Задания для родителей по лексическим темам
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дронина Елена Петровна

Данные задания помогут родителям заниматься с ребенком в домашних условиях, обогащать его словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «СПОРТИВНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СПОРТА, СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

1. РАССМОТРИ КАРТИНКИ, НАЗОВИ (БАДМИНТОН, БОКС, ФУТБОЛ, БАСКЕТБОЛ, ВОЛЕЙБОЛ, ЛЕГКАЯ АТ-ЛЕТИКА, ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА, ПЛАВАНИЕ, ГИМНАСТИКА, КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ, ФИГУРНОЕ КАТА-НИЕ, САННЫЙ СПОРТ, ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ, ХОККЕЙ). ЧТО ЭТО? (ЭТО ВИДЫ СПОРТА). КАКИЕ ВИДЫ СПОР-ТА ТЫ ЗНАЕШЬ? (ЕСТЬ ЛЕТНИЕ И ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА.) КАК НАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЗА-НИМАЕТСЯ СПОРТОМ? (СПОРТСМЕН)

2. ИГРА «НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»:

ИГРАЕТ В ФУТБОЛ - …(ФУТБОЛИСТ),            ИГРАЕТ В ТЕННИС - ….(ТЕННИСИСТ),

ИГРАЕТ В ХОККЕЙ - …(ХОККЕИСТ),               КАТАЕТСЯ НА ЛЫЖАХ - …(ЛЫЖНИК),

ПОДНИМАЕТ ШТАНГУ - …(ШТАНГИСТ),      КАТАЕТСЯ НА КОНЬКАХ - ….(ФИГУРИСТ).

3. ИГРА «КОМУ ЭТО НУЖНО?»:

ВЗРОСЛЫЙ НАЗЫВАЕТ СПОРТИВНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, А РЕБЕНОК РАССКАЗЫВАЕТ, КОМУ ЭТО НУЖ-НО.

                           ВЗРОСЛЫЙ

                                РЕБЕНОК

ЛЫЖИ, ЛЫЖНЫЕ ПАЛКИ

ЛЫЖИ И ЛЫЖНЫЕ ПАЛКИ НУЖНЫ ЛЫЖНИКУ.

КОНЬКИ И ШАЙБА

КОНЬКИ И ШАЙБА НУЖНЫ ХОККЕИСТУ.

ТЕННИСНАЯ РАКЕТКА

ТЕННИСНАЯ РАКЕТКА НУЖНА ТЕННИСИСТУ.

ШТАНГА

ШТАНГА НУЖНА ШТАНГИСТУ.

4. ИГРА «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И  НАЗОВИ ПРЕДЛОГ»

                           ВЗРОСЛЫЙ

                                РЕБЕНОК

ХОККЕИСТ, ШАЙБА, ЗАБИТЬ, ВОРОТА, В .

ХОККЕИСТ ЗАБИЛ ШАЙБУ В ВОРОТА. ЗДЕСЬ ПРЕДЛОГ В.

БЫСТРО, ЕХАТЬ, ФИГУРИСТКА, ЛЕД, ПО.

ФИГУРИСТКА БЫСТРО ЕДЕТ ПО ЛЬДУ. ЗДЕСЬ ПРЕДЛОГ  ПО.

ЛЮБИТЬ, ПАПА, КАТАТЬСЯ, ЛЫЖИ, НА.

ПАПА ЛЮБИТ КАТАТЬСЯ НА ЛЫЖАХ. ЗДЕСЬ ПРЕДЛОГ  НА.

7. ИГРА «ПОСЧИТАЙ ДО 10»: ЛОВКИЙ СПОРТСМЕН, КРАСИВАЯ ФИГУРИСТКА.

(ОДИН ЛОВКИЙ СПОРТСМЕН – ДВА ЛОВКИХ СПОРТСМЕНА-ПЯТЬ ЛОВКИХ СПОРТСМЕНОВ….; ОДНА КРА-СИВАЯ ФИГУРИСТКА – ДВЕ КРАСИВЫЕ ФИГУРИСТКИ – ПЯТЬ КРАСИВЫХ ФИГУРИСТОК…)

8. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

ВЗРОСЛЫЙ: СЛОЖИ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК ХОККЕЙНУЮ КЛЮШКУ.

                                                9. ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

                                                                   

                                                ВЗРОСЛЫЙ:                                        РЕБЕНОК:

                                                          ЛОВКИЙ СПОРТСМЕНКА               ЛОВКАЯ СПОРТСМЕНКА

                                                ФУТБОЛИСТ ЗАБИЛА ГОЛ             ФУТБОЛИСТ ЗАБИЛ ГОЛ

                                                           МАМА КУПИЛ ЛЫЖИ                     МАМА КУПИЛА ЛЫЖИ        

                                                                              

                                                           10. ИГРА «КАКОЙ ВИД СПОРТА: ЗИМНИЙ ИЛИ ЛЕТНИЙ?»

