Коррекционно-развивающая направленность в деятельности ДОУ
статья по логопедии на тему
Цель коррекционно – логопедической работы в ДОУ – предоставление возможности детям с речевыми нарушениями освоения основной общеобразователь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_napravlennost_v_deyatelnosti_dou.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Лямбирского муниципального района РМ
Коррекционно-развивающая направленность в деятельности ДОУ
Выступление на августовском совещании
педагогов Лямбирского района
Подготовила:
учитель-логопед
Сусликова Л.С.
Лямбирь
2015
Коррекционно-развивающая направленность в деятельности ДОУ.
Добрый день, уважаемые участники конференции!
Слайд №1. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Деятельность учителя-логопеда ДОУ направлена на эффективное коррекционное сопровождение детей с различными речевыми нарушениями.
Слайд №2. Однако, в последнее время, детей с недостатками речи становится всё больше и больше.
Слайд №3. По данным отечественных и зарубежных ученых, она наблюдается у 20-35 % детей.
Мой опыт работы в дошкольном учреждении показывает, что если не исправить речевые нарушения в детском возрасте, то в дальнейшем, они способствуют формированию трудностей в общении детей с окружающими их сверстниками и взрослыми, ведут к возникновению закомплексованности, мешают овладеть в полной мере образовательной программой.
В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования.
Слайд №4. ФГОС дошкольного образования выделяет осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми как одну из приоритетных направлений деятельности детского сада.
В нашем дошкольном образовательном учреждении функционируют две логопедические группы направленные на коррекцию речевых нарушений. Это группы 5-6 лет и 6-7 лет. Формирование коррекционных групп проводится на основании результатов районной ПМПК.
В этом учебном году по заключению ПМПК, 18 воспитанникам ДОУ было рекомендовано пройти обучение по специальной (коррекционной) программе ΙV вида для детей с нарушениями речи.
На основании результатов ПМПК, разрабатывается для каждого ребёнка свой индивидуальной план логокоррекционной работы. Систематически проводится профилактическая и коррекционно-речевая работа с детьми в соответствии с планом.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР ведется в тесной взаимосвязи с воспитателями и специалистами ДОУ. Совместно проводится работа по созданию условий, способствующих освоению детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
Слайд №5. Как педагог-практик, считаю, что целью коррекционной работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений. Поэтому стараюсь выстроить определённую систему работы в этом направлении. Подбираю методические рекомендации, создаю копилку дидактического материала, использую иформационно-компьютерные технологии.
Слайд №6. Бытует мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное звукопроизношение. Хочу сказать, что это не так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, связной речи, грамматической стороны речи, коррекция произношения.
В ходе коррекции речевых нарушений детей решаются и психологические задачи, без которых невозможно тщательное продумывание каждого коррекционного занятия.
Слайд №8. Для формирования правильного звукопроизношения я использую упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции.
Слайд №9. Для снятия напряжения - динамические паузы, которые также способствуют развитию общей и мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной и слухо-моторной координации.
Слайд №10. Одна из главных задач образовательного учреждения – охрана и укрепление здоровья. Поэтому в своей коррекционной деятельности я использую здоровьесберегающие технологии. Провожу различные виды самомассажа, традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики.
Слайд №11. Направление коррекционной деятельности я не раз демонстрировала на профессиональных конкурсах. В 2010 году была победителем районного конкурса «Воспитатель года» и суперфиналистом республиканского конкурса «Воспитатель года», в 2015 году стала победителем республиканского конкурса «Логопед-профессионал».
Слайд №12-13. Практика показала, что только совместная работа педагогов, детей и родителей дают положительные результаты. Проведение разнообразных досугов, праздников, кукольных спектаклей и театрализованных постановок позволяют вызвать у ребёнка интерес к совместной деятельности, творческой реализации своих способностей и речевой активности.
Слайд №14-15. Родительские собрания, открытые занятия позволяют родителям получать информацию об успехах детей, видеть их трудности.
Сотрудничество логопеда и родителей заключается в выполнении родителями домашних заданий, направленных на закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Основная часть выпускников, поступающих в школу, имеют хорошо сформированную речь. Но, к сожалению, в последнее время есть выпускники, которые нуждаются в дополнительной работе по закреплению, поставленных логопедом звуков. Это связано с тем, что в коррекционные группы попадают дети не только с речевыми нарушениями, но и с задержкой психо-речевого развития. Поэтому может быть есть смысл продолжить коррекционно-логопедическую работу в школе?
Не секрет, что определенные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы есть и, безусловно, будут возникать. Так, например, с каждым годом детей с речевыми нарушениями, а зачастую, и с нарушением некоторых психических функций (памяти, внимания, мышления) становится больше, возникает проблема с переполненностью групп и нехваткой мест в коррекционных группах.
Первичное обследование показывает, что детей с чистой речью единицы, но уровень нарушений речи у всех разный. Поэтому в логопедические группы попадают дети с более сложными дефектами речи.
Слайд №15. И в заключении хочу сказать, педагогический коллектив нашего учреждения настроен оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть.
Спасибо за внимание! Всех с началом учебного года! Здоровья вам крепкого, детей любознательных, пытливых и талантливых, семейного благополучия. Удачи вам во всех ваших начинаниях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование мультимедийной презентации в работе учителя-логопеда в коррекционно-развивающем процессе, направленном на развитие речи у детей с ОНР"
Необходимость использования презентаций в работе учителя-логопеда...
Программа коррекционной работы с ребёнком, включающая коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие психических процессов, коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы
планирование на год...
Коррекционно-развивающая программа, направленная на предупреждение графо-моторной недостаточности у детей-логопатов
В данной программе рассмотрены необходимости прфилактики нарушения письма у детей с недоразвитием речи. В работе представлен практический материал для развития графомоторных навыков ...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...
Коррекционно-развивающая программа, направленная на подготовку ребёнка к школьному обучению
Коррекционно-развивающая программа, направленная на подготовку ребёнка к школьному обучению...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства ...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, являющиес...