Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
картотека (средняя группа) по теме

КАЗАНЦЕВА Галина Владимировна

Дыхательная гимнастика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

          Артикуляционная и дыхательная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц  артикуляционного аппарата ( глотательных, жевательных, химических), развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе ( язык, губы, мягкое нёбо) и органов дыхания ( гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы).

           На начальном этапе детям с нарушениями речи и ограниченной подвижностью артикуляционных органов рекомендуется пассивная артикуляционная гимнастика, т.е. гимнастику делает взрослый. Пассивная гимнастика может включать следующий набор упражнений:          

-взрослый большими и указательными пальцами собирает губы ребёнка в трубочку, а ребёнок произносит звук «у»;

-указательными пальцами взрослый растягивает губы ребёнка в улыбку, ребёнок произносит звук «и»;

-указательными и средними пальцами поднимает верхнюю губу ребёнка к носу, затем опускает нижнюю губу к подбородку;

-приподнимает кончик языка ручкой чайной ложки или штапелем к твёрдому нёбу (за верхними зубами) или к верхней губе.

            Активную гимнастику делает сам ребёнок, сидя перед зеркалом, повторяя упражнения за взрослым.

1. «Окошко» - на счет «раз» широко открыть рот, на счёт «два» - закрыть.

2. «Лягушка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы; удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

3. «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты; с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.

4. Чередование упражнений «Лягушка» и «Хоботок» на счёт «раз-два».

5. «Лопаточка» - улыбнуться, открыть рот; положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

6. «Часики» - улыбнуться, открыть рот; кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

7. «Качели» - улыбнуться, открыть рот; на счёт «раз- два» поочерёдно упираться языком то в  верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

8. «Непослушный язычок» - губы в улыбке; легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая язык.

9. «Расчёска» - губы в улыбке, зубы сомкнуты; широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

10. «Толстячок» - надувание обеих щёк одновременно; надувание правой и левой щёк попеременно ( перегонка воздуха из одной щеки в другую).

11. «Худышка» - втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

12. «Лошадка» - рот приоткрыт;  пощёлкать языком подобно цоканью лошади. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

13. Из положения «Лопаточка» подуть на вату, лежащую на ладошке. Вата летит вперёд, струя воздуха должна быть холодной.

14. «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

15. Из положения «Чашечка» - подуть на ватку, лежащую на  кончике носа. Вата должна лететь вверх.

             Гимнастика проводится ежедневно, желательно два раза, медленно и ритмично, количество повторов каждого движения-4-6 раз. В начале работы комплекс упражнений может включать 3-5 простых и наиболее успешно выполняемых упражнений и постепенно усложняться и увеличиваться.                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.

Методические реомендации для педагогов и родителей...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Консультация для родителей "Артикуляционная и дыхательная гимнастики"

Консультация для родителей с выполнением практических заданий....

Картотека пальчиквой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год

Подборка и систематизация пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастик для детей 5-6 лет с ЗПР на каждый месяц учебного года...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация для родителей с практикой)

У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быс...

Картотека гимнастики после сна; Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей

Картотека гимнастики после сна; Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей...