Логопедический массаж
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Винничук Анна Владимировна

Все чаще детям необходим логопедический массаж

Для логопедов и массажистов ход проведения массажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_massazh.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массаж

Массаж рефлексогенных зон.

Массаж всегда начинаем с правой стороны.

Массаж одной зоны 5-10 минут.

Руки от тела не отрываем.

Сначала точки на рефлексогенной зоне, затем массаж зоны.

Массаж кистей рук.

Рука лежит устойчиво,но расслаблено. Начинаем с правой руки.

  1. Поглаживаем к локтю вверх.
  2. Разминаем к локтю вверх.
  3. Круговые движения запястья, в одну сторону.
  4. Массируем зону позвоночника №1 (от основания большого пальца к ногтю).
  5. Массируем зону позвоночника № 2(между 3 и 4 пальцами; к запястью).
  6. Растираем тыльную сторону ладони.
  7. Пощипываем край кисти.
  8. Массируем ладонь ( в разных направлениях, круговые движения по часовой стрелке).
  9. Пальцы. Начинаем с мизинца. Сжимаем с двух сторон ногтевую пластину и перетираем. Затем винтообразными движениями вверх и вниз массируем пальцы .Основное внимание уделяем большому пальцу.
  10. Складки между пальцами. Оттягиваем и перетираем.
  11. Сильно сжать подушечки пальцев и от щелкнуть.
  12. Поглаживаем к кончикам пальцев.

 

Плантарный массаж (массаж стоп)

  1. Поглаживаем, растираем голень до колена.
  2. Вращательные движениями голеностопа.
  3. Массаж зоны позвоночника №1(от пятки к большому пальцу по ребру).
  4. Зона №2 позвоночника между 3 и 4 пальцами вверх.
  5. Разминаем тыльную сторону стопы.
  6. Пощипываем край стопы (снизу вверх)
  7. Разминаем подошву вверх: прям и кругообразно.
  8. Пальцы: ногтевые пластинки сдавливаем и винтообразные движения.
  9. Большой палец отдельное внимание.
  10. Оттягиваем складочки между пальцами и перетираем.
  11. Сильно сжать подушечки и отщелкнуть.
  12. Пальцы пассивно потянить и вытянуть.
  13. Сдавливаем стопу сбоков.
  14. Поглаживание к кончику пальцев.

Аурикулярный массаж

(массаж ушных раковин)

Массируем оба уха сразу. Логопед стоит сзади клиента.

  1. От мочки вверх перетирающими движениями несколько раз, двигаемся спиралевидно.
  2. Одним пальцем массируем внутреннюю поверхность.
  3. Большим пальцем растираем тыльную поверхность уха вверх и вниз.
  4. Растираем козелок и противокозелок.
  5. Тянем ушки вверх, вниз, покрутили.
  6. Погладим ушки.

Массаж профессора Ауглина.

Можно выполнять ежедневно.Выполняем медленно под счет до 10.

  1. Тянем ушки вниз, вверх, вперед, назад и в стороны.
  2. Указательным и средним пальцем рисуем круги по контуру щек.
  3. Рисуем «очки» - глаза открыты.
  4. Рисуем круги по контуру лба и подбородка в разных направлениях.
  • Подушечками указательных пальцев сильно нажимаем на точки:
  • на уровне внутренних уголков глаз
  • на середине носовой кости
  • у края носовой кости
  • под носом

Массаж волосистой части головы.

Логопед стоит позади клиента. Проводим массажные линии :

центральный пробор от лба к затылку, далее двигаемся в правую сторону через 1,5-  2  см.

Затем от центрального пробора в левую сторону.

1. От макушки  к ушам проводим линию, от нее параллельные через 2 см ко лбу, далее от нее параллельные вниз — получается на голове сетка.

  1. По этим линиям сначала поглаживание, затем растирание возвратно-поступательными движениями, спиралевидными.
  2. Двумя ладонями сдвигаем кожу голову к центру от ушей, затем ото лба и затылка.
  3. Пунктирование (постукивание) проходит по тем же линиям на 4, 5 сеанс.
  4. Граблеобразное поглаживание всей волосистой части головы.
  5. Выполняем отток от лба к затылку.

