Риторика для дошкольников. «Секреты волшебницы Речи».
элективный курс по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете ДОУ №761
На тему:
Риторика для дошкольников. «Секреты волшебницы Речи».
Провела Дроздова Р.Ш.
Москва, 2013
Риторика – одна из самых древних наук на земле.
Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего.
Учитывая, что в центре современной риторики находится человек, который общается (общающийся человек), то основной задачей курса является обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Что же понимается под эффективным общением и как общение можно считать эффективным?
Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана, например:
- Я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем прошу.
- Я хочу разделить горе человека, утешить его (задача духовного плана), и мне это удается.
Курс «Риторика для дошкольников» интегрирует в себе различные дисциплины:
- Лингвистику;
- Психологию;
- Педагогику;
- Логику;
- Философию.
Таким образом, главной целью курса «Риторика для дошкольников» является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.
Задачи курса:
- Познакомить детей с нормами русского литературного языка;
- Развить качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание;
- Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;
- Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;
- Помочь детям усвоить формулы речевого общения;
- Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка, воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
Основополагающие принципы курса
Принцип деятельности. Участвуя в игровых обучающих ситуациях, ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний.
Принцип вариативности. Каждый педагог вправе творчески использовать предлагаемый дидактический материал, ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создания аналогичных речевых ситуаций, не противоречащих конкретной теме.
Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая конкретные речевые ситуации, в которых участвует каждый ребенок.
Принцип доступности изучаемого материала. Построение курса в содержательном плане представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребенка к знаниям от простого к сложному.
Принцип непрерывности. Процесс речевого развития не заканчивается на занятиях по риторике, а продолжается и в совместной, и в самостоятельной деятельности детей, охватывая полностью всю жизнедеятельность ребенка как в детском саду, так и дома, в семье.
Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является диалог, при котором педагог включает в беседу-общение (беседу-диалог) каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты волшебницы зимы.
Непосредственно образовательная деятельность в виде проблемно-игровой ситуации. В основе познавательное общение, позволяющее детям выстраивать причинно-следственные связи. Образовательная ситуация нос...
конспект НОД "Секреты волшебницы воды"
конспект занятия по ФГОС с самоанализом...
Конспект открытого мероприятия НОД "СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНИЦЫ ВОДЫ"
"СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНИЦЫ ВОДЫ"...
"Секреты волшебницы - релаксации"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Секреты волшебницы-релаксации"
Материал о пользе релаксационных упражнений для заботливых родителей и увлеченных педагогов....
Конспект занятия на тему: "Использование элементов риторики для занятия по развитию речи"
Этот конспект может быть полезен воспитателям подготовительной к школе группе....