Из опыта участия в конкурсе "Педагог года в дошкольном учреждении"
статья по логопедии на тему

Мякишева Виктория Игоревна

В январе 2013 года мне посчастливилось принять участие и стать одной из призёров в конкурсе «Педагог года в дошкольном учреждении». Говорю «посчастливилось» потому, что даже просто участие в подобных мероприятиях, не говоря уже о завоевании призового места, само по себе  огромный опыт и удача. Это и возможность познакомиться с коллегами, их опытом работы, интересными наработками,  и случай проявить себя, показать свои способности, проверить свою, так сказать, стрессоустойчивость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_uchastiya_v_konkurse.docx755.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мякишева В.И., учитель-логопед I категории,

МБДОУ ДС КВ № 57 г.Челябинска

Из опыта участия в конкурсе

«Педагог года в дошкольном учреждении 2013»

В январе 2013 года мне посчастливилось принять участие и стать одной из призёров в конкурсе «Педагог года в дошкольном учреждении». Говорю «посчастливилось» потому, что даже просто участие в подобных мероприятиях, не говоря уже о завоевании призового места, само по себе  огромный опыт и удача. Это и возможность познакомиться с коллегами, их опытом работы, интересными наработками,  и случай проявить себя, показать свои способности, проверить свою, так сказать, стрессоустойчивость.

В том году конкурс проходил в несколько этапов:

-  творческая презентация, отражающая опыт работы;

- открытое мероприятие с детьми,

- педагогические дебаты, посвящённые актуальным проблемам образования,  

- мастер-класс.

Вашему вниманию представлены мои выступления с творческой презентацией и мастер-классом.

Творческая презентация

Отчего люди не летают?  Отчего люди не летают так, как птицы?

Это вопрос из разряда вечных… Об этом спрашивала Катерина, об этом думают дети, глядя в голубое небо…

 В детстве я тоже хотела летать, желательно, в другие страны. Мне хотелось стать стюардессой. Потом я поняла, что стюардесса – это довольно романтичная, но, в общем-то, пассивная роль. Мне хотелось самой выбирать направление, путь, разрабатывать маршрут. И я решила быть пилотом. Эта мечта осуществилась, но не так, как я себе это представляла.

Есть такие профессии, которые открывают не страны и континенты, а детские сердца и души.

Есть такие профессии, в которых человек является проводником не на борту самолёта, проводником  в мир чудес и радости.

Есть профессии, в которых смотришь не в иллюминатор, а в глаза, видишь не землю с высоты птичьего полёта, а желание учиться и радость от получившегося упражнения.

18 лет назад  началась моя жизнь, в которой есть смешное и грустное, успехи и неудачи, 1 сентября и выпускные. Я стала воспитателем.

Как-то раз я стала свидетелем спора двух моих воспитанников. Предметом спора послужила картинка в книге. Мальчик говорит: «Посмотри, Лена, это офать (лошадь)». «Нет, - в свою очередь отвечает Лена, - это осать (лошадь)». Они спорили ещё какое-то время, а меня эта история и позабавила, и заставила задуматься.  

Вот так и случилось, что, получив диплом филолога, я отправилась за дипломом учителя-логопеда.

Сказать, что я люблю свою работу, это не сказать практически ничего. Я живу ею вот уже 10 лет. Ведь это чудо, когда ты можешь «разговорить» практически неговорящего ребёнка. А как не радоваться в момент, когда у ребёнка появляется в речи звук, без которого он обходился 5-6 лет. И мне тепло от того, что именно  я являюсь для детей и их родителей проводником в мир чудес и радости.  

Но дорога в этот мир полна трудностей и тяжёлой работы. Необходимо создать условия для формирования у детей речевых умений и навыков. Подчас приходиться проявлять максимум  мастерства и умения, чтобы суметь помочь ребёнку. Мои воспитанники постоянно провоцируют меня на поиск интересных и эффективных приёмов и методов. Мы можем шагать со стихами по следам, а можем прыгать с лягушкой-царевной по кочкам, проговаривая слоги и слова. Мяч и чудесные снежинки снимают напряжение с плечевого пояса, к тому же мы закрепляем трудные звуки и слова.  

И, как это часто бывает, чтобы добиться отличных результатов, нужна сплочённая команда.

Одна из моих любимых фраз – «Один в поле не воин». Так и в моей работе – мне очень нужны помощники. Это и сами дети, в которых я стараюсь вызвать желание говорить красиво и правильно. Это родители, которых необходимо научить понимать своего ребёнка, научить помогать ему. ….Это коллеги-логопеды, у которых я могу научиться чему-то новому.  Это весь коллектив детского сада, во главе с  руководством, который всегда поможет, поддержит, поощрит.

В данный момент наиболее актуальной для меня является тема «Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда».

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Как же сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?  Ответы на эти вопросы я нашла в методике мнемотехника.

