Логопедический массаж
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Все чаще детям необходим логопедический массаж
Для логопедов и массажистов ход проведения массажа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_massazh.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический массаж
Массаж рефлексогенных зон.
Массаж всегда начинаем с правой стороны.
Массаж одной зоны 5-10 минут.
Руки от тела не отрываем.
Сначала точки на рефлексогенной зоне, затем массаж зоны.
Массаж кистей рук.
Рука лежит устойчиво,но расслаблено. Начинаем с правой руки.
- Поглаживаем к локтю вверх.
- Разминаем к локтю вверх.
- Круговые движения запястья, в одну сторону.
- Массируем зону позвоночника №1 (от основания большого пальца к ногтю).
- Массируем зону позвоночника № 2(между 3 и 4 пальцами; к запястью).
- Растираем тыльную сторону ладони.
- Пощипываем край кисти.
- Массируем ладонь ( в разных направлениях, круговые движения по часовой стрелке).
- Пальцы. Начинаем с мизинца. Сжимаем с двух сторон ногтевую пластину и перетираем. Затем винтообразными движениями вверх и вниз массируем пальцы .Основное внимание уделяем большому пальцу.
- Складки между пальцами. Оттягиваем и перетираем.
- Сильно сжать подушечки пальцев и от щелкнуть.
- Поглаживаем к кончикам пальцев.
Плантарный массаж (массаж стоп)
- Поглаживаем, растираем голень до колена.
- Вращательные движениями голеностопа.
- Массаж зоны позвоночника №1(от пятки к большому пальцу по ребру).
- Зона №2 позвоночника между 3 и 4 пальцами вверх.
- Разминаем тыльную сторону стопы.
- Пощипываем край стопы (снизу вверх)
- Разминаем подошву вверх: прям и кругообразно.
- Пальцы: ногтевые пластинки сдавливаем и винтообразные движения.
- Большой палец отдельное внимание.
- Оттягиваем складочки между пальцами и перетираем.
- Сильно сжать подушечки и отщелкнуть.
- Пальцы пассивно потянить и вытянуть.
- Сдавливаем стопу сбоков.
- Поглаживание к кончику пальцев.
Аурикулярный массаж
(массаж ушных раковин)
Массируем оба уха сразу. Логопед стоит сзади клиента.
- От мочки вверх перетирающими движениями несколько раз, двигаемся спиралевидно.
- Одним пальцем массируем внутреннюю поверхность.
- Большим пальцем растираем тыльную поверхность уха вверх и вниз.
- Растираем козелок и противокозелок.
- Тянем ушки вверх, вниз, покрутили.
- Погладим ушки.
Массаж профессора Ауглина.
Можно выполнять ежедневно.Выполняем медленно под счет до 10.
- Тянем ушки вниз, вверх, вперед, назад и в стороны.
- Указательным и средним пальцем рисуем круги по контуру щек.
- Рисуем «очки» - глаза открыты.
- Рисуем круги по контуру лба и подбородка в разных направлениях.
- Подушечками указательных пальцев сильно нажимаем на точки:
- на уровне внутренних уголков глаз
- на середине носовой кости
- у края носовой кости
- под носом
Массаж волосистой части головы.
Логопед стоит позади клиента. Проводим массажные линии :
центральный пробор от лба к затылку, далее двигаемся в правую сторону через 1,5- 2 см.
Затем от центрального пробора в левую сторону.
1. От макушки к ушам проводим линию, от нее параллельные через 2 см ко лбу, далее от нее параллельные вниз — получается на голове сетка.
- По этим линиям сначала поглаживание, затем растирание возвратно-поступательными движениями, спиралевидными.
- Двумя ладонями сдвигаем кожу голову к центру от ушей, затем ото лба и затылка.
- Пунктирование (постукивание) проходит по тем же линиям на 4, 5 сеанс.
- Граблеобразное поглаживание всей волосистой части головы.
- Выполняем отток от лба к затылку.
Массаж сегментарно- рефлекторный
СПИНА
- С правой стороны вдоль позвоночника и слева веднм пальцами вверх.
- Гладим спинку.
- Вправо и влево от позвоночника по «корешкам» ведем веером.
- Разминаем правую и левую сторону.
