Занятие "Дифференциация звука Ш-Ж" (2015 г.)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Индивидуальное занятие при ринолалии в послеоперационном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvuka_sh-zh_2015_g.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
«Дифференциация звука Ш-Ж»
(индивидуальное занятие)
при ринолалии в послеоперационном этапе.
Учитель-логопед
Мусина Э.И.
МАДОУ Д/С № 13
Приволжского района
г. Казани
\
Конспект индивидуального логопедического занятия при ринолалии в послеоперационном этапе. Дифференциация звука Ш - Ж.
Тема: Дифференциация звука Ш - Ж.
Цели: коррекционно-образовательные:
- уточнить представления ребенка о звуках «Ш-Ж»;
- закрепления навыка различения и правильного употребления в речи звуков «Ш-Ж»;
коррекционно-развивающие:
- дифференциация звуков «Ш-Ж» - в слогах, в словах, в предложениях;
- развивать мимическую мускулатуру лица;
- развивать мелкую моторику, общую и артикуляционную моторику,
- учить ориентироваться на тетрадном листе,
- работать над развитием дыхания и голоса;
- развивать фантазию у ребенка;
- развивать фонематические процессы.
коррекционно-воспитательные:
- развивать у ребенка организованность;
- воспитывать у ребенка самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: зеркало, картинка джунглей, игрушки с изображением обитателей джунглей, с записью звуков джунглей, картинки предметные, картинки с изображением объектов в названиях которых имеются звуки Ш и Ж; игрушки: крокодил, лев, жираф, мартышка, носорог, тигр; пособия на развитие речевого дыхания “футбол”, мыльные пузыри, мяч.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Здравствуй, присаживайся! Сегодня мы совершим с тобой путешествие в джунгли. Ты знаешь, что такое джунгли? (показывается картинка и объясняется).Так называют тропический лес. Который находится в жаркой стране Африке. - Посмотри джунгли изображены на картинке. Через все джунгли проходит тропа, по которой мы должны пройти. Нас ожидают интересные приключения. По пути встретим разных животных, которые будут давать задания.
- Работа над мимикой.
- Идем мы с тобой по тропе, а навстречу к нам; Кто это? -Ильмир :тигр, мартышка, жираф и носорог. Наверное ты заметил, что у них разное настроение. Покажи, настроение каждого животного: тигр – злой, мартышка – веселая, жираф – удивленный, носорог – грустный.
- Молодец!
- Артикуляционная гимнастика.
-Идем дальше, навстречу: Кто это? -Ильмир, лев. Лев хочет научиться делать гимнастику для губ и язычка. -Покажи.
Выполнение артикуляционных упражнений:
- «улыбочка»
- «хоботок»
- «заборчик»
- «бублик»
- «лопаточка»
- «качели»
- «часики»
- «лошадка»
IV. Работа по развитию дыхания.
- Устали, давай отдохнем!
- В дорогу взяли мыльные пузыри, Ильмир, доставай. Сейчас будешь пускать мыльные пузыри! - Молодец!
- Посмотри, звери на поляне, построили футбольное поле. Давай поиграем: «футбол»!
Начинаем по моей команде: «приготовились — начали». Ловкий, много забил голов.
V. Формирование фонематических процессов.
- Дальше идем по тропе .Кто это ползет?- Ильмир : змея и жук.
- Как шипит змея? -ш- ш-ш.
- Как жужжит жук? -ж-ж-ж.
- Поиграем в игру: «Поймайка».
- Я буду произносить звуки, а ты как услышишь звук Ш - хлопай, а звук Ж - топай.
ЗВУКИ: А, И, Ж ,М, К, Ш, О, Т, Ж, Л, У, Ш.
VI. Игра с мячом : «Слова».
- А теперь игра: Замени в словах первый звук, у меня слова со звуком «Ш», а у тебя со звуком «Ж».
ШАР-ЖАР ШАРИТЬ-ЖАРИТЬ
ШИТЬ-ЖИТЬ ШИРОК-ЖИРОК
ШАЛЬ-ЖАЛЬ ШУТКА-ЖУТКА
VII. Игра: «Рыбалка».
- Идем по тропе:
- А навстречу, кто это? - Ильмир, крокодил. Он собирается в гости, к жирафу и мартышке. И не знает, что подарить. Поможем крокодилу.
Игра: «Рыбалка», будем ловить картинки: со звуком «Ш»-«Ж», а крокодил подарит - «картинки», своим друзьям, отбор картинок:
Картинки подарим со звуком «Ш» - мартышке: шапка, шарф, шарик, шишка.