Метод мнемотехника является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Дети воспринимают мнемотаблицы не как наглядный обучающий материал, а как помощников, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.  Дети играют, а в результате мы видим осмысленное запоминание.

Для себя я выделила задачи, которые решаются с использованием приёмов мнемотехники: 

1. Формирование целостного восприятия окружающего мира;  

2. Развитие психологической базы речи - восприятия, памяти, внимания, образного мышления;  

3. Формирование умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);  

4. Развитие интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;  

5. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;  

6. Расширение и обогащение словарного запаса детей;

7. Развитие связной речи; 

8. Формирование правильного звукопроизношения; 

9. Развитие мелкой моторики рук; 

10. Развитие творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. 

Область применения мнемотаблиц широка.

Метод организации работы с детьми отличается:

❖ Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др;

❖ Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;

❖ Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

❖ Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

❖ Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов.

Я не чувствую себя простым пассажиром. У меня есть возможность ежедневно совершать чудо, открывая для детей новые возможности.

Я приглашаю вас совершить необычное путешествие на борту нашего самолёта в удивительный мир мнемотехники. Приятного полёта.

Мастер – класс  

«Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников»

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас в этом зале. Для начала я хочу предложить вам игру. Каждый назовёт своё имя, и на любую букву имени подберёт черту своего характера. Итак, я начну с себя. Меня зовут Виктория, я – творческая. ……

Вот мы с вами и познакомились. Мы с вами такие разные, но нас объединяет одно – любовь к детям и наша профессия.

На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным и занимательным. На помощь ребёнку и педагогу призвана мнемотехника.

 Итак, тема моего мастер-класса «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Мы сталкиваемся с этой системой ежедневно. Например, запоминая цвета радуги, количество дней в месяцах.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

С помощью мнемотехники легко можно решить следующие задачи:

1. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;  

2. Способствовать развитию психологической базы речи - восприятия, памяти, внимания, образного мышления;  

3. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);  

4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового;  

5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;  

6. Способствовать развитию лексико-грамматических средств языка;

7. Способствовать развитию связной речи; 

8. Способствовать формированию правильного звукопроизношения; 

9. Способствовать развитию мелкой моторики рук; 

10. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. 

Метод работы с детьми отличается:

❖ Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др;

❖ Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующие финансовых затрат;

❖ Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

❖ Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

❖ Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов.

Основа всех мнемотаблиц – схема-модель.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагогом совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Как любая работа строится от простого к сложному, так и мы с детьми, начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам и мнемоколлажам.  

Область применения мнемотехники широка. Приёмы мнемотехники  использую для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов;

 Так, например, очень популярно у детей «Поле чудес». Это универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. С помощью этого пособия развивается словарь детей, закрепляются грамматические категории, активнее проходит автоматизация звуков, развитие фонематического слуха.

Работать с этим пособием несложно. Сначала мы изучали модели на карточках, обычно на индивидуальных занятиях, а потом объединили их в одно поле. Надо отметить, что карточки являются так же достаточно востребованным и самостоятельным пособием, они очень удобны на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Варианты использования – можно поставить в центр волчок со стрелкой, а можно взять кубик и фишку.

Варианты выбора модели:

  • Педагог объявляет задание – дети ищут соответствующую модель (ставят фишку или поворачивают стрелку).
  • Педагог выбирает модель –  дети рассказывают в чем суть задания.
  • Дети сами выбирают модель (задание).

Например, схема использования самой модели при работе над звукопроизношением чаще всего была такова: берем несколько слов на определенный звук и выполняем задание, затем на том же речевом материале выполняем другое задание (меняем карточку, поворачиваем стрелку или переставляем фишку).

Например: автоматизация звука Р, слова – рука, рыба, шар.

  • Сектор «Скажи ласково» - ручка, рыбка, шарик.
  • Сектор «Один-много» - руки, рыбы, шары.
  • Сектор «Мой или моя?» - моя рука, рыба, мой шар.

Самым, на мой взгляд, большим достоинством данного пособия, помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом лучше осмысливая его. Например, дети говорят так: «Сейчас мы будем подбирать слово с похожим значением», «Мы образовывали новые слова, они более ласковые» или «Мы думали, как можно сказать про эти слова, мой или моя» и др. Конечно, такие ответы я слышу в середине или к концу учебного года, когда дети осваивают модели и эти ответы тоже являются результатом моей работы.

Кроме всего выше сказанного детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, или, что добавляет элемент игры, довериться случаю и просто раскрутить стрелку. А ведь этого мы и добиваемся - повысить самостоятельность детей и за счет этого эффективность самих занятий.

Предлагаю вам поиграть в эту замечательную игру. У меня есть кубик, а вместо фишки мы используем птичку Говорушу. Начать можно с любого сектора. Предлагаю вам выбрать. Итак, мы играем со словом «ребёнок».

Не менее популярны у детей мнемоквадраты. Это квадрат, в центре которого находится картинка. Нужно объяснить с ней связь картинок или символов, находящихся вокруг неё. Это игра уже несколько сложнее, чем «Поле чудес» в том плане, что детям необходимо составить распространённые предложения, связав две картинки по смыслу. На этапе обучения детям предъявляются уже заполненные квадраты. Но, спустя какое-то время дети оказываются в состоянии заполнять их сами. Это вызывает неподдельный интерес, поскольку есть элемент тайны, загадки – одна подгруппа загадывает, другая находит связь.

Представляю вашему вниманию следующую загадку.

Живой интерес вызывают у детей заполнение и отгадывание мнемодорожек.  Вариантов использования множество. Это и составление предложений:…   ,      

                         

                               Под              сосной             сидит                  лиса.

и проговаривание чистоговорок для автоматизации звуков….,                        

         http://festival.1september.ru/articles/588627/f_clip_image036.gifШапка да шубка – вот и весь Мишутка.

и подбор однокоренных слов…  Например, дети самостоятельно заполняли дорожку к слову снег.

                                       

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того,наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными, а стихи заучиваются в разы быстрее.

Например, мнемотаблица к стихотворению З. Александровой «Мой мишка»

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки,

Нужно к ним карман пришить

И конфету положить.

 Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации,т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ или заучивание стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.происходит отработка метода запоминания.

Хочется сказать, что мнемотехника используется для речевого развития детей не только мной, но и другими специалистами детского сада.

Используем интегрированные занятия по речевому и музыкальному развитию детей, а также по речевому и физическому развитию дошкольников. На интегрированных занятиях решаются задачи по совершенствованию навыков фонематического слуха, автоматизации звуков в связном тексте, закрепление навыков слогового анализа, развитие подвижности голосового аппарата, координация движений, развитие коммуникативных навыков, закрепление песенного и музыкального репертуара в игровой форме.  Такие занятия способствуют формированию у детей физических качеств, развитию координации движений и мелкой моторики, автоматизации в игровых упражнениях звуков, произношение которых наиболее часто нарушено у детей дошкольного возраста, правильному  дыханию, развитию фонематического слуха. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, но и формирование движений происходит при участии речи.

Следующую работу хочется предложить вам, учитывая целевую аудиторию сегодняшнего мастер-класса. Прошу вас разделиться на группы. Одна группа – те, у кого в руках стрелочка – «знак движения», т.е. физкультурные и музыкальный работник. Вторая группа – те, у кого волнистая линия, т.е. воспитатели.

Задание для первой группы – зашифровать текст физминутки. Можете использовать символы из образца, можете придумать сами, но так, чтобы это было схематично и узнаваемо.

Задание для второй группы – заполнить мнемодорожку, подобрав однокоренные слова к слову «зима».

Молодцы. Вы достойно справились с заданием. Теперь, как итог, хочется предложить вам для расшифровки хорошо знакомую фразу.

                                          Дети – цветы жизни.

                               

Отлично!

Заканчивая своё выступление, хочется сказать - представьте себе, что вы не умеете читать и писать, а объем информации, поступающей к вам ежедневно, настолько велик, что мозг еле успевает ее обрабатывать. Вы скажете - это сценарий психологического триллера и будете не правы, это всего лишь реалии жизни ребенка - дошкольника.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Давайте же помогать нашим детям при помощи наглядного моделирования контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации, развивать речемыслительную деятельность и, таким образом,  овладевать связной речью. Спасибо за внимание!

В заключение отмечу, что такие конкурсы необходимы. Их можно рассматривать как этап повышения мастерства, профессионализма. При подготовке к конкурсу педагогом изучается много литературы, обобщается собственный опыт работы. В повседневной работе мы загружены, конкурс же пробуждает в человеке творчество, эмоциональный порыв, жажду к научному поиску. Конкурсанты  обладают уникальной возможностью для широкого профессионального общения с коллегами, возможностью по-иному взглянуть на себя и свою работу. Они могут обогатиться новым опытом, почувствовать себя увереннее, понять, что на правильном пути и останавливаться еще рано, что необходимо повышать мастерство, а это значит - учиться у лучших, практиковать инновационные формы обучения. Талант и огромный творческий потенциал конкурсантов создают благоприятную среду для профессионального роста педагога и повышения престижа профессии, формирования позитивного общественного мнения о системе образования как социальном институте, определяющем приоритетные направления общественного развития. Именно поэтому любой результат можно расценивать как положительный.

На конкурс собираются педагоги, преданные своему делу, способные к профессиональному росту и самоотдаче, участники, которые не испугались публичной оценки своей деятельности и могут заявить о себе. И приятно сознавать, что я одна из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАЗДНИК ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-го ГОДА ЖИЗНИ / самый первый в условиях дошкольного учреждения /

Цель:  доставить детям радость.                      « Истинным стимулом человеческой жизн...

Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Документы, подтверждающие участие педагога в методической работе дошкольного учреждения.

Документы, подтверждающие участие педагога в методической работе дошкольного учреждения...