- Поставили 4 пальца на 3, 4, 5, 6 позвонок — подержали 0,5 — 1 мин.
- Лопатка — внутренний край- поставили пальцы — держим 0,5 мин.,
нижний край -держим 0,5 мин.
- Правое надплечье растираем, разминаем.
- Растираем, разминаем правый плечевой сустав.
- Плечо сверху вниз до локтя- растираем, разминаем.
- То же с левой стороны.
- Поглаживаем «фонтаном.
ШЕЯ (клиент кладет лоб на скрещенные руки)
- Растираем, разминаем правый шейный жгутик вверх, вниз.
- Затем левый.
- Оба одновременно.
- Отток от ушей вниз.
- Отток от затылка веером вниз.
ЛИЦО (сначала берем точки)
1.Лоб от бровей вверх, затем в стороны поглаживаем,разминаем.
- На лбу растираем шов в середине.
- Лоб по Ауглину (круги 10 раз).
- Глаза от уголков, над бровями, под глазами.10 раз.
- Нос перетираем от кончика вверх, от переносице по обе стороны вниз.
- 4 точки по Ауглину.( уголки глаз, середина носа , крылья носа, пд носом)
- Носогубные складки (гипер — вниз, гипо — вверх)
- Губы растираем, разминаем.
- Подушечкиами пальцев растирание, разминание подбородка и по Ауглину 10 раз.
- Щеки растираем, разминаем одновременно или по очереди, по Ауглину, если гипо от уха рарминаем жевательную мышцу.
- Отток от висков к челюсти.
ЯЗЫК Смотрим на 7,8 сеансе нужно ли массировать язык.
- Держим платочком язык «елочка» от центра в стороны, от кончика к корню.
- Гипо — пощипываем края языка.
- Гипо — холодным шпателем ритмично надавливаем.
- Гипер — точка самая высокая в центре языка надавливаем — 2 мин.
- Перекатываем палец от края к краю.
- Переварачиваем язык «шторка».
- При слабости кончика языка (м\з) палец кладем на зубы, просим ребенка языком вытолкнуть палец.
КОМПЛЕКС:
спина, шея, лицо, уши, руки, ноги (четный сеанс)
спина, шея, лицо, уши, волосистая часть головы, руки (нечетный)
После каждого массажа желательно принять душ,
помыть руки под холодной проточной водой или
подержать над свечой.
Больше 3-х массажей в день не брать.
Логопедический массаж
Показания к проведению
Если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи, ринолалия, задержка психического развития — в данных случаях необходим логопедический массаж.
Условия проведения
Логопедический массаж проводят курсами 10, 12, 15 сеансов. Перерыв между курсами 3 месяца.
Продолжительность сеансов и курсов зависит от тяжести речевой патологии.
Массаж можно начинать с двух месячного возраста. Массаж волосистой части головы выполняют с полутора лет.
В пубертатный период (половое созревание) массаж не рекомендуется.
Задачи логопедического массажа
Нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица, сокращение периода логопедического воздействия (постановки, автоматизации и дифференциации звуков) и минимизации рецидивов.
Методика логопедического массажа
Логопедический массаж состоит:
- Массаж рефлексогенных зон ( массаж кистей рук, плантарный массаж, массаж профессора Ауглина, Аурикулярный массаж, массаж волосистой части головы).
- Сегментарный-рефлекторный массаж.
- Точечный массаж (массаж биологически активных точек).
Противопоказания
- кожные заболевания
- инфекционные
- стоматологические
- болезни крови и кровеносных сосудов
- эпилепсия
- гиперчувствительность
Логопедический массаж — одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Изменяя состояние мышц логопедический
массаж опосредованно способствует улучшению речевой функции.
Массаж может проводится на всех этапах коррекционный-логопедического воздействия, но особено важно его значение на начальных этапах работы .
АКУПУНТУРНЫЕ ТОЧКИ
Точки общего действия
Находятся на верхних и нижних конечностях до локтевых и коленных суставов.
Критерий попадания в точку — ощущение (индивидуально) тупая боль, постреливающие.
Все точки парные, кроме ЦЕНТРАЛЬНОЙ линии тела. Парные точки считаются за одну.
Методика точечного массажа
Воздействуем на (.) силой 2 кг.