Картинки подарим со звуком «Ж» - жирафу: желудь, жук, жеребенок, жаба.
- Умница!- Отдохнем.
VIII. Физкультминутка: Мы с игрушками играем.
По слогам, их называем:
Жи-раф, кро-ко-дил, лев,
мар-тыш-ка, но-со-рог, тигр.
Мы руками хлопаем и ногами
топаем.
IX. Связь звуков и букв.
- А сейчас отдохнем.
- Сели, посмотри лежит листок на траве. Что это за буквы? - «Восстанови»!
Ильмир , восстановил букву «ш», произнеси звук - «ш».
Ильмир, восстановил букву «ж», произнеси звук- «ж».
Сравнительная характеристика звуков «Ш-Ж».
«Ш» - согласный, глухой, шипящий - всегда твердый.
«Ж» - согласный, звонкий, поется, шипящий - всегда твердый. - Молодец!
X. Посмотри, на траве лежит, конверт со слогами, прочитай.
Игра:-" Прочитай слоги», на звуки «Ш» и «Ж» .
ША-ЖА АШ-АЖ
ШО-ЖО ОШ-ОЖ
ШУ-ЖУ УШ-УЖ
ШИ-ЖИ ИШ-ИЖ
ШЭ-ЖЭ ЭШ-ЭЖ
- Умница. Сейчас нам пора возвращаться в детский сад, где тебя ждет сюрприз!
XI. Домашнее задание.
- Нарисуй дома две картинки животных, в названиях которых есть звук "Ш" и звук "Ж".
XII. Итог.
- Тебе понравилось путешествовать по джунглям? Кто нам встретился на пути?
- Какое задание для тебя было самым интересным? -Ильмир, молодец, хорошо занимался, старался, был внимательным. Прежде, чем получить сюрприз, ты должен пощупать «чудесный мешочек», и угадать: «Что это такое?» Ребенок говорит - машина. Правильно, а в слове машина - какой звук «ш» или «ж»? - Звук «ш», правильно. Забирай свой сюрприз.
Анамнез:
Назмиев Ильмир Айратович (18.12.2007), возраст - 7 лет 3 месяца. Диагноз - врожденная полная сквозная 2-х сторонняя расщелина верхней губы, альвелярного отростка верхней челюсти, твердого и мягкого неба. Мамочка Ильмира Гаязтовна родила в 27 лет. Отцу - Айрату Аглиулловичу 32 года. У мамочки 2 - ая беременность, абортов не было, разница между детьми 7 лет. Во время беременности мама ребёнка добросовестно сдавала все анализы, УЗИ, выполняла все рекомендации специалистов. Узнала о заболевании ребенка после очередного УЗИ на 35 недели беременности. После УЗИ была расстроена, роды были преждевременные на 36-37 неделе (8 месяцев). Критическим периодом для несращения верхней губы и неба является (7-8) - недели эмбриогенеза. Плановый осмотр врачей мамочка проходила, но никто не заметил диагноза - ринолалия. Мальчик родился весом 2.990гр., ростом — 53см., (9 - баллов) по шкале Апгара, в Роддоме № 3, где пролежали 15 дней, затем перевели в Роддом №1- лежали вместе с младенцем, где мамочку учили, как кормить ребенка. До 2-х месяцев кормили зондом, поставили обтуратор, а после - ложкой до 7 месяцев. Ребёнка обследовали: неонатолог, невролог, генетик, ЛОР. Генетик предположил, что одним из факторов патологии могли послужить вредные условия труда. Отец ребёнка Айрат Аглиуллович 3 года служил на атомной подводной лодке, соответственно, вредные условия - «радиационное облучение» повлияли на плод. Поэтому у ребёнка диагноз - открытая врожденная ринолалия. На ПМПК от 16.05.2013 года заключение диагноза ОНР Ш уровня, белингвизм, ринолалия. Ребёнок был оперирован 6 раз, последняя операция состоялась — 25.06.2014 года (хейлоринопластика). Ильмир периодически ходит на физ. лечение - электрофорез, массаж лица. Инвалид 1 группы. Стоит на учете в ЧЛХ ДРКБ (7 лет 3 месяца) по поводу врожденного порока развития лица и челюстей.
Мальчик открытый, доброжелательный, активный с детьми, не стеснительный.
На раннем этапе требуется ортодонтическое закрытие дефекта твердого и мягкого неба временным обтуратором. Мягкий резиновый обтуратор нужен при кормлении ребенка для хирургического закрытия дефекта дна носовой полости и небной занавески, который снимается примерно за 14 дней до планируемой операции. Хирургическое лечение ринолалии проводится в несколько этапов.
