Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматического строя у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Обобщение опыта работы, применяемые методы и приёмы в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_formirovaniya_leksiko-grammaticheskogo_stroya_u_detey_s_onr.pdf | 1.41 МБ |
1_slayd.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1 слайд. Цапкина Наталья Аркадьевна. Учитель-логопед. Стаж работы 20 лет. Образование высшее.
2 слайд. «Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматического строя у детей с ОНР»
«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления».
К. И. Чуковский.
3 слайд. В своей деятельности я руководствуюсь нормативными документами федерального, регионального, муниципального уровней:
Конституция Российской Федерации с поправками от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ;
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. ;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155);
Указ президента Российской Федерации от 29.05.2017 г.№ 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»;
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
4 слайд. Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает:
- причину нарушений;
- механизмы, влияющие на речевые функции;
- сопутствующие симптомы;
- структуру расстройств речи;
- методы диагностики, устранения и предупреждения нарушений.
5 слайд. Логопедия включает в себя несколько направлений речевого развития:
- совершенствование артикуляционной моторики, становление звукопроизношения;
- развитие речевого дыхания и силы голоса;
- совершенствование мелкой и общей моторики;
- совершенствование психических функций;
- развитие связной речи;
- обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи;
- формирование фонематических функций, слоговой структуры слова.
6 слайд. Направление речевого развития формирование грамматического строя речи выбрана мной не случайно. По итогам мониторинга проведённого в сентябре в логопедической группе «Радуга» были выявлены стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов и их сочетаний в предложениях дети часто допускали ошибки, которые принято называть аграмматизмами. Эффективным средством закрепления грамматических навыков на мой взгляд является дидактическая игра, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей игра даёт возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Развитие данного направления происходит на основе наглядно действенного и образного мышления.
Изучением лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Л.Ф.Спирова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева.
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Исследования отечественных и зарубежных лингвистов, психологов и пелагогов (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Р.И. Левина, Н.Х. Швачкин) доказали, что овладение грамматическим строем характеризуется формированием языковой
системы, реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
7 слайд. Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она объединяет в себе словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Грамматический строй речи включает 2 уровня:
- Морфологический. Владение приёмами словообразования и словоизменения.
- Синтаксический. Умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова.
8 слайд. Целью моей работы является: развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с лексико-грамматическими нарушениями через использование дидактических игр.
Для реализации поставленной цели мною определены задачи.
- Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). Формировать знания о некоторых нормах образования форм слов (словообразование).
- Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
9 слайд. Для успешного решения этих задач был подобран речевой материал по основным лексико-грамматическим темам в соответствии с
«Программой коррекционного воспитания и обучения» Нищевой Натальи Валентиновны. Этот материал использую при проведении подгрупповых занятий, а также материал рекомендую использовать воспитателям при закреплении основных лексико-грамматических тем.
При проведении индивидуальных занятий использую альбомы по автоматизации звуков Ларисы Анатольевны Комаровой, в которых много заданий по формированию грамматического строя речи.
10 слайд. В своей работе использую следующие методы:
- дидактические игры
- словесные упражнения
- рассматривание картин
- пересказ коротких рассказов и сказок
При обучении грамматическим навыкам использую следующие приёмы:
- Образец
- Объяснение
- Указание
- Сравнение
- Повторение
Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребёнка на правильной форме слова или конструкции предложения.
11 слайд. Дидактические игры.
12 слайд. Словесные упражнения.
13 слайд. Рассматривание картин.
14 слайд. Пересказ, составление коротких рассказов и сказок.
15 слайд. В работе с родителями считаю наиболее эффективными формы:
-мастер-класс;
-семинар-практикум;
-консультации;
-нетрадиционные родительские собрания;
-индивидуальные тетради детей;
-индивидуальные беседы;
-речевые досуги и праздники;
-уголок логопеда.
16 слайд. В работе с педагогами, я считаю наиболее эффективны это семинары, семинары практикумы, мастер-классы, консультации.
17 слайд. Повышаю квалификацию по специальности логопедия, работа с детьми с ограниченными возможностями речи. Участвую в семинарах, вебинарах, прохожу тестирования по направлению логопедия, публикую свои статьи на портале «Солнечный свет».
18 слайд. Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
19слайд. Новости, фото и видеоматериалы проведённых мероприятий, а так же много полезной информации вы можете увидеть на моём сайте nsportal.ru учителя-логопеда Натальи Аркадьевны Цапкиной.
20 слайд. Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи»
КОНСУЛЬТАЦИЯ«Дидактическая игракак средство развитиялексико-грамматического строя речи» Воспитатель: Попова Т. А....
Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи
Данные игры могут использовать учителя – логопеды, воспитатели, родители в целях закрепления лексических тем, тем самым обогащая словарь детей, что в свою очередь способствует развитию правильной и...
Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речиявляется одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решениеэтой задачи предполагает умение грамматически ...
Игры, направленные на формирование лексико -грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр для формиования лекско - грамматического строя речи у детей старшего возраста...
Продуктивная деятельность как средство формирования лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста.
Говорится об особенностях формирования грамматического строя при ОНР. Даются рекомендации для использования на занятиях определенных приемов...
«Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников». Семинар – практикум для воспитателей.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...