Большой, указательный или средний палец — ставим на подушечку и сгибаем во 2ом суставе.
Расслабляющий
-Ввинчиваем-вывинчиваем (несколько раз)
-Ввинчиваем,надавливаем, держим 1 минуту
Возбуждающий
Ввинчиваем, резко надавливаем и резко убираем (несколько раз)
РУКИ(9 точек)
(.) ХЭ- ГУ Большой палец прижать к ладошке. Конец образовавшейся складки и есть искомая точка
(.) ЛАО — ГУН «дворец труда» в центре ладони
(.) ХОУ- СИ на ребре ладони, под мизинцем
(,) ШЕНЬ- МЕНЬ (сердечны канал) на прямой линии от мизинца на запястье между двумя сухожилиями, у лучевого края.
(.) ЛЕ-ЦЮЕ лучевая сторона , шиловидный отросток.
(.) НЕЙ-ГАУНЬ изнутри
(.) ВАЙ-ГУАНЬ снаружи
кисть согнуть, три пальца вниз от сгиба (пальцы человека, которого мы массируем
(.) ЦЮЙ-ГИ согнуть руку в локте, большой палец на себя, в уголке складки.
(.) ШОУ-САНЬ-ЛИ на локтевом суставе далее по мышце на 2 пальца (широчайшего действия).
НОГИ (6 точек)
(.)ЦЗУ САНЬ ЛИ под коленом край ладони совмещаем с коленной чашечкой одноименной руки, обнимаем чашечку, средний палец на кости, безымянный (.)
(.)ТАЙ ЧУН между 1 и 2 пальцами над косточкой (нарушение сна, сексуальные расстройства)
(.)НЕЙ ТИН между 2 и 3 ми пальцами, между сухожилиями (зубная, головная боль)
(.)КУНЬ ЛУНЬ середина косточки латышки, за ней на ахиловом сухожилии
(.) ШУ ГУ под 5 плюсневой косточкой
Точки локального действия
Все точки расположенные на передней поверхности шеи - ТОЛЬКО слабыми приемами
(.) Тянь-ту яремная впадина
(.) Ди-хэ ямочка на подбородке
(.) Чэн-цзянь приподнять подбородок, между подбородком и нижней губой
(.) Жэнь-чжун под носом (вывести из обморока и ввести в обморок)
(.) Инь-тян между бровей 3-ий глаз
(.) Да- чжуй между7 шейным и 1 грудным позвоночниками (пищий спазм)
(.) Бай-хуэй на темени: линия от уха до уха, ниже на 1 см
широчайший спектор действия
(.) Ся-гуань перед козелком в ямочке на 1 см от уха
(.) Цянь-чжэн уровень прикрепления мочки уха
(.) Цзя-чэ от уголка челюсти 1 см вверх и глубже
(.) Да-ин по челюсти вниз (ямочки)
(.) Инь-сян по крылу носа
(.) Хэ- ляо по крылу под носом
(.) Синь-cяо на носогубных складках на корнях «глазных» зубов
(.) Ди- цан в уголках губ
(.) Цзя- чэн- цзян вниз спускаемся на подбородочной линии (корни нижних клыков)
ШЕЯ
(.) Лянь- гуоань верхняя ямка щитовидной железы перпендикулярно к горлу
39 (.) Шань мей цюань в подъязычную косточку
(.) Вай цзинь юйа по обе стороны от предыдущей (.) на 1 см
(.) Шуй ту по обе стороны нижний край щитовидного хряща на мышце
33 (.) Я — мень сзади ямочка между черепом и шеей
(.) Фэн- фу от (.) 33 вверх на палец
(.) Тянь- чжу на черепе жгут мышц, ямочки
(.) Фэн- чи ямочки за сосцевидными отростками
улучшает зрение, очень действенная (.) берем на последнем сеансе
Если ребенок возбуждается после массажа даем успокоительное
Пустырник с корвалолом в равных частях (залить кипятком, чуть-чуть, чтобы испарился спирт, давать после того,как остынет спирт) 1 раз в день
2 года — 5 капель+ 5 капель
до 5 лет — 7 капель + 7 капель
с 7лет по 10 капель+ 10 капель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на...
Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Автор рассматривает возможность привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...
Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"
В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа и самомассажа....
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....
Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"
Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....
Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»
Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...