У Ильмира хирургическое лечение происходило в следующей последовательности:
1) в 5 месяцев - хейлопластика по восстановлению верхней губы и носа(миопластику круговой мышцы рта и создание достаточной глубины преддверии рта.), и форму носа.
2) в 1 год и 2 месяца - уранопластика по восстановлению целостности дна носовой полости - так называемая «щадящая уранопластика», которая должна быть сделана до 1.5 лет( ортодонтическое лечение и ношение плавающего обтуратора) в зависимости от формы расщелины.
3) в 2 года и 1 месяц — хейлоринопластика - восстановление анатомической формы верхней губы и неба, нормализации функций дыхания, питания и речи.
4) в 4 года - радикальная уранопластика (от 3 до 5 лет) - под контролем врача-ортодонта. Посещения врача происходит 1 раз в три месяца. Занятия с логопедом начинаются после снятия швов, через 3-4 дня. Мероприятия по постановке звуков и речеобразованию. Чем меньше возраст оперированного, тем больше перспектив для самопроизвольного становления речи.
5) в 6 лет - 2 раза хейлоринопластика по восстановлению верхней губы.
6) в 6,5 лет (с 25.06.14) - операция хейлоринопластика.
Состояние: послеоперационный дефект переднего отдела твердого неба. Ороназальные соустья. Рубцовые деформации верхней губы и носа, твердого и мягкого неба.
У пациента имеется: попадание жидкости в полость носа, нарушение приема пищи, дыхания, речи, прикуса - прогения, социальной адаптации.
Планируется оперативное лечение, ортодонтическое, восстановительное лечение.
Рекомендовано: 1) Хирургическая коррекция порока в плановом порядке (альвеолопластика в 9-11 лет). 2) После ортодонтподготовки, реконструктивная хейлоринопластика в 14-17 лет. 3) Массаж верхней губы. 4) Занятия у логопеда. 5) Лечение у ортодонта, наблюдение, постановка на учете «Д», подготовка к операции альвеолопластика. 6) Наблюдение ЛОР, сурдолога.
Нуждается в проведении дальнейшего хирургического лечения.
Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и неба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских отоларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины примыкают к наиболее тяжелым порокам развития.
Расщелина лица - это пороки сложной этиологии, т.е. мультифакторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное воздействие в раннем периоде развития эмбриона. А.А. Лимберг (1964) отмечает, что на 600-1000 новорожденных рождается 1 ребенок с расщелиной губы и неба.
Различают:
1) Биологические факторы: грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.
2) Химические факторы: ядохимикаты, кислоты и др.; эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональный вред.
3) Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения.
Наличие врожденной расщелины губы и неба является общим признаком для многих нозологических форм наследственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и неба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики. В настоящее время выделены у родителей микропризнаки расщелены губы и неба: борозда на небе или язычке мягкого неба, расщелина язычка неба, несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа (Н.И. Каспарова 1981).
У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом врачебном наблюдении и лечении. По состоянию психического развития дети с расщелинами, составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центров нервной системы. У детей чаще наблюдается функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.
Для детей с ринолалией характерным является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Значительные отклонения в стереогнозе у детей с расщелинами в сравнении с нормой отмечены М. Эдварс. Причина заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей, обусловлены неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте. Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразие отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения театральной недели с 23.03.2015 – 27.03.2015
План проведения театральной недели с 23.03.2015 – 27.03.2015Цель: · Приобщить детей к театральной деятельности через...
28 мая 2015 г. ВЫПУСКНОЙ БАЛ - 2015 "НАШ ФИЛЬМ".
Сценарий выпускного бала в детском саду. Сценарий содержит песни, танцы, сценки и игры, как с детьми, так и с родителями....
2014-2015 Презентация "Отчет о работе танцевального кружка "СтильDANCE" за 2014-2015 учебный год
Отчет танцевального кружка в интересной форме....
2015-2016 Расписание открытого музейного урока по группам (октябрь 2015)
Расписание открытого музейного урока по группам...
2015-2016 Проект в старшей группе «День пожилого человека» (октябрь 2015)
Цель проекта: формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколениюЗадачи проекта:ОбразовательныеРасширять представление дет...
Занятие "Звук М и буква М" (2015 г.)
Фронтальное занятие с детьми старшей группы с речевым заключением ОНР....
МДОУ № 45 «Рябинка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ по звуковой культуре речи в старшей группе по теме: «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Воспитатель: Рожкова Ирина Алексеевна Дата проведения: 26.11.2015. г. Клин
Программное содержание: Учить детей отчетливо произносить звуки [с]-[ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение ...