | Формы работы | Сроки выполнения |
1. | Результаты логопедического обследования в старшей и подготовительной группах. | Педагогический час | Сентябрь – Октябрь |
2. | Формирование списка детей на зачисление для занятий в условиях логопункта | Заседание ПМПк | Сентябрь-октябрь |
3. | Специфика организации образовательной деятельности детей зачисленных на логопункт. | Консультации для воспитателей. | Сентябрь |
4. | Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков. | Практикум для воспитателей младшей и средней группы | Октябрь |
5. | Индивидуальный подход в организации образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками, имеющими нарушения речи. | Консультации, беседы с воспитателями. | В течение года |
6. | Проведение комплекса логоритмики. | Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре. | Сентябрь - Октябрь |
7. | «Обучение рассказыванию методом погружения в картину» | Мастер-класс | Ноябрь |
8 | «Приемы работы воспитателя по развитию фонематического восприятия» | Памятки для воспитателей. | Декабрь |
9. | «Инновационные приемы для формирования связной речи дошкольника» | Консультация на сайте ДОУ | Январь |
10. | Необходимость контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов. | Беседы с воспитателями. | Январь |
11. | Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками и скороговорки (чабыр5ах) | Практикум для воспитателей. | Февраль |
12. | Пальчиковая гимнастика и различные способы развития мелкой моторики для детей раннего возраста | Консультация для педагогов младшей группы | Март |
13. | Динамика развития детей псевдобульбарной дизартрией. | Индивидуальная беседа с педагогами | Апрель |
14. | Игры для формирования грамматического строя речи. | Практикум для воспитателей. | В течение года |
15. | Результаты обследования детей имеющих отклонение в речевом развитии. Рекомендации по составлению педагогических характеристик. Изучение данных, обмен мнениями. | Беседы, консультации с воспитателями средней группы | Май - В течение года |
16. | Совместная подготовка к детским праздникам. | Подбор речевого материала, разучивание стихов. | В течении года |
3.5 .Система работы с родителями воспитанников
(или лицами, их заменяющими)
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:
• Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
• Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
• Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;
• Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- Активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- Помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- Создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
План работы учителя-логопеда
по взаимодействию с родителями
№ п/п | Тема | Форма работы | Срок выполнения |
1. | Результаты логопедического обследования детей; ознакомление с индивидуальным планом-программой на учебный год, обсуждение организационных моментов работы. Работа с индивидуальной тетрадью ребёнка. | Индивидуальные консультации, беседы. | Сентябрь В течение года |
2. | ОНР и ФФНР причины и основные направления коррекционно-логопедической работы. | Родительское собрание. Логопедический уголок для родителей | Октябрь |
3. | Анкетирование родителей. | Индивидуальные консультации; | Сентябрь, май |
4. | ««Обучение рассказыванию методом погружения в картину»» | Мастер – класс на род.собрании. | В течение года. |
5. | Приёмы выполнений домашних заданий логопеда, необходимость ежедневных занятий с ребёнком по занятиям учителя – логопеда. | Консультация на сайте ДОУ | Октябрь |
6. | Советы по автоматизации звуков в домашних условиях. | Индивидуальные консультации, беседы. | В течение года. |
- Планируемые результаты.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (якутского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- Ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- Ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
- Родители и педагоги детей с тяжёлыми нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития интегративных качеств ребенка.
Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сформированы предпосылки любознательной и познавательной мотивации.
Образовательная область «Речевое развитие»
Речь чистая, закрепленным правильно произносимым звуком. Сформированы предпосылки навыки звуковой аналитико – синтетический активности.
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Различает понятия «звук», «слог», «слово»,«предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
- Диагностика нарушений речи воспитанников ДОУ
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
- Группы нового набора (младшая группа), проходящие период адаптации проводят первичную диагностику в январе текущего учебного года, итоговую диагностику проводят в мае.
- Группы воспитанников с 3 до 6 лет (средняя, старшая группа), первичную диагностику по выявлению исходного уровня знаний воспитанников проводят педагоги в сентябре, итоговую – в мае.
- Подготовительные к школе группа, педагоги проводят 2 раза – сентябрь (первичная), последняя декада апреля (итоговая).
- Дети зачисленные на логопункт, педагоги коррекционной работы (учитель-логопед, педагог-психолог) проводят 2 раза – сентябрь (первичная), последняя декада апреля (итоговая).
Цель обследования:
- Выявить детей, имеющих нарушения речи.
- Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.
- Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
1.Фонематическое восприятие.
2. Артикуляционная и мелкая моторика.
3. Звукопроизносительная сторона речи.
4. Навыки звукового анализа.
5. Лексико- грамматический строй речи.
6. Состояние словарного запаса и навыки словообразования.
7. Понимание логико-грамматических отношений.
8.Связная самостоятельная речь.
Используемая методика: Иллюстрированная методика логопедического обследования под общей редакцией Т.Н. Волковской, элементы методики Т.А. Фотековой.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта применяется следующая система мониторинга:
Приёмы диагностического изучения:
- Сбор анамнестических данных
- Беседы с родителями
- Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
- Беседа с детьми
- Беседа с воспитателя
Литература
1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Издательство «Просвещение», 2008
2. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Тумакова. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Издательство «Просвещение», 2008
3. Базовая программа «Тосхол» / под ред.
4. Комплексно-тематическое планирование по программе «Союз трех культур» /
5. З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002
6. Руководство по организации работы логопеда /сборник примерных форм локументов и методических материалов. М. изд. «Аркти», 2008
6.О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
7. Л.Я. Гадасина, О.Г. Ивановская. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков Р и Л. Санк –Петербург. изд. «Каро», 2009
8. Н.В. Емельянова, Л.И. Жидкова, Г.А. Капица. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. Санк –Петербург «Детство – пресс», 2013
9. Г.А. Волкова. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Санк –Петербург «Детство – пресс», 2008
10. Иллюстрированная методика логопедического обследования / под общей редакцией Т.Н. Волковской
11. И. Светлова. Домашний логопед. М. «Эксмо», 2003
12.Г.С.Швайко .Игровые упражнения для развития речи.М.:просвещение,1988
13 З.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Санк –Петербург «Детство – пресс», 2008
14. Журнал “Логопед”
15 .Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)
16. О5ону чуолгайдык санарда уорэтии. Методическое пособие / Е.П. Басагысова, М.С. Винокурова, Ф.Е. Романова. Я. изд ИРО МО РС(Я), 2006
17. Ф.Е. Романова, Л.И.Ширяева. Дор5ооннордуун оонньуо5ун. Я. «Бичик», 2010
18. Е. Ноговицына. Тыл доэрэкээн кустуга. Я. «Бичик», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога
Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...
Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка 32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...