Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, являющиеся мощным регулятором поведения и деятельности ребенка.
В современном технологически развитом обществе, с его постоянно развивающими нагрузками на организм (увеличивающийся информационный поток, конкуренция, ответственность) человеку все тяжелее регулировать свое состояние, что неизбежно отражается на эмоциональной сфере, приводит к ее нарушению. Изменения, происходящие в обществе, отражаются и на дошкольниках. Как и к взрослому, к ребенку-дошкольнику предъявляются повышенные требования, что приводит к постоянному возрастанию частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. В связи с этим особую значимость приобретает проблема эффективного управления ребенком своими эмоциями посредством разных видов деятельности уже на этапе дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 96
_____________________________________________________________________________
664043 г. Иркутск, б-р Рябикова, 46; тел. 30-87-18
Утверждено:
Заведующий МБДОУ № 96
Е.Б. Смоленцева
_______________________
«____» _____________2020
Коррекционно - развивающая программа,
направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
«В мире эмоций»
Составитель: педагог-психолог Башкова Анна Викторовна,
МБДОУ г. Иркутска, детский сад № 96
СОДЕРЖАНИЕ
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………………….3
1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………………………..4
1.3. Новизна и актуальность…………………………………………………………………….4
1.4. Методологические и теоретические основы программы…………………………………4
1.5. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………..5
1.6. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………..5
II Содержательный раздел
2.1. План работы с детьми старшего дошкольного возраста………………………………….6
2.2. Взаимодействие с родителями педагога - психолога……………………………………10
III Организационный раздел
3.1. Общий объем учебной нагрузки………………………………………………………….10
3.2. Формы и приемы организации образовательного процесса…………………………….11
3.3. Технологии обучения……………………………………………………………………...12
3.4. Формы организации обучения……………………………………………………………12
3.5. Предметно-развивающая среда…………………………………………………………...12
3.6. Заключение…………………………………………………………………………………12
3.7. Список литературы………………………………………………………………………...14
I Целевой раздел
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, являющиеся мощным регулятором поведения и деятельности ребенка.
В современном технологически развитом обществе, с его постоянно развивающими нагрузками на организм (увеличивающийся информационный поток, конкуренция, ответственность) человеку все тяжелее регулировать свое состояние, что неизбежно отражается на эмоциональной сфере, приводит к ее нарушению. Изменения, происходящие в обществе, отражаются и на дошкольниках. Как и к взрослому, к ребенку-дошкольнику предъявляются повышенные требования, что приводит к постоянному возрастанию частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. В связи с этим особую значимость приобретает проблема эффективного управления ребенком своими эмоциями посредством разных видов деятельности уже на этапе дошкольного возраста.
Психологи отмечают, что неэффективное управление эмоциями приводит к неврозам, нарушению психического, физического здоровья ребенка (Н.Г. Гаранян, В.М. Мельников, Г.И. Мишин, Ю.М. Орлов, В.И. Петрушин, А.Б. Холмогорова и др.).
В последнее время все чаще наблюдаются эмоциональные нарушения в поведении детей, проявляющиеся в виде разных симптомов расстройств и не составляющие клинических форм заболеваний, а относящиеся к непатологическим формам пограничного характера. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или подавленное настроение), в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно угодливого поведения), в виде некоторых социально неприемлемых состояний (агрессия, страх, фобия и др.).
Кроме этого за последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к ранней интеллектуализации и раннему развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы, обучению эффективным способам регуляции собственного поведения уделяется незаслуженно мало внимания. Как справедливо указывал Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых видов деятельности.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К тому же обеднённая эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Дети мало интересуются чем-то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши вообще не умеют играть. Дети обращают внимание в основном на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам) и имеют недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Эмоции оказывают влияние на личностное развитие ребенка, определяя индивидуально-типологические особенности, характер, поведение, воздействуют на его деятельность, обусловливая ее ход и результат. В тоже время сами эмоции обусловлены ходом и результатом деятельности (С.Л. Рубинштейн).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к Программе и ее объему» одним из аспектов социально-коммуникативного развития дошкольника является эмоциональный интеллект, одним из компонентов которого является эмоциональная саморегуляция. Поэтому так важно формировать у дошкольников умение регулировать свое эмоциональное состояние разными способами и средствами.
