читаем с мамой
консультация по логопедии на тему

Захарова Татьяна Юрьевна

как важно читать своему ребёнку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitaem_s_mamoy.doc648.5 КБ

Предварительный просмотр:

Читаем с мамой

У нас с детства в голове заложена формула: «Книги любить хорошо. Тот, кто любит книги — умный». Даже те, кто книги видел только на картинках, знают этот постулат и, в большинстве своем, ему верят.

А действительно ли это так в современном обществе? Для чего нам нужны книги именно в нашем веке? Информацию мы можем получать с экранов телевизоров, из интернета и прочих СМИ. Причем это выйдет гораздо дешевле, да и получать информацию при таком подходе можно где угодно и когда угодно — в очередях, в транспорте, ночью под одеялом, никому не мешая, — как только выбралась свободная минутка — читай-получай, на любую тему, любых авторов, ученых, исследователей.

Но мы все равно уверены, что книги любить хорошо и правильно. Приучаем к этому наших детей, покупаем им дорогие издания, потому как, даже несмотря на обилие готовой информации, мозгу и душе требуется информация извлеченная и полученная самостоятельно. И именно книга учит нас мыслить, рассуждать, анализировать. Она развивает воображение, развивает речь и язык.

http://www.momscorp.ru/image_storage/9cb638bbabff76e3507751075ecaf383.jpeg

Передаем свою любовь к чтению по наследству

Детские книги — это отдельный волшебный мир ребенка, с которым его знакомят родители. И от того, каким образом они приведут в этот мир малыша, будут зависеть отношения ребенка с книгами на протяжении всей его дальнейшей жизни. Дома могут стоять стеллажи, заполненные драгоценными фолиантами, но ребенок при этом ни разу не взглянет в их сторону.

1. Сила родительского примера. Да, в читающей семье ребенок с большой вероятностью будет любить читать. Но есть и другая вероятность — ребенок может решить, что книги отнимают у него маму и папу, и сделать общий вывод о том, что книги — зло.

Здесь важно соблюдать меру. Круглосуточно сидеть над книгами в ущерб ребенку — неправильно. Но если не читать при нем, то как он разглядит этот родительский пример? Малыш должен видеть, что родители читают и любят процесс. Ведь даже если читать лишь во время его сна, то ребенок все равно заметит ваше увлечение: он просыпается — мама с книгой, он видит, что книга всегда лежит на маминой тумбочке или кровати, что закладка в ней перемещается, что книги меняются — вчера мама закончила читать одну, сегодня уже начала другую. Родительский пример в данном случае будет очевиден, но и ребенок не будет испытывать негативных эмоций, связанных с кажущимся приоритетом любви к книге перед любовью к нему.

2. С рождения. Начинать читать вслух необходимо с самых первых дней жизни малыша. Пусть поначалу это будут взрослые тексты, то есть те книги, которые вы читаете для себя. Это могут быть книги на иностранном языке, если мама в период декрета решила освежить свой школьный английский. Это даже может быть конспект лекций по истории древних цивилизаций. Не важно. Главное в данном случае то, что ребенок постоянно слышит звук родного голоса и постепенно привыкает к мелодике текста, который не рассказывают, а читают. Чем больше ребенок будет овладевать речью и ее пониманием, тем более внимательно он будет вслушиваться в читаемое.

3. Иллюстрации. Сначала книги привлекают ребенка как объект, красивый предмет, игрушка, и через эту симпатию к нему приходит любовь к чтению как к таковому. Выбирайте книги с иллюстрациями разных художников, но при этом обязательно профессиональных, интересных. Чтобы картинки в книгах хотелось рассматривать и пересматривать. Примитивные компьютерные герои с одинаково вытаращенными глазами и застывшими улыбками на неправдоподобно румяных лицах не привьют вашему ребенку чувства прекрасного, не привлекут к многократному просмотру и перелистыванию страниц — зачем листать, если к одной и той же голове прилеплены одни и те же руки-ноги под разными углами?

4. Разнообразие. Читайте книги разных жанров и авторов: стихи, сказки, рассказы; русские и иностранные; народные и авторские — у разных книг разный слог, ритм, мелодика, герои — невозможно сразу угадать, кто и что больше всего полюбится малышу.

http://www.momscorp.ru/image_storage/146daf8c2d5e2b850d5ca7a1a3f7ea80.jpeg

5. Читайте ребенку то, что нравится вам. Дети невероятно чувствительны к нашим эмоциям: если мама читает книгу с энтузиазмом, энтузиазм передастся и малышу. Ровно как и нелюбовь к данному автору ребенок почувствует с первых прочтенных строк.

6. «Как в театре». Читайте с выражением, разными голосами, добавляйте нотку артистизма, юмора. Монотонный текст усыпляет, а яркие краски и эмоции вовлекают в процесс чтения.

7. Журналы. Один из действенных способов пробудить в ребенке интерес к чтению. Конечно же, для данной цели журналы нужно выбирать качественные и литературно направленные: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Костер» — знакомые названия из детства, но и в настоящее время в них публикуются литературные произведения как признанных детских классиков, так и современных авторов.

