"Артикуляционная и дыхательная гимнастика"
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

Маркина Инна Петровна

Данный дидактический материал можно использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения как педагогам, так и родителям. Ребёнок видит картинку и самостоятельно выполняет упражнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

«Улыбка»

   Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

«Трубочка»

 1. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы должны

быть сомкнуты). Если у ребёнка упражнение не получается, пусть попробует дотянуться губами до конфеты и взять её губами.

   2. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.

«Заборчик»

   Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы (произнести про себя звук «и»).

«Горка»

   Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык поднять вверх.

«Иголочка»

   Открыть рот и выдвинуть далеко вперед узкий язык.

«Катушка»

   Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта.

«Часики»

    Приоткрыв рот, растянуть губы в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. Взрослый приговаривает: «Тик-так….». При движении язык не прикасается к губам и зубам.

«Вкусное варенье»

   Слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы и спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигаются (можно придерживать её пальцем).

«Накажи непослушный язычок»

      Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя» (под счет от 1 до10).

«Качели»

   Открыть рот, как при звуке «а». Языком тянуться к носу («Раз!»), к подбородку («Два!»).

«Маляр»

   Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой по нёбу вперёд-назад. Не отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Чистим зубы»

   Рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Нижняя челюсть и губы неподвижны.

«Чашечка»

   Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Подтянуться к верхним зубам, но не касаться их.

«Лошадка»

   Открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык. Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая, и цокать за верхними зубами.

«Грибок»

   Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть.

«Гармошка»

   Улыбнуться, губы неподвижны, язык присосать к нёбу, открывать и закрывать рот.

«Лопаточка»

    Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы язык не дрожал.

«Пароход гудит»

   Язык отодвинут вглубь широко открытого рта,  и тянем: а-а-а,

  ы-ы-ы.



Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения

«Кто дальше загонит мяч»

Речевая моторика * речевое дыхание для детей

     Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и плавно со звуком «ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю.

      Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не «х» ,т.е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Загнать мяч в ворота»

Купить Знаток по привлекательным ценам в Москве - интернет м…

     Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно подуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребёнком загоняя его между двумя кубиками (это «футбольные ворота»).

     Загонять шарик нужно на одном выдохе, не прерывая воздушную струю.

    Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки.

«Фокус»

Артикуляционная гимнастика

      Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

     Следить, чтобы челюсть была неподвижной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.

Методические реомендации для педагогов и родителей...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Консультация для родителей "Артикуляционная и дыхательная гимнастики"

Консультация для родителей с выполнением практических заданий....

Картотека пальчиквой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год

Подборка и систематизация пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастик для детей 5-6 лет с ЗПР на каждый месяц учебного года...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация для родителей с практикой)

У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быс...