- Цели и задачи
Цель: коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.
Задачи программы:
- формировать у детей адекватную самооценку;
- развивать и совершенствовать умение распознавать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные проявления других людей;
- развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми;
- расширить знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогатить словарь за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
- способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее).
- Актуальность
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена:
- социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, способного к эмоциональной регуляции, столь необходимой на фоне роста эмоциональных нарушений в поведении детей (тревожность, агрессия, страх, фобии и т.д.);
- необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;
- существующими в практике работы дошкольных учреждений затруднений в вопросах формирования эмоциональной саморегуляции детей;
- Методологические и теоретические основы программы
В основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.
Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:
- Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.
- Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников в виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.
В связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов.
Основной подход, используемый в программе – поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода - помочь ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.
- Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Программа построена с учетом основных принципов коррекционно-педагогической деятельности:
- Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программа коррекции направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, а и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка и гармоничного развития его личности.
- Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Крайне важным является всестороннее обследование и оценка интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, особенностей его психического развития.
- Принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений.
- Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе, предполагает учет «нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
- Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей при которой исходным моментом в достижении целей является организация активной деятельности ребенка.
- Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, т.е. решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, состояния развития психических функций, работоспособности, сложности задания, формы работы, интенсивности нагрузки. Комплексность также предполагает, во-первых, использование всего психолого-педагогического и коррекционно-развивающего инструментария, во-вторых, междисциплинарное взаимодействие специалистов разного профиля для оказания эффективной помощи ребенку, в-третьих, при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.
- Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей, сверстников, педагогического и детского коллективов.
- Принцип динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действий.
- Планируемые результаты освоения программы
- Получение ребенком представления о внешних проявлениях эмоций у человека и причинах их возникновения.
- Овладение разными средствами и способами регулирования своего эмоционального состояния.
- Наличие желания регулировать свое поведение в разных эмоциональных состояниях.
- Нормализация взаимоотношений со сверстниками, снижение количества неадекватных импульсивных реакций, устойчивость настроения, способность вербализировать свои чувства, понимание взаимосвязи ситуации и эмоции.
II Содержательный раздел
- План работы с детьми старшего дошкольного возраста
№ п/п | Тема | Цель занятия | Содержание занятия |
Раздел I «МОИ ЭМОЦИИ» | |||
1. | «Знакомство» | Развитие чувства принадлежности к группе; развитие навыка позитивного социального поведения; установка на дальнейшую работу. | Ритуал приветствия «Лучики солнышка». Упражнение «Давайте знакомиться», упр. «Мое имя», игра «Узнай по голосу», игра «Я люблю больше всего», рисование на тему «Я люблю больше всего». Ритуал прощания: «Лучики солнышка» |
2. | «Я и мои эмоции» | Снятие психоэмоционального напряжения; развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умение его выразить. | Ритуал приветствия «Лучики солнышка». Инсценировка «Сказка про эмоции», упражнение «Определи эмоцию», упражнение «Зеркало», этюд «Выбери настроение», игра «Разное настроение», игра «Облако», упр. «Коллаж эмоций». Ритуал прощания: «Лучики солнышка». |
3. | «Знакомство с эмоцией радости» | Расширение представления детей об эмоции «радость»; формирование положительных эмоций, чувств; расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость. | Ритуал приветствия «Лучики солнышка». Упр. «Дружба начинается с улыбки», упр. «Страна радости», этюд «Встреча с другом», игра «Я радуюсь, когда», упр. «Как порадовать другого человека» (рисование). Ритуал прощания: «Лучики солнышка». |
4. | «Веселое настроение» | Тренировка радостных эмоций; развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширение представлений детей о поступках, которые приносит радость; развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям. | Ритуал приветствия «Лучики солнышка». Упр. «Вспоминалки», игра «Комплимент», Сказка про гномика –весельчика», этюд «Негаданная радость», игра «Подари движение», упр. «Дерево радости» (рисунок) Ритуал прощания: «Лучики солнышка». |
5. | «Знакомство с эмоцией грусти» | Развитие умения узнавать эмоцию грусти по внешним проявлениям; снятие напряжения, стабилизация психических процессов. | Ритуал приветствия «Лучики солнышка». Игра «Я грущу, когда…», упр. «Покажи эмоцию», игра «В магазине зеркал», этюд «Растеряша Мери», этюд «Пропала собака», упр. «Салон красоты» (рисование). Ритуал прощания: «Лучики солнышка». |
6. | «Грустное настроение» | Предоставление детям возможности для актуализации и осознания своей грусти; формирование представления о проявлении грусти в теле. Создание условий для преодоления грусти посредством двигательной, музыкальной деятельности. | Ритуал приветствия «Лучики солнышка». Упр. «Моя грусть», упр. «Раскрашивание фигур», релаксационнные упражнения: «Лимон», «Шалтай-болтай», «Потягивание», «Росток», «Сугроб», упр. «Веселый танец». Ритуал прощания: «Лучики солнышка». |
7. | «Знакомство с эмоцией удивления" | Формирование умения узнавать эмоцию удивления по внешним проявлениям; снятие напряжения. | Ритуал приветствия «Лучики солнышка». Упр. «Маски», игра «Круглые глаза», этюд «Живая шляпа», упр. «Зеркало», этюд «Вожатый удивился» игра «Изобрази». Ритуал прощания: «Лучики солнышка». |
8. | «Знакомство с эмоцией страха» | Развитие умения узнавать эмоцию страха по внешним проявлениям; расширение представления о страхе и причинах его возникновения; осознание своих страхов. | Ритуал приветствия «Лучики солнышка». История «Как котенок потерялся», игра «Обрыв», игра «Боюсь-не боюсь», упр. «Мой страх» (рисование). Ритуал прощания: «Лучики солнышка». |
9. | «Где живет страх» | Подвести детей к осознанию проявления страха в теле. Познакомить детей со способами преодоления страха посредством изобразительной деятельности. | Ритуал приветствия «Лучики солнышка». Упр. «Зеркало», игра «Конкурс боюсек», упр. «Победим страх», упр. «Победи свой страх» (коррекционная техника). Ритуал прощания: «Лучики солнышка». |
10. | «Знакомство с эмоцией злости» | Расширение представления детей о злости и вариантах ее проявления. Создание условий для актуализации и осознания своей злости. | Ритуал приветствия «Лучики солнышка». Рассказ «Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала», упр. «Шкала злости», этюд «Злой принц», игра «Моя злость похожа на…», упр. «Моя злость» (рисование). Ритуал прощания: «Лучики солнышка». |
11. | «Телесные проявления злости и способы ее преодоления» | Подвести детей к осознанию проявления злости в теле. Создать условия для преодоления злости посредством двигательной деятельности. | Ритуал приветствия «Лучики солнышка». Упр. «Прогони злость», игра «Порви круг», упр. «Где в моем теле живет злость», упр. «Надуть волшебный шарик злостью». Релаксационные упражнения: «Рот на замочке», «Орешек», «Злюка», «Задуваем свечу». Ритуал прощания: «Лучики солнышка». |
12. | «Мы узнали много нового» | Расширение представления детей об эмоциях «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость». Закрепление умения детей выражать свои эмоции и чувства с помощью слов, позы, мимики и жестов. | Ритуал приветствия «Лучики солнышка». Упр. «Узнай эмоцию», упр. «Сравниваем эмоции», этюд «Еж и лягушка», Рисунок «Какая эмоция мне больше нравится». Ритуал прощания: «Лучики солнышка». |
13. | «Наши эмоции» | Закрепление полученных знаний об эмоциях; развитие умения понимать свои чувства. | Ритуал приветствия: «Лучики солнышка». Игра «Придумай сказку», игра «Джинн», игра «Азбука настроения», игра «Кривые зеркала», упр. «Мне понравилось упражнение…» (рисунок). Ритуал прощания: «Лучики солнышка». |