В чем плюс и польза литературных детских журналов? Во-первых, ожидание. Каждый раз ребенок ждет сюрприза из почтового ящика — что там будет, о чем, какие сказки, какие картинки. А то, чего малыш с нетерпением ждет, не может проскочить мимо него незамеченным — он в любом случае пролистает, чем-то заинтересуется, что-то попросит прочитать.

Во-вторых, истории в журналах чаще всего короткие — ребенок не устанет долго слушать.

В-третьих, разнообразие авторов, иллюстраторов, героев — у малыша появляется возможность выбора, что читать и что рассматривать. Если не заинтересовало одно, то обязательно заинтересует другое.

8. По возрасту. Читать двухлетнему ребенку «Незнайку» и сокрушаться, что он не слушает такую интересную книгу — также неоправданно, как и заставлять семилетнего человека слушать потешки и прибаутки. Малышей привлекает короткий, яркий и ритмичный текст, и уже по мере взросления дети готовы слушать истории с продолжением и развитием сюжета на нескольких десятках страниц.

9. Педагогическая правильность. Не ориентируйтесь исключительно на нее. Поучительные истории, положительные герои, правильный смысл — это, конечно, все хорошо и необходимо. Но разве детям нравится все исключительно правильное и положительное? Хулиганские стихи, юмористические рассказы заинтересуют ребенка и покажут, что чтение это совсем не скучно.

10. Держите книги в открытом доступе. Ребенок всегда должен иметь возможность подойти к ним, посмотреть и выбрать то, что он хотел бы в данный момент почитать. «Спрятанные» книги быстро забываются, яркие форзацы на полках — легкий способ напомнить малышу об их существовании.

http://www.momscorp.ru/image_storage/9a1c5508275db80fb1e3bcfcee53c1f9.jpeg

11. Превратите чтение в ритуал. Чтение перед сном, перед дневным и на ночь. Каждый день, невзирая на место и обстоятельства. Застал ли вас сон в гостях, в поезде, на пляже — всегда имейте с собой детскую книгу. Ребенок привыкнет и будет сам с нетерпением ждать встречи со сказкой. Читать детям можно и во время еды, заменяя тем самым просмотр мультфильмов, которые сопровождают большинство малышей во время трапезы. Уточню, читать — если ребенок иначе отказывается кушать, и вам все равно приходится отвлекать его телевизором.

12. Хитрости. К примеру, чтение не ребенку, а его любимой игрушке. Не хочешь, доченька, не слушай, я не тебе, а твоему мишке почитаю. Сначала девочка, возможно, и не будет обращать внимание на ваше совместное с мишкой времяпрепровождение, но постепенно и ей станет интересно, что там такое увлекательное вы ему рассказываете.

Или другой вариант. Воспитательный момент. Если ты не уберешь свои игрушки, то нам не будет места для того, чтобы почитать книгу. Если ты будешь плакать, то у нас не останется времени на сказку. Таким простым образом вы внушите своему ребенку, что чтение — это награда, то, что можно получить в качестве поощрения и не получить в случае плохого поведения. А награда — это всегда хорошо, малыш будет к ней стремиться.

13. Обсуждайте прочитанное. Еще один повод поговорить со своим ребенком, узнать его мнение, видение ситуации, понять его логику — дети любят пофилософствовать. Ребенку будет ценно и важно, что его мнением интересуются, он почувствует себя взрослым и умным — кому неприятно получить такой бонус после прочтения книги?

***

Наша цель — показать детям, что книги — это интересно, увлекательно и необходимо. Наша задача — сформировать у детей потребность искать знания в книгах. Насильно любовь к чтению привить невозможно, а вот показать преимущества и заинтересовать — вполне реально и под силу любому родителю, владеющему грамотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся читать вместе с мамой

Очень часто родители переживают, что их дети не умеют читать перед школой, и поэтому стараются сами научить их этому! Ничего страшного в этом нет, при условии, если обучение со стороны родителей прохо...

Читаем вместе с мамой.

Рассказы с картинками вместо слов....

«Мы стихи читаем мамам». Музыкально-поэтический утренник в средней группе

ВЕД. - Дорогие наши гости! Сегодня мы собрались в этом зале, чтоб отпраздновать День мам. Этот день всегда отмечают в конце осени. Для каждого из вас, дети, ваша мама самая любимая, самая красива...

Конкурс чтецов "Читаем с мамой" 2018г

Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила мне и тебе. Мама землю и солнце Жизнь подарила мне и тебе .....................................................

Памятка для родителей на тему "Читаем с мамой"

В памятке содержится описание правильной методики совместного чтения с детьми...

Практический материал для родителей "ЧИТАЕМ С МАМОЙ"

Рассказы для совместного чтения детей и родителей с картинками...

Консультация «Читаем с мамой»

quot;Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, почитанная в зрелом возрасте."...