Стихотворные тексты для сопровождения двигательных минуток и пальчиковой гимнастики
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Стихотворные тексты для сопровождения
двигательных минуток и пальчиковой гимнастики
Фрукты
На базар ходили мы.
Много груш там и хурмы.
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз,
Это очень сладкий груз!
Толстый палец и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
Он срывает груши с ветки.
Безымянный собирает,
А мизинчик – господинчик
В землю косточки бросает.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один:
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда,
Разбегайтесь кто куда.
Прекрасен наш осенний сад,
В нем слива есть и виноград.
На ветках как игрушки
И яблоки и груши.
И как фонарики горят
Айва и слива и гранат
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Овощи
Во саду ли в огороде, Что растет на нашей грядке?
У Ивана котик бродит. Огурцы, горошек сладкий,
Выбирает, выбирает, Помидоры и укроп
Что сначала съесть, не знает. Для приправы и для проб.
Слева-свекла, справа-репка, Есть редиска и салат-
Слева-тыква, справа-редька, Наша грядка просто клад.
Снизу- кабачок лежит,
Сверху- помидор висит. Хозяйка однажды с базара пришла,
А в земле не близко- Хозяйка с базара домой принесла:
Вкусная редиска. Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
И Ван, Иван вырывай бурьян, Накрытые крышкою, в душном горшке
Чтоб росла редиска, Кипели, кипели в крутом кипятке:
Чтоб росла морковка, Картошка, капуста, морковка, горох,
Зеленел лучок- Петрушка и свекла, ох!
Не ленись дружок. И суп овощной оказался неплох!
Чтобы была репка
Сладкая да крепкая,
Чтоб капусты кочанок
Рос с большой чугунок.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту жмем, жмем.
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год
Наш друг-огород.
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Лука полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочанок.
Потеснись-ка, ты, капуста.
От тебя в кастрюле густо.
Раз, два, три, огонь зажжен,
Кочерыжка, выйди вон.
Домашние животные
Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек;
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
За перила зацепила-
Прямо в речку угодила!
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает-это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться-скажу тебе «кыш»!
Недовольна мама Жучка:
Дождик капает из тучки,
И, наверно, весь промок
Где-то бегавший щенок.
Мама кошка на окошке
Моет с головы до пят
Непоседливых котят.
Вот пасутся на лужайке
И резвятся, как хотят
Мама-козочка и с нею
Двое беленьких козлят.
Знают, верно, все ребята:
Дети у коров-телята,
А у лошади ребенок-
Толстоногий жеребенок.
А у свинки есть хотят
Десять славных поросят.
Вышла кошечка вперед,
Хвостиком играет.
Ей навстречу из ворот
Две собаки выбегают.
Кошка-прыг на дерево.
Что собаки делают?
Гоп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом и с гривой,
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Шесть котят пушистой кошки
Научились есть из плошки.
Если дашь им кашки манной,
Все съедят быстрее мамы!
Дикие животные
Раз присядка, По снегу шел олень,
Два-прыжок, Гулял он целый день;
Это заячья зарядка, Побежали вдоль реки
А лисята как проснутся Черепашки наперегонки;
Любят долго потянуться, Я тигр усатый полосатый,
Обязательно зевнуть, Я зубастый и клыкастый;
Ну и хвостиком вильнуть, В реках Африки живет
А волчата спину выгнуть, Злой, зеленый пароход,
И легонечко подпрыгнуть, А кто в речку угодил-
Ну а мишка косолапый, Всех проглотит крокодил!
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе, Слон сильнее двух коров,
Долго топчется на месте, Толще бегемот трех львов,
А кому зарядки мало, Лошадь быстрее пяти лягушат,
Начинаем все сначала! Выше жираф четырех медвежат.
Сидит белка на тележке, Моржу дам молока,
Продает она орешки: Мишке белому-медка,
Лисичке-сестричке, Рыбку дам тюленю,
Воробью, синичке, Травку дам оленю.
Мишке толстопятому, Мышку сам поймал песец,
Заиньке усатому. Потому что молодец!
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
И лисята и енот.
На зеленый на лужок,
Приходи и ты, дружок!
За березкой на пригорке
Старый еж устроил норку,
А под листьями лежат
Двое малых барсучат.
Белка спряталась в дупло,
Ей и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме,
Положил он лапу в рот
И как маленький сосет.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
А у зайца нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от холода-кора.
Грибы
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Потому и потолстел!
В темный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зеленых сосен.
Вот и сыроежки
У одной осинки.
Выросли волнушки
Прямо на тропинке.
Мы в лес пойдем,
Мы гриб найдем,
Ау, ау! Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Коричневая шляпка,
Солидное брюшко-
Знакомьтесь, это папа,
Узнать его легко.
А рядом два сыночка-
Два беленьких грибочка.
Мы идем путем-дорогой
По ручью лесному вброд.
Под березкой белоногой
Подберезовик найдем.
На ветру шумят осинки
И березки шелестят.