РАЗДЕЛ II «Я И ДРУГИЕ» | |||
14. | «Я и другие» | Развитие способности понимать друг друга; развитие наблюдательности; создание доброжелательной атмосферы в группе. | Ритуал приветствия: «Нежное объятие». Упр. «Как можно назвать по –другому?», игра «Зеркало», беседа «Что такое радость?», упр. «Кто как радуется», игра «День рождения». Ритуал прощания: «Нежное объятие». |
15. | «Мы так похожи» | Развитие способности находить сходства между людьми, сплочение коллектива. | Ритуал приветствия: «Нежное объятие». Игра «Конкурс хвастунов», игра «Доброе животное», игра «Снежная королева», упр. «Разные, но похожие», упр. «Пять качеств». Ритуал прощания: «Нежное объятие». |
16. | «Мы такие разные» | Развитие умения понимать, что все люди разные, каждый человек индивидуален. | Ритуал приветствия: «Нежное объятие». Игра «Мы разные», игра «Испорченный телефон», игра «Незаконченные предложения», упр. «Разные мнения», упр. «Кляксография». Ритуал прощания: «Нежное объятие». |
17. | «Давайте жить дружно» | Формирование представления о нравственных нормах дружбы и стремление следовать им в коллективе детей. Расширение знаний о взаимоотношениях людей, сплочение коллектива. | Ритуал приветствия: «Нежное объятие». Игра «Живая скульптура», упр. «Договорись взглядом», игра «Камушек в ботинке», упр. «Мостик дружбы», упр. «Помоги другу», беседа «Какие чувства мешают дружить». Ритуал прощания: «Нежное объятие». |
18. | «Я умею преодолевать трудности» | Способствовать разрядке агрессивных импульсов, развитие эмоционально-волевой сферы. | Ритуал приветствия: «Нежное объятие». Игра «Хочукалки», упр. «Мысли и настроение», упр. «Даже, если в любом случае…», упр. «Я справился», игра «Слепой и повадырь», упр. «Противоречия». Ритуал прощания: «Нежное объятие». |
20. | «Я учусь решать конфликты» | Помочь освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, учитывая при этом состояние и настроение другого человека. Воспитание взаимопонимания и сочувствия. | Ритуал приветствия: «Нежное объятие». Игра «Поздоровайся с помощью рук», игра «Башни замка», упр. «Возьми себя в руки», упр. «Врасти в землю», упр. «Поступки», игра «Капризуля». Ритуал прощания: «Нежное объятие». |
21. | «Я больше не ругаюсь» | Формирование адекватных норм поведения, снятие напряжения у детей; регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка. | Ритуал приветствия: «Нежное объятие». Игра «Человек среди людей», игра «Ссора», игра «примирение», «этюд с содержанием проблемной ситуации», игра «Сладкая проблема», игра «Коврик мира». Ритуал прощания: «Нежное объятие». |
РАЗДЕЛ III «Я ОБЩАЮСЬ» | |||
22. | «Средства общения» (слово, жесты, мимика, интонация) | Обучение детей установлению контакта с помощью речевых и неречевых средств общения. | Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу». Игра «Покажи руками», игра «Походки», игра «Расскажи стих руками», упр. «Ребята и зверята», упр. «Пантомима», этюд «Я слушаю друга», игра «Без слов». Ритуал прощания: «Плечом к плечу». |
23. | «Правила общения» | Познакомить детей с правилами поведения в общении с окружающими, показать, как влияет поведение общающегося на чувства собеседника. | Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу». Упр. «Необычное приветствие», игра «Лишнее слово», упр. «Назови соседа ласково», игра «Поезд», игра «Передай мячик», игра «Рукавички», игра «Вулкан». Ритуал прощания: «Плечом к плечу». |
24. | «Вместе веселее» | Развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать с партнером, развитие эмпатии. | Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу». Игра «собери игрушки», игра «Не урони мяч», игра «Сядь на стул», игра «Рисуем вместе», игра «Остров». Ритуал прощания: «Плечом к плечу». |
25. | «Наша группа» | Формирование умения общаться со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива. | Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу». Упр. «Мое настроение утром», игра «Про Обидку и Грустинку», подвижная игра «Мы играем вместе», этюд «Разные ситуации», упр. «Невидимая нить». Ритуал прощания: «Плечом к плечу». |
26. | «Взаимоотношения» | Обучение умению соразмерять свои ожидания и требования с групповыми нормами и правилами. Развитие понимания желаемого и нежелательного того или иного поведения. | Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу». Игра «Уступи место», игра «Уступи игрушку», игра «Путаница»; проигрывание условных, реальных историй из жизни детей, отражающих их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; импровизация «Болото», импровизация «Снежная королева». Ритуал прощания: «Плечом к плечу». |
