Рабочая программа платной образовательной услуги «Коррекция речевых нарушений» на 2015 – 2016 учебный год
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевым нарушением, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dop_obraz.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №3» города Бронницы
Принята Советом Педагогов МДОУ №3 Утверждена приказом МДОУ №3
Протокол №___ от «___» _______ 20__г. от «___» _________ 20_____г. № ____
Рабочая программа
платной образовательной услуги
«Коррекция речевых нарушений»
на 2015 – 2016 учебный год
Учитель-логопед: Калинина Ольга Николаевна
город Бронницы
2015
Содержание
Раздел | Страница |
Целевой раздел | |
Пояснительная записка | 3 |
Цель и задачи программы | 3 |
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием | 3 |
Направления коррекционно-развивающей работы | 3 |
Планируемые результаты | 4 |
Речевая карта | 4 |
Содержательный раздел | |
Учебно- тематическое планирование | 9 |
Содержание логопедической работы платной образовательной услуги «Коррекция речевых нарушений» по преодолению ФНР и ФФНР у детей 6-го года жизни | 9 |
Содержание логопедической работы платной образовательной услуги «Коррекция речевых нарушений» по преодолению ФНР и ФФНР у детей 7-го года жизни | 12 |
Организационный раздел | |
Система коррекционно-развивающей работы | 15 |
Учебно-методический комплект для обеспечения образовательной деятельности по программе | 16 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, с изменениями на 25.12.2008 (п. 2.7, ст. 32 – о разработке рабочих учебных программ; п.6, 7,8 ст. 9, п.5, ст. 14 – о содержании образовательных программ; п. 3.2., ст. 32 – о реализации в полном объеме образовательных программ. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевым нарушением, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.
В процессе коррекционного обучения детей с нарушениями речи решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.
Планируемые результаты логопедической работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
С помощью данной программы у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1.Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________________
2.Дата поступления ребенка в групп __________________________________________________________________
3.Дата рождения ___________________________________________________________________________________
4.Домашний адрес, телефон ________________________________________________________________________
5.Откуда поступил _________________________________________________________________________________
6.Ф.И.О. родителей, место работы, должность:
Мать __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Отец ___________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
7.Речевое развитие ребенка: гуление____________, лепет____________, 1-е слова к 1 году____________________
фразовая речь к___________________________________________________________________________________
Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) ____________________________________________________________________________________
Как быстро наращивался словарный запас _____________________________________________________________
8. Слух ___________________________________________________________________________________________
9. Речевая среда и социальные условия ________________________________________________________________
10.Обращались ли раньше к логопеду, как долго длились занятия, их результативность _______________________
__________________________________________________________________________________________________
Заключение ПМПК __________________________________________________________________________________
АНАМНЕЗ
( течение беременности, процесс родов, раннее психомоторное развитие ребенка)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
а) губы (норма, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, послеоперационные рубцы)________________________
б) зубы (норма, крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы)
__________________________________________________________________________________________________
в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)____________________
г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/ вправо)____________________________________
д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)__________________________
е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)_________________________
ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма ____________________
ПОДВИЖНОСТЬ:
Губы (вытягивание вперед, оскал, улыбка)_____________________________________________________________
Язык (движение вправо-влево, вперед-назад, вверх-вниз, распластывание, «трубочка», удержание позы, переключение движений, саливация, тремор, отклонение языка от средней линии)____________________________
Щеки (надувание, втягивание)_________________ ___________________________________________________
Нижняя челюсть (движения вправо-влево, вниз-вверх, вперед-назад)_______________________________________
Мягкое небо (резкий подъём – звука «А» на твердой атаке, вялый подъём, отсутствие подъёма)________________
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Речевая деятельность (разговорно-описательная беседа):
Как тебя зовут? ____________________________________________________________________________________
Знаешь ли ты свою фамилию?________________________________________________________________________
Сколько тебе лет? __________________________________________________________________________________
Где ты живешь? ____________________________________________________________________________________
Как зовут маму? ____________________________________папу? __________________________________________
Где работает мама? _________________________________ папа?__________________________________________
Есть ли у тебя сестра (брат)?_________________________________________________________________________
Кто из вас старше?__________________________________________________________________________________
Есть ли у тебя друзья? ______________________________________________________________________________
Общая характеристика речи. Запись беседы. Самостоятельность связанных высказываний Расскажи о своей любимой игрушке:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интеллектуальное развитие:
Конструктивная деятельность:
А) Пирамидка (4-5 колец) ___________________________________________________________________________
Б) Матрешка (4-5) _________________________________________________________________________________
В) Почтовый ящик _________________________________________________________________________________
Г) Разрезные картинки ( 10 частей) ___________________________________________________________________
Счет прямой _________________________, обратный __________________________________________________
счетные операции _______________________________________________________________________________
Геометрические фигуры (см.199) _____________________________________________________________________
Основные цвета (см.201)____________________________________________________________________________
их оттенки ______________________________________________________________________________________
З В У К О П Р О И З Н О Ш Е Н И Е
произносит (+), замена (---),искажение (*), пропуск(О), смешение (=).