Массаж сегментарно- рефлекторный

СПИНА

  1. С правой стороны вдоль позвоночника и слева веднм пальцами вверх.
  2. Гладим спинку.
  3. Вправо и влево от позвоночника по «корешкам» ведем веером.
  4. Разминаем правую и левую сторону.
  5. Поставили 4 пальца на 3, 4, 5, 6 позвонок — подержали 0,5 — 1 мин.
  6. Лопатка — внутренний край-  поставили пальцы — держим 0,5 мин.,

нижний край -держим 0,5 мин.

  1. Правое надплечье растираем, разминаем.
  2. Растираем, разминаем правый плечевой сустав.
  3. Плечо сверху вниз до локтя- растираем, разминаем.
  4. То же с левой стороны.
  5. Поглаживаем «фонтаном.

ШЕЯ (клиент кладет лоб на скрещенные руки)

  1. Растираем, разминаем правый шейный жгутик вверх, вниз.
  2. Затем левый.
  3. Оба одновременно.
  4. Отток от ушей вниз.
  5. Отток от затылка веером вниз.

ЛИЦО (сначала берем точки)

     1.Лоб от бровей вверх, затем в стороны поглаживаем,разминаем.

  1. На лбу растираем шов в середине.
  2. Лоб по Ауглину (круги 10 раз).
  3. Глаза от уголков, над бровями, под глазами.10 раз.
  4. Нос перетираем от кончика вверх, от переносице по обе стороны вниз.
  5. 4 точки по Ауглину.( уголки глаз, середина носа , крылья  носа, пд носом)
  6. Носогубные складки (гипер — вниз, гипо — вверх)
  7. Губы растираем, разминаем.
  8. Подушечкиами пальцев растирание, разминание подбородка и  по Ауглину 10 раз.
  9. Щеки растираем, разминаем одновременно или по очереди, по Ауглину, если гипо от уха рарминаем жевательную мышцу.
  10. Отток от висков к челюсти.

ЯЗЫК   Смотрим на 7,8 сеансе нужно ли массировать язык.

  1. Держим платочком язык «елочка» от центра в стороны, от кончика к корню.
  2. Гипо — пощипываем края языка.
  3. Гипо — холодным шпателем ритмично надавливаем.
  4. Гипер — точка самая высокая в центре языка надавливаем — 2 мин.
  5. Перекатываем палец от края к краю.
  6. Переварачиваем язык «шторка».
  7. При слабости кончика языка (м\з) палец кладем на зубы, просим ребенка языком вытолкнуть палец.

КОМПЛЕКС:

 спина, шея, лицо, уши, руки, ноги (четный сеанс)

           спина, шея, лицо, уши, волосистая часть головы, руки (нечетный)

После каждого массажа желательно принять душ,

 помыть руки под холодной проточной водой или

 подержать над свечой.

Больше 3-х массажей в день не брать.

Логопедический массаж

Показания к проведению

        Если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи, ринолалия, задержка психического развития — в данных случаях необходим логопедический массаж.

Условия проведения

         Логопедический массаж проводят курсами 10, 12, 15 сеансов. Перерыв между курсами 3 месяца.

Продолжительность  сеансов и курсов зависит от тяжести речевой патологии.

Массаж можно начинать с двух месячного возраста. Массаж волосистой части головы выполняют с полутора  лет.

В пубертатный период (половое созревание) массаж не рекомендуется.

Задачи логопедического массажа

         Нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица, сокращение периода логопедического воздействия (постановки, автоматизации и дифференциации  звуков) и минимизации рецидивов.

Методика логопедического массажа

         Логопедический массаж состоит:

  1. Массаж рефлексогенных зон ( массаж кистей рук, плантарный массаж, массаж профессора Ауглина, Аурикулярный массаж, массаж волосистой части головы).
  2. Сегментарный-рефлекторный массаж.
  3. Точечный массаж (массаж биологически активных точек).

Противопоказания

  • кожные заболевания
  • инфекционные
  • стоматологические
  • болезни крови и кровеносных сосудов
  • эпилепсия
  • гиперчувствительность

Логопедический массаж — одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Изменяя состояние мышц логопедический

 массаж опосредованно способствует улучшению речевой функции.

Массаж может проводится на всех этапах коррекционный-логопедического воздействия, но особено важно его значение на начальных этапах работы .

АКУПУНТУРНЫЕ ТОЧКИ

Точки общего действия

Находятся на верхних и нижних конечностях до локтевых и коленных суставов.

Критерий попадания в точку — ощущение (индивидуально) тупая боль, постреливающие.