Мы с утра возьмем корзинки,
Позовем с собой ребят:
-Кто пойдет, ребята, с нами
Золотым осенним днем?
За грибами, за грибами,
За грибами мы идем!
Мимо кучи муравьиной
Мы войдем в дремучий бор.
Там стоит, как зонтик длинный,
В красной шляпе мухомор.
Влас с корзинкой в лес пошел,
Всю поляну обошел,
К старой елке подошел
И огромный гриб нашел.
Птицы
Птички летели, крыльями махали,
На деревья сели, вместе отдыхали.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек-стайка:
Эта птичка-соловей,
Эта птичка-воробей,
Эта птичка-совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка-свиристель,
Эта птичка-коростель,
Эта птичка-скворушка,
Серенькое перышко.
Эта-зяблик, эта-стриж,
Эта развеселый чиж.
Ну а эта-злой орлан,
Птички, птички, по домам.
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
У нас такой обычай-
Чуть выпадет снежок
Дощатый птичий домик
Повесить на сучок,
И здесь, в саду морозном,
Среди седых ветвей,
Готов обед веселый
Для птичек у детей.
Гуси-гусенята на ножки
Красные надели сапожки
И пошли гуськом, вереницей,
Чтоб воды в корыте напиться.
Напились воды десять братцев,
Начали в корыте купаться.
Хорошо купаться в корыте!
Гуси-гусенята, плывите!
Пищат живые шарики,
Пшено клюют с руки.
Не знаю, где тут курочки,
А где тут петушки.
Кудахчет громко курица,
Взволнована она:
Наверно, детям маленьким
Нельзя давать пшена.
Продукты
Коту прекрасно спится,
Коту котлета снится.
А рядом спят котята,
Им снятся котленята.
Любит ежонок вишневый компот Мы на солнышке сидим,
И молоко с удовольствием пьет. Сладкий шоколад едим.
А газировку не пьет никогда-
Очень колючая эта вода.
Халва, мармелад,
Пастила и орешки –
Любимое лакомство
Для сладкоежки.
Ручки, спляшите разок-
Будем вам завтра пирог!
Ах вы мои мастерички,
Быстрые ручки-сестрички!
Яблочный будет пирог,
Только спляшите разок!
В дверь диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйе!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
-Для этой головы, пожалуйста, халвы.
Для этой пасти – прочие сласти.
Для этой головки – перловки.
Для этой глотки – селедки.
Для этой башки – пирожки.
Для этой рожи – тоже.
Для этого личика – два сдобных куличика.
Что еще? Лимонада бутылку.
Семь салфеток, нож и вилку.
Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник – в вишневой наливке.
Во вторник – в томатной подливке.
В среду – в лимонном желе.
В четверг – в киселе и сметане.
В пятницу – в простокваше,
В компоте и манной каше.
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала:
- Я больше не в силах!
Ужасно, ужасно устала.
Но кажется, чище не стала.
Ягоды
Мы пошли по ягоды в дальний лес,
Видимо-невидимо там чудес!
Увидали черную мы чернику,
Повстречали красную землянику,
Отыскали синюю ежевику,
Положили бережно в корзинку.
Вот и спелой ягоды нам не счесть,
Как домой воротимся будем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да вот вечер близится-спать пора.
Собирала я в лесу
Ягодку малинку.
Я домой не донесу
Полную корзинку.
Ягодка по ягодке
Ягодка по ягодке –
Ягод убавляется.
А на донышке видна
Только ягодка одна.
Не идти же с ней домой?
Съем ее и с плеч долой!
Мы с друзьями в лес пойдем,
Много ягод мы найдем,
Их в корзинки соберем
И домой мы принесем.
Мы кричим в лесу : «Ау!»
Эхо там живет в бору.
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться.
А имя дала мне
Родная землица.(земляника)
Там, где чаща дикая
И родник шумит,
Алою брусникою
Ярко мох расшит.
Сердце наше радует
Полдень золотой.
Мы идем по ягоды
По тропе лесной.
Мы брусникой спелою
Кошели набьем,
Про березку белую
Песенку споем.
Деревья
Старые мощные дубы,
Вечнозеленые ели,
Грустные ивы листвою
Ночи навстречу шумели.
От зари вечерней яркой –
Всем деревьям по подарку:
Дубу, дубу -
Золотую шубу,
Ясеню – сорочку,
Липам – по платочку,
В чаще каждому кусту –
По цветному лоскуту.
Мы к лесной лужайке вышли
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят:
Как они сядут, покажем.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клен!
Дует ветер нам в лицо:
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише…
Деревцо все выше, выше…
Дует, дует ветер, дует-задувает,
Желтые листочки с дерева срывает.
И летят листочки, кружат по дорожке…
Падают листочки прямо нам под ножки.
Ели на опушке –до небес макушки
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата-елочки, тонкие иголочки,-
У лесных ворот водят хоровод.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Растения, цветы
Есть один такой цветок – Нарядные платьица,
На него подуй слегка: Желтые брошки,
Был цветок – и нет цветка.(одуванчик) Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Зимние морозы Такие веселые
Солнышко прогнало. Эти ромашки -
Хрупкая фиалка Вот-вот заиграют,
На полянке встала. Как дети, в пятнашки.
К солнцу синий венчик
Тянется упрямо.
Первую фиалку
Я сорву для мамы.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы…А ты?
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
…Ветер дунул неосторожно –
Облетел одуванчик мой.
На ромашке – две букашки,
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок.
А на маке – никого.
Сколько было их всего?
Побыстрее расскажи,
Как задачу нам решить.
Распустился ландыш в мае,
В самый, самый первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал-
Веселых. Голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали-
И сделали цветок.(незабудки)
Рыбы
Рыбки весело резвятся,
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Море очень широко,
Море очень глубоко.
Рыбки там живут. Друзья,
А вот воду пить - нельзя.
Вильнет хвостом
Туда – сюда –
И рыбки нет,
И нет следа.
Через чащу ручеек
В речку чистую потек.
В речке плещутся щучата –
Это щучкины ребята.
Ярче, чище серебра
Блещет щучья чешуя.
Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
В банке – чистая вода,
Пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять,
Крошки хлеба подбирать.
Захотела рыба – меч
Воду надвое рассечь:
Раз – сечет, два – сечет,
А вода себе течет.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Насекомые
Божья коровушка, Целый день летает,
Полети на небушко. Нам надоедает,
Принеси нам к осени, Ночь настанет,
Мы тебя попросим: Тогда перестанет.(муха)
В огород – бобы,
В лес – ягоды, грибы, Прилетела к нам вчера
В родник – водицу, Полосатая пчела.
В поле – пшеницу. А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
На ромашку у ворот Два жука и стрекоза,
Опустился вертолет, Как фонарики, глаза.
Золотистые глаза. Пожужжали, полетели,
Вот какая стрекоза! От усталости упали.
В лесу у пня
Весь день беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет.(муравьи)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Это бабочки сидели,
Потом дальше полетели.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом,
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
Водоплавающие
Вот акула-каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле-каракуле
Не хотите ли попасть?
Прямо в пасть.
Разболелись у акулы
Сразу несколько зубов.
Помогите ей скорее,
Позовите докторов!
Не смотрите. Что у акулы
Не заметны с боку скулы,
В пасти зубы в три ряда-
Съест любого без труда.
Из морской воды дельфины
Нам показывают спины.
Как плывут они красиво-
Очень быстро и игриво!
По-над морем бродит
Ласковый туман.
По утрам выходит
К морю мальчуган.
Мальчик громко свистнет-
Из морских пучин
Выплывает быстро
Голубой дельфин.
Брызгами сверкая,
Вынырнет к нему,
Спину подставляя
Другу своему.
Он живет на самом дне,
На ужасной глубине-
Многорукий, многоногий,
Ногорукий, руконогий,
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!
Ты со мною не знаком?
Яживу на дне морском,
Голова и восемь ног-
Вот и весь я-осьимног!
Кто же в море
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
В море черепахи.
Краб играл в морской футбол,
Он забил клешнею гол.
То-то радостно всем было,
Что команда победила.
Пресмыкающиеся
Залезал на гору рак
И свистеть учился.
Получилось только бряк!
Рак с горы свалился.
Про меня говорят
Будто пячусь я назад,
Не назад, а вперед.
Только задом наперед.
Золотым играет глянцем
Из воды торчащий панцирь.
Это что за зверь иль птаха?
Без сомнений, черепаха.
Крокодилушка не знает
Ни заботы, ни труда.
Золотит его чешуйки
Быстротечная вода.
Милых рыбок ждет он в гости,
На брюшке, средь камышей:
Лапы врозь, дугою хвостик,
И улыбка до ушей…
-Ты чего такой зеленый, крокодил?
Ты, наверное, лягушку проглотил?
-Ежели по правде вам сказать-
Я не успеваю созревать!
Видим скачут по опушке
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо наклонялись, влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет!
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков [Ч]-[Щ] в стихотворных текстах
Речевой материал в картинках...
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Стихотворные тексты для использования при выполнении артикуляционных упражнений
стихотворения для артикуляционных упражнений...
Автоматизация звука [Р] в стихотворных текстах
После постановки звука "Р" наступает этап автоматизации звука в речи ребёнка. К эффективным и интересным приёмам коррекционного воздействия можно отнести заучивание стихотворных текстов...
Картотека пальчиковой гимнастики и физ.минуток по сюжетам русских народных сказок
Картотека гимнастик по сюжетам русских народных сказок...
Картотека физ.минуток, речевок,динамических пауз, считалок,пальчиковой гимнастики
Картотека физ.минуток, речевок,динамических пауз, считалок,пальчиковой гимнастики...
Картотека Физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики в средней группе
Картотека Физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики в средней группе...