27. | «Обида» | Развитие способности осознать причины непродуктивности взаимоотношений детей и педагогов, своих обид. Отреагирование проблем во взаимоотношениях с педагогом и детьми. | Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу». Игра «Кинь мяч и скажи любое слово», игра «Колечко». Проигрывание рассказанных детьми обид («Однажды в детском саду произошло…»). Игра «Защити товарища», упр. «Мусорное ведро» Ритуал прощания: «Плечом к плечу». |
28. | «Про друзей» | Формирование у детей позитивных способов общения со сверстниками. | Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу». Этюд «Рыжик», упр. «Обезьянки», этюд «Самый большой гриб», игра «Отдам тебе то, что есть у меня, «Сиамскте близнецы», рисунок «Мой друг». Ритуал прощания: «Плечом к плечу». |
29. | «Про взрослых» | Формирование у детей позитивных способов общения со взрослыми. | Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу». Этюд «Неподаренный подарок», этюд «В троллейбусе», этюд «Золотая осень», чтение сказки «Кукушка», беседа по сказке. Ритуал прощания: «Плечом к плечу». |
2.2. Взаимодействие с родителями педагога-психолога
Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.
Этапы работы:
- налаживание контакта с родителями.
- работа по разъяснению родителям возрастных и психологических особенностей детей (осуществляется в процессе индивидуальных консультаций). Цель - помочь родителям принять ребенка таким. Какой он есть.
- выработка единого подхода к воспитанию ребенка.
На всех этапах работы важно учитывать уровень педагогической культуры родителей.
Фомы работы с родителями:
- Индивидуальные консультации.
- Подгрупповые консультации (7-10 человек).
- Общие и групповые родительские собрания.
- Стендовая информация для родителей по вопросам эмоционального развития дошкольников.
- Открытые просмотры психолого-педагогической деятельности (показы психо-коррекционных занятий с детьми).
- Анкетирование, тестирование и интервьюирование родителей.
- Организация работы клуба «Школа родителей» по вопросам психического развития детей, в т.ч. и социально-эмоционального.
- Организация совместной деятельности родителей и детей (совместный труд, подготовка к утренникам и т.д.).
III Организационный раздел
3.1. Общий объем учебной нагрузки
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с октября по апрель с периодичностью одно занятие один раз в неделю.
Общее число занятий: 28
Продолжительность занятия составляет – 25 - 30 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Количество детей в группе: 6-7 человек.
Форма проведения занятия - подгрупповая. В занятиях принимают участие все дети старшего дошкольного возраста.
3.2. Формы и приемы организации образовательного процесса
В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.
Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.
Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.
Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.
Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинетические техники.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- Рисование.
3.3. Технологии обучения
- Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
- Технология проблемного обучения – создание проблемных ситуаций.
- Игровые технологии – использование различных игр и упражнений.
3.4. Формы организации обучения
Групповая форма коррекционно-развивающей работы. Группа делится на подгруппы в произвольном порядке, но не по уровням развития. Педагогу-психологу важно обеспечить взаимодействие детей в процессе коррекционно-развивающей работы.
3.5. Предметно-развивающая среда
- Оснащение кабинета педагога-психолога
Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.
Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.
Зона для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:
- магнитная доска;
- столы детские;
- стулья детские;
- песочница.
Консультативная зона включает в себя:
- Рабочий стол педагога – психолога;
- Шкаф для хранения документов;
- Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
- Ноутбук, принтер;
- Набор диагностических методик;
- Стимульный материал для проведения диагностики.
В кабинете педагога-психолога также имеются:
- Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
- Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
- Шкафы для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.
3.6. Заключение
Эффективность использования программы
Оценка эффективности работы по программе производится в 2 этапа:
- На основе критериев результативности, разработанных с учетом задач программы.
- На основе диагностического обследования эмоционально-волевой сферы ребенка.
Итоговые показатели фиксируются в оценочном листе «Динамика коррекционной работы педагога-психолога» на каждого ребенка и в отчете работы группы. Эффективность работы педагога-психолога по программе оценивается с помощью расчета процента детей от общего количества участников группы, у которых отмечается позитивная динамика и рост показателей эмоционально-волевой сферы от начала к концу совместной работы.
При проведении психодиагностического обследования (как входящей диагностики, так и итоговой) используется следующий психодиагностический инструментарий:
Задачи | Критерии результативности | Диагностические методы |
Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения; формировать у детей адекватную самооценку. | Ребенок знает свои индивидуальные особенности (внешность, черты лица, пол) и свои отличия от других детей. Ребенок осознает свои физические и эмоциональные ощущения. Самооценка ребенка соответствует возрасту. Позитивная динамика эмоционального состояния и поведения ребенка. | Наблюдение Методика «Лесенка» (В.Г.Щур) Тест «Рисунок человека» |
Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции. | Наличие позитивной динамики в умениях ребенка узнавать, называть основные эмоциональные состояния. Наличие позитивной динамики в умениях ребенка графически изображать основные эмоциональные состояния. Умение ребенка передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации и различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений. Позитивная динамика у ребенка в выражении эмоциональных состояний социально приемлемыми способами. Позитивная динамика в развитии произвольной саморегуляции эмоционального состояния ребенка. | Минаева В.М. Задания для изучения эмоциональной сферы ребенка. Урунтаева Г.А., АфонькинаЮ.А. «Понимание эмоциональных состояний» |
Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе | Рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления ими позитивных чувств. Ребенок может оказывать помощь другому ребенку в игре и совместной деятельности, делиться с другими детьми игрушками. Ребенок умеет оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих, умеет остановить другого ребенка, если он делает чтото плохое. Дети могут уступать друг другу в конфликтных ситуациях | Методика «Рисунок семьи» |
Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи | Позитивная динамика в развитии способности к сотрудничеству и сопереживанию. Ребенок знает состав своей семьи; правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка). Ребенок умеет выражать благодарность за проявление к нему внимания и доброты. | Тест Сказка Л.Дюсс |
3.7. Список литературы
ЛИТЕРАТУРА:
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помоч ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е издание.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 283 с.
- Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера , 2003.
- Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.
- Васильева И.Ю. «Волшебная книга игр». – СПб.: «Речь», 2010
- Васильева И. «Книга сказочных игр» ». – СПб.: «Речь», 2010
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., .Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
- Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М. - Воронеж Модек,1998.
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, 2012. – 160 с.
- Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.
- Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Программа эмоционально-волевого развития детей. – СПб.: «Речь», 2011
- Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У - Фрактория, 2006. с. 18, 57–64.
- Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008
- Ошкина А.А., Цыганкова И.Г. Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.
- Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.
- Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения». - М.: УЦ «Перспектива», 2001
- Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008
- Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить». – М.: Книголюб, 2008
- Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – 4-е изд.,испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 72 с.
- Ульенкова У. В., Лебедева О. В.. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М. : Владос, 2002.
- Уханова А. «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка». - СПб.: «Речь»,2011
- Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения». - Москва: «Генезис», 2006
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». - М.: «Генезис», 2009
- Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. – М.: Просвещение, 1990. с. 12–20, 74, 77, 82, 92, 96.
- Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-683673-1444390080.jpg)
Программа развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Я и другие"
Программа развития социально -эмоциональной сферы предназначена для работы педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года: старшую и подготовительную группы. Прог...
Коррекционно-развивающая программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, испытывающих сложности в общении
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста со сложностями в общении...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/12/picture-924140-1494616282.jpg)
Групповая коррекционно-развивающая программа: "Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР"
Групповая коррекционно-развивающая программа:«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР» Пояснительная записка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/04/picture-731578-1451895859.jpg)
Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста
Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста...
Комплекс развивающих игр, направленных на развитие волевой саморегуляции для детей старшего дошкольного возраста.
Комплекс развивающих игр, направленных на развитие волевой саморегуляции для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/13/picture-1374089-1673595518.jpg)
Программа самообразования: «Логосказка в коррекционной развивающей работе как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом,...