"Развитие вне- и речевого и дыхания дошкольников "
статья по логопедии на тему

Уварова Марина Леонидовна

В статье рассматриваются следующие  вопросы: чем отличается речевое дыхание от внеречевого;  типы и функции речевого дыхания; особенности речевого дыхания дошкольников; работа по воспитанию вне- и речевого дыхания у дошкольников .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_vne-_i_rechevogo_dyhaniya_u_doshkolnikov.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Развитие вне- и речевого дыхания у дошкольников

В жизнедеятельности человеческого организма дыхание играет важную роль. Кроме своей основной физиологической функции – осуществления газообмена, дыхание обеспечивает еще и такую функция, как речевое дыхание.

Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально использовать воздух при выдохе.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков. Способность изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом плавность часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения.

Речевое дыхание – необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя – в ротовую полость или носовую, звуки будут (при одинаковом положении артикуляционного аппарата) звучать по-разному: /м-м/, /н-н/ - при прохождении воздуха через носовую полость; /б-б/, /д-д/ - при выдохе воздушной струи через рот.

Важный момент в овладении правильным речевым дыханием – это вопрос о том, каким типом дыхания пользуется человек во время речевого дыхания. Физиологи различают  и выделяют  три основных типа дыхания: грудной, брюшной и смешанный. В настоящее время большинство исследователей для нормального звучания речи отдают предпочтение смешанному типу дыхания, т.е. такому, при котором легкое вентилируется равномерно во всех частях, и этот тип дыхания следует расценивать как наиболее выгодный для организма.

Особенности развития речевого дыхания

у дошкольников.

Обследование речевого дыхания у дошкольников показало: выдох у малышей короче в сравнении со старшими детьми и значительно уступает взрослым. Внеречевой выдох, как правило, короче выдоха, совершаемого в процессе произнесения гласных звуков. В процессе фонации расходуется воздух более рационально, нежели при свободном выдохе. Выдох, внеречевой и при фонации звуков, увеличивается, если детям дают установку ("Сделай глубокий вдох и подуй как можно дольше", "произнеси как можно дольше"). Дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха.

Возникает вопрос: как воспитывать у детей речевое дыхание? Работу по воспитанию речевого дыхания надо осуществлять в процессе общего речевого развития: дыхательные упражнения проводить в разные режимные моменты – на занятиях по речевой зарядке, по развитию речи ( на физминутке, при уточнении произношения изолированных звуков), на музыкальных занятиях, вне занятий (игры и тренировочные упражнения). Особое внимание уделять тем детям, у которых дыхание в покое неровное, поверхностное.

В работе  по воспитанию речевого дыхания используются такие методические приемы, как образец, упражнения, дидактические игры. Цель дыхательных упражнений – увеличить жизненную емкость легких, научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух при выдохе.

Работа по воспитанию вне- и речевого дыхания ведется поэтапно. Сначала детей учат спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать воздух без произнесения звуков (работа над внеречевым дыханием), затем рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз (работа над речевым дыханием).

При обучении детей внеречевому дыханию – учить их производить быстрый вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой – можно использовать игры и игровые приемы (сдувать с руки снежинки, ватку, дуть на одуванчики, птичек, бабочек).

В средней, старшей и подготовительной группах задания, предлагаемые в игровой форме, усложняются (задуть в ворота легкие шарики), включаются элементы соревнования – кто дольше сможет подуть на "листики деревьев", у кого дальше улетит снежинка и т.п. Дети с различной громкостью произносят протяжно звуки /у/, /а/, /и/, /з/ и другие. Особое внимание следует обратить на правильность произнесения на одном выдохе нескольких звуков, добиваясь одинаковой длительности их произнесения, без добора воздуха, плавного перехода от одного звука к другому: "а-у-….", "у-и….", "ж-з-….".

В ходе дидактических игр и упражнений по воспитанию внеречевого выдоха внимание детей следует постоянно фиксировать на его длительности, а при произнесении звуков – на равномерности и плавности их произнесения.

Для выработки речевого дыхания можно предложить детям, кроме фонации звуков произносить на одном выдохе небольшие по объему шутки-чистоговорки, небольшие фразы в качестве ответов на вопросы по картине. Следить за тем, чтобы дети произносили слова на одном выдохе, а фразы, состоящие из 6-7 и более слов, членили на речевые отрезки, правильно распределяли паузы с учетом содержания текста.

В качестве речевого материала используются потешки, короткие стихотворения.

Дыхательные упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды. Следить, чтобы одежда не стесняла ребенка, чтобы вдох он производил без напряжения, плавно, не поднимая плеч, не втягивая живот при вдохе. Длительность упражнений: для детей младших групп – 2-3 минуты, для детей среднего и старшего дошкольного возраста – 3-5 минут. Работа, направленная на развитие дыхания, дает положительный эффект – увеличивает длительность и силу внеречевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания, возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов произносить на одном выдохе, создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

Социально-коммуникативная, познавательная иречевая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе составление описательного рассказа по картине «Труд в природе весной»

дети учатся составлять описательный рассказ по картине, отгадывать загадки, играют в словесные игры, сообща придумывают название картине....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...