Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
картотека (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Артикуляционная и дыхательная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата ( глотательных, жевательных, химических), развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе ( язык, губы, мягкое нёбо) и органов дыхания ( гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы).
На начальном этапе детям с нарушениями речи и ограниченной подвижностью артикуляционных органов рекомендуется пассивная артикуляционная гимнастика, т.е. гимнастику делает взрослый. Пассивная гимнастика может включать следующий набор упражнений:
-взрослый большими и указательными пальцами собирает губы ребёнка в трубочку, а ребёнок произносит звук «у»;
-указательными пальцами взрослый растягивает губы ребёнка в улыбку, ребёнок произносит звук «и»;
-указательными и средними пальцами поднимает верхнюю губу ребёнка к носу, затем опускает нижнюю губу к подбородку;
-приподнимает кончик языка ручкой чайной ложки или штапелем к твёрдому нёбу (за верхними зубами) или к верхней губе.
Активную гимнастику делает сам ребёнок, сидя перед зеркалом, повторяя упражнения за взрослым.
1. «Окошко» - на счет «раз» широко открыть рот, на счёт «два» - закрыть.
2. «Лягушка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы; удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
3. «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты; с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
4. Чередование упражнений «Лягушка» и «Хоботок» на счёт «раз-два».
5. «Лопаточка» - улыбнуться, открыть рот; положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
6. «Часики» - улыбнуться, открыть рот; кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
7. «Качели» - улыбнуться, открыть рот; на счёт «раз- два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
8. «Непослушный язычок» - губы в улыбке; легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая язык.
9. «Расчёска» - губы в улыбке, зубы сомкнуты; широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
10. «Толстячок» - надувание обеих щёк одновременно; надувание правой и левой щёк попеременно ( перегонка воздуха из одной щеки в другую).
11. «Худышка» - втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
12. «Лошадка» - рот приоткрыт; пощёлкать языком подобно цоканью лошади. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
13. Из положения «Лопаточка» подуть на вату, лежащую на ладошке. Вата летит вперёд, струя воздуха должна быть холодной.
14. «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
15. Из положения «Чашечка» - подуть на ватку, лежащую на кончике носа. Вата должна лететь вверх.
Гимнастика проводится ежедневно, желательно два раза, медленно и ритмично, количество повторов каждого движения-4-6 раз. В начале работы комплекс упражнений может включать 3-5 простых и наиболее успешно выполняемых упражнений и постепенно усложняться и увеличиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.
Методические реомендации для педагогов и родителей...
Зарядка для язычка артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.
_________________...
семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"
очень важно, прежде чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические рекомендации и требования, чтобы не навредить!...
Консультация для родителей "Артикуляционная и дыхательная гимнастики"
Консультация для родителей с выполнением практических заданий....
Картотека пальчиквой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год
Подборка и систематизация пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастик для детей 5-6 лет с ЗПР на каждый месяц учебного года...
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация для родителей с практикой)
У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быс...
Картотека гимнастики после сна; Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей
Картотека гимнастики после сна; Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей...