Творческий отчет
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Тема: "Пальчиковые игры в развитии речи детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorch_otchet.docx120.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

Творческий  отчет

на тему  «ПАЛЬЧИКОВЫЕ    ИГРЫ

В  РАЗВИТИИ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ»

                   Авторы:

                                                      Воспитатели

Пашина Ю.И.                                                              

Атавина Н.М.

Покачи

2012

Здравствуйте, уважаемые коллеги, ТЕМОЙ  нашего творческого отчета является «ПАЛЬЧИКОВЫЕ    ИГРЫ  В  РАЗВИТИИ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ»

ЦЕЛЬ: стимулирование речевого развития детей путем тренировки движений пальцев рук.  

 

 ИСХОДЯ ИЗ ДАННОЙ ЦЕЛИ ВЫТЕКАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • формирование правильного произношения;
  • избавление от монотонности речи, нормализация её темпа;
  • снижение психического напряжения детей;
  • воспитание быстроты реакции и эмоциональной выразительности;
  • развитие речи, пространственного мышления, внимания  и  воображения.

АКТУАЛЬНОСТЬ

   Ученые  установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

   Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

        Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

    Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

 Средствами использования пальчиковых игр являются:

  •   Счетные палочки
  • Фольклерный материал – потешки, стихи, песни и др.
  • Народные игры

Существуют следующие разновидности пальчиковых игр:

  • С речевым сопровождением;
  • Без речевого сопровождения;
  • С использованием предметов (счетные палочки, бусы, шишки, колпачки с персонажами и др.)

ЭТАПЫ РАЗУЧИВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР:

  • Взрослый сначала показывает игру  сам.
  •  Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  •  Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  •  Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Основные   рекомендации  к проведению   пальчиковых   игр:

  • Подбирайте игры, которые окажутся по силам ребенка.

Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна  – упростите ее.

  • Сопровождайте игры стихами и потешками.
  • В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик ребенка.
  • Каждый пальчик ребенка должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.
  • Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
  • Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук.

Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводятся к 5 годам.

  • Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.
  • Если в новой игре имеются не знакомые персонажи или понятия, сначала расскажите о них детям, используя картинки или игрушки.
  •  Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
  •  Используйте максимально выразительную мимику.
  •  Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
  •  Проводите  игры  весело, «не замечайте», если ребенок  на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Диагностика:

Использование пальчиковых игр в  своей работе позволяет говорить о высоком уровне сформированности мелкой моторики рук детей, что в свою очередь повышает уровень речевого развития:

                             низкий       средний      высокий

апрель                     8%                38%             54%  

сентябрь                  6%                30%             64%

Ожидаемыми результатами использования пальчиковых игр являются:

  • Речь ребенка развивается в тесной взаимосвязи с мелкой моторикой;
  • Формируется правильное произношение;
  • Речь детей избавляется от монотонности, нормализуется её темп;
  • Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты;
  •  Речь становится более выразительной.
  • Развивается  пространственное мышление, внимание  и  воображение ребенка.
  • У детей происходит снятие психического напряжения.

ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАЙЧИК»

Зайчик:


Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕЛОВЕЧЕК»

Человечек:


Бегаем указательным и средним пальцами по столу.

УПРАЖНЕНИЕ «ЁЖИК»

Ёжик:


Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

УПРАЖНЕНИЕ «КОШКА»

Кошка:


Соединить средний и безымянный пальцы с большим; указательный и мизинец поднять вверх.

УПРАЖНЕНИЕ «КОЗА»

Коза:


Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем.

УПРАЖНЕНИЕ «БАБОЧКА»

Бабочка:

Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - "бабочка летит".

УПРАЖНЕНИЕ «ОЧКИ»

Очки:


Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.

Перспективы:

  • Продолжать пополнять методическую копилку пальчиковых игр;
  • Разработать новые консультации для родителей по проведению пальчиковых игр;
  • Придерживаясь в работе данной цели и реализуя поставленные задачи через разнообразные формы и методы, достичь более высоких результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      На мой взгляд, пальчиковые игры  являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

     Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

      Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»

Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка.  Главная цель моей работы- это развитие личност...

творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...

Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...