С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Щ | Ч | Л | ЛЬ | Р | РЬ | Н | НЬ | М | МЬ | J | |
Изолированно | ||||||||||||||||||
В словах | ||||||||||||||||||
В речи |
Т | ТЬ | Д | ДЬ | К | КЬ | Г | ГЬ | Х | ХЬ | В | ВЬ | Ф | ФЬ | А | О | У | Ы | Э | И | |
Изолированно | ||||||||||||||||||||
В словах | ||||||||||||||||||||
В речи |
Дифференциация звуков:
ПОВТОРИ:
С-З____________________С-Ш___________________Ш-Ж_______________________Ж-З___________________
Ш-Щ__________________Ш-СЬ__________________Ц-С______________________Ц-ТЬ________________
Ч-С___________________Ч-ТЬ____________________Ч-Ц_________________________Ч-Ш_______________
Щ-Ж__________________Л-Р____________________П-Б ____________________________Т-Д_______________
да-та-та_______________, ка-га-ка________________ жа-ша-жа_____________, са-ша-ша___________________
ва-фа-ва_______________, па-ба-па_________________,ма-на-на___________________са-са-за________________
трава-дрова_______________________ложки-рожки____________________крыса-крыша______________________
булка-белка_______________________петь-печь____________________миска-маска__________________________
К – Х: Хомяк ходит по кухне _______________________________________________________________________
ЛЬ – Й: Юля и Илья гуляют по аллее__________________________________________________________________
СЬ – Ц: Синица заметила гусеницу: __________________________________________________________________
С – Ш : Шесть сушек у шести старушек________________________________________________________________
ТЬ – Ч: Ручей течет, течет, никак не вытечет___________________________________________________________
Л – Р : Лара играла на рояле__________________________________________________________________________
АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА РЕЧИ:
1.Выделение первого звука в слове:
Алик_______, утка_______, город________, Оля_________, эхо___________, банка__________, Ира__________
2.Выделение последнего звука в слове:
Пух________, луна________, шары_________, мак____________, нос___________, руки________ кот_________
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ
словарный запас (количественная и качественная характеристика):
Предметный словарь:
А) объяснение значения слов:
холодильник ________________________________________________________________________________
пылесос _____________________________________________________________________________________
Б) называние частей предметов:
Чайник: донышко __________________________ Стул: сиденье _______________________
носик _____________________________ спинка ________________________
крышка ___________________________ ножки ________________________
ручка _____________________________
В) ЧЕМ: режут хлеб?__________________________________________________________________________
едят суп?____________________________________________________________________________
забивают гвозди?______________________________________________________________________
шьют?_______________________________________________________________________________
- назвать и показать части туловища и лица: (стр.127)
голова_______ ____ шея______________ туловище_____________ руки____________ ноги__________
волосы____________ брови____________ глаза__________ нос__________ рот________ подбородок_______________
В) обобщающие понятия (см.129) «Назови одним словом»
юла, мяч, пирамидка, поезд, мишка – это_______________________________________________________________
вилка, кастрюля, ложка, чашка, тарелка, чайник – это____________________________________________________
юбка, свитер, брюки, носки, платье, рубашка – это______________________________________________________
валенки, сапоги, туфли, ботинки, кеды, калоши — это ___________________________________________________
г) Назови, какие ты знаешь?
овощи_____________________________________________________________________________________
фрукты______________________________________________________________________________________
одежда ______________________________________________________________________________________
обувь _______________________________________________________________________________________
мебель ______________________________________________________________________________________
времена года _________________________________________________________________________________
месяцы ______________________________________________________________________________________
транспорт ___________________________________________________________________________________
дикие животные ______________________________________________________________________________
домашние животные __________________________________________________________________________
птицы _______________________________________________________________________________________
цветы_______________________________________________________________________________________
деревья _____________________________________________________________________________________
профессии ___________________________________________________________________________________
Кто у кого детёныш?
у кошки _________________________у собаки _______________________у свиньи ______________________
у медведя _______________________ у зайца ___________________ ____у лисы_________________________
у коровы _______________________ у лошади _______________________у овцы_________________________
у мыши ________________________ у лягушки _____________________у курицы _______________________
Словарь признаков :
Подбор прилагательных к существительным ( стр. 205):
Лимон — какой?____________________________________________________________________________________
Клубника — какая?_________________________________________________________________________________
Рябина — какая?___________________________________________________________________________________
Какой хвост у белки?_______________________________________________________________________________
Какой стакан?_____________________________________________________________________________________
Какой ежик?______________________________________________________________________________________
Какой в чайнике чай?_______________________________________________________________________________
Какой снег на ощупь?_______________________________________________________________________________
Какой дождь летом?_______________________________________________________________________________
(антонимы): «Скажи наоборот» (стр.197)
Широкий________________, длинный______________, высокий_______________, толстый___________________
Веселый________________, сухой_________________,больной________________, холодный_________________
Тяжелый________________,светлый_________________,большой_______________, плохой___________________
Образование относительных прилагательных от имен существительных с предлогом: «Дверь сделана из дерева, значит она (какая?)…»
Матрешка из дерева_________________________________________________________________________________
сумка из кожи______________________________________________________________________________________
стакан из стекла____________________________________________________________________________________
сок из клюквы_____________________________________________________________________________________
шуба из меха_______________________________________________________________________________________
Образование притяжательных прилагательных (см.219):
Чей хвост_________________________________________________________________________________________
Глагольный словарь (см. 189):
Что делает? Летит скачет долбит рисует умывается моет
Повар____________________________________, учительница___________________________________________
Врач______________________________________, почтальон_____________________________________________
Кто как подает голос?
Кошка_________________,собака______________________,лягушка_________________,корова______________
Мышь_________________, петух______________________, свинья____________________, утка_______________
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
А) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа: (см. 253)
множ.число им.пад. | множ.число родит.пад. (чего? кого? | |
кошка | ||
кровать | ||
лампа | ||
гриб | ||
вагон | ||
стол | ||
гнездо | ||
письмо | ||
яйцо |
Б) образование уменьшительно-ласкательной формы: (см.265)
дом_______________________ёлка ____________________ Женя ______________________________
стул__________________ _____гриб _____________________ ____ Костя ______________________
Ключ_________________ ____пуговица___________________ ____звезда_____________________
В) Согласование прилагательных с существительными (см.249): «Скажи, какой по цвету каждый из этих предметов?»
Синий автобус___________________ красный флаг______________________, желтый мяч___________________
Синяя сумка____________________красная роза _________________________ желтая майка__________________
Синее полотенце________________ красное кресло_______________________желтое яблоко_________________
Г) Согласование существительных с числительными (см.262): «Назови количество предметов»
- 1 - тетрадь | - 2 - | - 5 - |
карандаш | ||
яблоко |
Е) Изменение сущ. по падежам (см.237):
- именительный падеж______________________________________________________________________________
- родительный падеж _______________________________________________________________________________
- дательный падеж _________________________________________________________________________________
- винительный падеж _______________________________________________________________________________
- творительный падеж ______________________________________________________________________________
- предложный падеж ________________________________________________________________________________
З) Понимание предлогов (см.234): к в перед за на из под
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Составление предложений по картинкам ( см. 271)
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по картинке (см.274) __________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
по серии картин (см. 275) __________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА И ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬ СЛОВ
14 кл. Земляника__________________магнитофон______________аквариум__________________
13 кл. пуговица_________________пианино_________________паутина_______________черепаха_____________
12 кл. гнездо ___________________птенцы_____________ ____свекла__________________клетка______________
9 кл. автобус_________________виноград________________апельсин_________________будильник____________
Кисточка________________перчатки_____________ игрушки__________________расческа______________
квадрат_________________велосипед_____________пирамида________________запеканка_____________
Водопроводчик чинит водопровод____________________________________________________________________
На ёлке зажглись разноцветные лампочки______________________________________________________________
Тетя Нюра сварила кисель из клюквы__________________________________________________________________
Ребята слепили снеговика. ___________________________________________________________________________
ВНЕРЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Состояние психических процессов (внимание, работоспособность, активность, эмоционально-волевая сфера)
________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сопутствующие нарушения_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:_________________________________________________________________
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебно- тематическое планирование
Содержание логопедической работы платной образовательной услуги «Коррекция речевых нарушений» по преодолению ФНР и ФФНР у детей 6-го года жизни.