Все точки парные, кроме ЦЕНТРАЛЬНОЙ линии тела. Парные точки считаются за одну.

Методика точечного массажа

Воздействуем на (.) силой 2 кг. 

Большой, указательный или средний палец — ставим на подушечку и сгибаем во 2ом суставе.

           Расслабляющий

-Ввинчиваем-вывинчиваем (несколько раз)

-Ввинчиваем,надавливаем, держим 1 минуту

           Возбуждающий

Ввинчиваем, резко надавливаем и резко убираем (несколько раз)

РУКИ(9 точек)

(.) ХЭ- ГУ  Большой палец прижать к ладошке. Конец образовавшейся складки и есть искомая точка

(.) ЛАО — ГУН «дворец труда» в центре ладони

(.) ХОУ- СИ  на ребре ладони, под мизинцем

(,) ШЕНЬ- МЕНЬ (сердечны канал) на прямой линии от мизинца на запястье между двумя сухожилиями, у лучевого края.

(.) ЛЕ-ЦЮЕ лучевая сторона , шиловидный отросток.

(.) НЕЙ-ГАУНЬ изнутри

(.) ВАЙ-ГУАНЬ снаружи

кисть согнуть, три пальца вниз от сгиба (пальцы человека, которого мы массируем

(.) ЦЮЙ-ГИ согнуть руку в локте, большой палец на себя, в уголке складки.

(.) ШОУ-САНЬ-ЛИ на локтевом суставе далее по мышце на 2 пальца (широчайшего действия).

НОГИ (6 точек)

(.)ЦЗУ САНЬ ЛИ под коленом  край ладони совмещаем с коленной чашечкой одноименной руки, обнимаем чашечку, средний палец на кости, безымянный (.)

(.)ТАЙ ЧУН между 1 и 2 пальцами над косточкой (нарушение сна, сексуальные расстройства)

(.)НЕЙ ТИН между 2 и 3 ми пальцами, между сухожилиями (зубная, головная боль)

(.)КУНЬ ЛУНЬ середина косточки латышки, за ней на ахиловом сухожилии

(.) ШУ  ГУ под   5   плюсневой косточкой   

Точки локального  действия

Все точки расположенные на передней поверхности шеи  - ТОЛЬКО слабыми приемами

(.) Тянь-ту  яремная впадина

(.) Ди-хэ ямочка на подбородке

(.) Чэн-цзянь приподнять подбородок, между подбородком и нижней губой

(.) Жэнь-чжун под носом (вывести из обморока и ввести в обморок)

(.) Инь-тян между бровей 3-ий глаз

(.) Да- чжуй между7 шейным  и 1 грудным позвоночниками (пищий спазм)

(.) Бай-хуэй на темени:  линия от уха до уха,  ниже на 1 см

широчайший спектор действия

(.) Ся-гуань перед козелком в ямочке на 1 см от уха

(.) Цянь-чжэн уровень прикрепления  мочки уха

(.) Цзя-чэ от уголка челюсти 1 см вверх и глубже

(.) Да-ин по челюсти вниз (ямочки)

(.) Инь-сян по крылу носа

(.) Хэ- ляо по крылу под носом

(.) Синь-cяо на носогубных складках на корнях «глазных» зубов

(.) Ди- цан в уголках губ

(.) Цзя- чэн- цзян вниз спускаемся на подбородочной линии (корни нижних клыков)

ШЕЯ

(.) Лянь- гуоань верхняя ямка щитовидной железы перпендикулярно к горлу

 39    (.) Шань мей цюань  в подъязычную  косточку

(.) Вай цзинь юйа по обе стороны от предыдущей (.) на 1 см

(.) Шуй ту по обе стороны нижний край щитовидного хряща на мышце

  33  (.) Я — мень сзади ямочка между черепом и шеей

(.) Фэн- фу от (.) 33 вверх на палец

(.) Тянь- чжу на черепе жгут мышц, ямочки

(.) Фэн- чи ямочки за сосцевидными отростками

                    улучшает зрение, очень действенная (.) берем на последнем сеансе


Если ребенок возбуждается после массажа даем успокоительное

Пустырник с корвалолом в равных частях (залить кипятком, чуть-чуть, чтобы испарился спирт, давать после того,как остынет спирт) 1 раз в день

2 года — 5 капель+ 5 капель

до 5 лет — 7 капель + 7 капель

с 7лет по 10 капель+ 10 капель

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...