Основное содержание работы | Развитие речи | |
Произношение | Фонематическое восприятие | |
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи. | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство с буквами, обозначающими звуки. Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счёт одного звука. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова. Выделение среднего звука в односложном слове (мак). Усвоение понятий «гласный – согласный» звук. | Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поём, вы поёте, они поют). Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, ката-ли, купили). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно – ответный и наглядно – графический планы.
|
Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата. Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
[т] – [ть] и т.д.);
[к] – [г] и т.д.);
| Определение наличия звука в слове. Распределение картинок, названия, которых включает:
На том же материале:
Практическое знакомство с понятием «твёрдый – мягкий звук и глухой – звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:
[т] – [ть] и т. д.);
анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. | Закрепления в самостоятельной речи навыка:
Закрепление умения:
по картине, серии картин, пересказывать тексты насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. Распространение предложений за счёт введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений. Составление предложений по картине, по вопросам. Закрепление навыка составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы). Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков по месту образования:
[р] – [л];
ем трёх согласных;
Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование интонационной выразительности речи. | Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. | Закрепления навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, сумочка, вазочка), прилагательных (сосновый лес, сосновая шишка, ветка, иголка и т.д.) Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная); приставочных глаголов (машина поехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома). Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель, учить – учитель, лётчик – летать, пловец – плавать). Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. Формирование навыка составления предложений с элементами творчества. Составление рассказов с элементами творчества. Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д. Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка. Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи. |
Содержание логопедической работы платной образовательной услуги «Коррекция речевых нарушений» по преодолению ФНР и ФФНР у детей 7-го года жизни.
Звуковая сторона речи | Развитие речи | |
Основное содержание работы | ||
Произношение | Фонематическое восприятие | |
Постановка отсутствующих звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Формирование грамматически правильной речи. Усвоение слов различной звукослоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов: `та – та, та – `та, `та – та – та, та – `та – та. Определение ритмических моделей слов: вата –`тата, вода – та`та т. д Соотнесение слова с заданной ритмической моделью: `вата – `тата, во`да – та`та. Различение звуков на слух:
Анализ и синтез звукослогового состава слов, усвоенной звукослоговой структуры. | Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа). Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот. Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»). Выкладывание из цветных фишек обратных слогов. Преобразование слогов. Звукослоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». Составление графичес-кой схемы слова. Называния порядка следования звуков в слове. Выделение и называние гласных, согласных зву- ков в слове. Умение давать качествен- ную характеристику звуку. Формирование умения делить на слова предло- жения простой конструк- ции без предлогов и с предлогами. | Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма), различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, лент, окон, стульев и т. д.) Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют – дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, мои туфли). Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…); способом присоединения суффиксов (мех – меховой - меховая, лимон – лимонный – лимонная); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад). Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев). Распространение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы. Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, по-дойти к большому столу, взять зелёную грузовую машину и поставить её на среднюю полку шкафа). Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности. |
Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Усвоение слов сложного слогового состава (трату- ар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения. Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.) Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Различение на слух: [ч] – [ть] – [сь] – [щ], [ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. Анализ и синтез звукослогового состава слов, усвоенной звукослоговой структуры. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Звукослоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный например; лось, конь, соль т.п.) Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Формирования операции звукослогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му – пу). Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Выкладывание из поло- сок схемы предложения. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение. | Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья). Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой. Дети кормили белку. У белки пушистый хвост.); прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики); согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой… голубой платок; ая… голубая лента; ое… голубое блюдце; ые… голубые полотенца). Согласование числительных с существительными роде, числе, падеже (Куклам сшили… два платья..,пять платьев..., две рубашки…, пять рубашек). Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (играю – играл – буду играть); глаголов совершенного и несовершенного вида (рисует – нарисовал). Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок и т. д.) Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приполз, прибежал, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал, объехал, переехал, выехал); присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые;пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёхколесный, первоклассник) Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист) Привлечение внимания к многозначности слов (лисички – животные, лисички – грибы) Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных (У зайчика маленький кротких хвостик. У лисы большой пушистых хвост.) Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет… стеклянной вазы. Машина подъехала к гаражу. Саша катался на трёхколёсном велосипеде.) Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В лесу много… зелёных сосен. Дети кормили капустой… белого кролика. Дети давали корм… белым роликам…) Закрепление навыков составления и распространения предложений. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из-под (кот вылез из-под шкафа), из слов в начальной форме (кот, спать, под, скамейка – Под скамейкой спит кот..) Составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу – Миша вешает в шкаф меховую шубу). Добавление в предложение пропущенных предлогов: берёзка растёт (возле, около, у) дома; белые розы посадили (перед, за, возле) дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч) Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы не пойдём гулять, потому что на улице идёт дождь), с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил брат. Роме понравился конструктор, который подарил брат.) Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Система коррекционно-развивающей работы
В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
2-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.
ФНР – 2 раза в неделю;
ФФНР – 2 раза в неделю;
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала.
Занятия проводятся с детьми, имеющими диагноз ФНР, ФФНР.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.
Продолжительность занятий с детьми: ФНР – от 3 до 6 месяцев;
ФФНР и ФНР (полиморфная дислалия) – 7 месяцев
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Учебно-методический комплект
- Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В.Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Старшая и подготовительная группа. – М.: «Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2014.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
- Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки Л, ЛЬ. – г. Киров
- Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки З, ЗЬ, Ц. – г. Киров
- Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки С, СЬ. – г. Киров
- Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки Р, РЬ. – г. Киров
- Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки Ч, Щ. – г. Киров
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
- Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи; Альбом №1. – М.: АРКТИ, 2001.
- Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет. – М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.
- Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет. – М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.
- Егорова О.В. Звуки Ф, ФЬ, В, ВЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет. – М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.
- Егорова О.В. Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет. – М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.
- Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Пособие для логопедов и родителей в девяти выпусках. – М., 2004.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. – М., 1990.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: 1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов/ Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Р, РЬ у детей: дидактический материал для логопедов/ Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Л, ЛЬ у детей: дидактический материал для логопедов/ Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов/ Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. пред. пед. учеб. заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов. воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н.. проф. Г.В.Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
- Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков Ч, Щ: Логопедам-практикам и заботливым родителям. – СПб.: КАРО, 2006.
- Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков Р, РЬ: Логопедам-практикам и заботливым родителям. – СПб.: КАРО, 2006.
- Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков Л, ЛЬ: Логопедам-практикам и заботливым родителям. – СПб.: КАРО, 2006.
- Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков Ш, Ж: Логопедам-практикам и заботливым родителям. – СПб.: КАРО, 2006.
- Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков С, З, Ц: Логопедам-практикам и заботливым родителям. – СПб.: КАРО, 2006.
- Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки С, З, Ц. – М.: Школьная Пресса, 2005.
- Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки Р, Л, Й. – М.: Школьная Пресса, 2006.
- Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М.: Школьная Пресса, 2005.
- Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: Школьная Пресса, 2006.
- Ткаченко Т. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1998.
- Флерова Ж.М. Логопедия. Ростов н/Д., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа платной образовательной услуги "Обучение детей рисованию" для детей 4-7 лет
Настоящая программа способствует решению следующих задач:- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов...
Рабочая программа платной образовательной услуги
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии дет...
Рабочая программа платной образовательной услуги "Обучение детей рисованию" для детей 4-7 лет
Настоящая программа способствует решению следующих задач:- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов...
Рабочая программа платной образовательной услуги «Степ-аэробика» (для детей 5-6 лет) 2018 год
Приложение ___к Дополнительной общеобразовательнойпрограмме платных образовательных услугмуниципального автономного дошкольногообразовательного учреждениямуниципального образования город Нягань«...
Рабочая программа платной образовательной услуги «Степ-аэробика» (для детей 6-7 лет) 2019 год
Рабочая программаплатной образовательной услуги «Степ-аэробика»(для детей 6-7 лет) Руководитель: Савина Елена Игорьевна...
Рабочая программа платной образовательной услуги «Степ-аэробика» (для детей 5-7 лет) 2020 год
Рабочая программаплатной образовательной услуги «Степ-аэробика»(для детей 5-7 лет) Руководитель: Савина Елена Игорьевна...