                                                                 ВЗРОСЛЫЙ НАЗЫВАЕТ ВИД СПОРТА, А РЕБЕНОК ГОВОРИТ,   ЗИМНИЙ      

                                                                 ОН  ИЛИ ЛЕТНИЙ: ФУТБОЛ - …(ЛЕТНИЙ), ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ - …

                                                                 (ЗИМНИЙ), ПЛАВАНИЕ - …(ЛЕТНИЙ) И Т.Д.

11. ИГРА «ПОДБЕРИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ»:

ЧТО ДЕЛАЕТ СПОРТСМЕН? – ТРЕНИРУЕТСЯ, БЕГАЕТ, ПРЫГАЕТ, ПОБЕЖДАЕТ, ВЫИГРЫВАЕТ, СОРЕВНУ-

                                                        ЕТСЯ;

КАКОЙ СПОРТСМЕН? – СИЛЬНЫЙ, ЗДОРОВЫЙ, КРЕПКИЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ, НАСТОЙЧИВЫЙ, ЛОВКИЙ,

                                              УМЕЛЫЙ, ГИБКИЙ.

                           ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «ДЕТСКИЙ САД. ИГРУШКИ»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ИГРУШЕК, СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

1. ПОБЕСЕДОВАТЬ С РЕБЕНКОМ:

КТО ХОДИТ В ДЕТСКИЙ  САД? (В ДЕТСКИЙ  САД ХОДЯТ ДЕТИ)

ЗАЧЕМ ДЕТИ ХОДЯТ В ДЕТСКИЙ САД? (ЧТОБЫ МНОГОЕ УЗНАТЬ И МНОГОМУ НАУЧИТЬСЯ)

ЧТО ДЕТИ ДЕЛАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ? (ДЕТИ ЗАНИМАЮТСЯ, ИГРАЮТ, ГУЛЯЮТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ, ПОЮТ, ТАН-ЦУЮТ, УЧАТСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ)

КТО РАБОТАЕТ В ДЕТСКОМ САДУ? (В ДЕТСКОМ САДУ РАБОТАЮТ ВОСПИТАТЕЛИ, ЛОГОПЕД, НЯНЯ, МЕДСЕСТРА, ПОВАР, МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАБОТНИК, ПСИХОЛОГ И ДР.)

ЧТО ДЕЛАЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ? (ВОСПИТАТЕЛЬ ВОСПИТЫВАЕТ ДЕТЕЙ, УЧИТ ИХ ПРАВИЛЬНО СЕБЯ ВЕСТИ, УЧИТ РАС-СКАЗЫВАТЬ, РЕШАТЬ ПРИМЕРЫ, СЧИТАТЬ, ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ И ДР.)

ЧТО ДЕЛАЕТ ЛОГОПЕД? (ЛОГОПЕД УЧИТ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНО ДЫШАТЬ, ПРАВИЛЬНО  И  КРАСИВО ГОВОРИТЬ , УЧИТ ЯЗЫК И ПАЛЬЧИКИ БЫТЬ ПОСЛУШНЫМИ, УЧИТ ЧИТАТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ)

ЧТО ДЕЛАЕТ НЯНЯ? (НЯНЯ ПОМОГАЕТ ВОСПИТАТЕЛЮ, КОРМИТ ДЕТЕЙ, НАВОДИТ ПОРЯДОК)

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДЕТСКИЙ САД? (МОЙ ДЕТСКИЙ САД НАЗЫВАЕТСЯ «КАРАМЕЛЬКА»)

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ГРУППА? (МОЯ ГРУППА НАЗЫВАЕТСЯ «БАРБАРИСКИ»)

2.  НАЗВАТЬ ПОМЕЩЕНИЯ ГРУППЫ: РАЗДЕВАЛКА, ГРУППОВАЯ КОМНАТА, ТУАЛЕТ, СПАЛЬНЯ, КАБИ-НЕТ ЛОГОПЕДА.

3. НАЗВАТЬ ПОМЕЩЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА: КОРИДОР, КАБИНЕТ ЗАВЕДУЮЩЕЙ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ, МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ, КУХНЯ.

4. ВСПОМНИТЬ И НАЗВАТЬ ИГРУШКИ: НЕВАЛЯШКА, МЯЧ, ЮЛА, КУБИК, МАШИНКА, КУКЛА, ПИРА-МИДКА, МАТРЕШКА, ПАЗЛЫ, МОЗАИКА, ЛОГИЧЕСКИЙ КУБ, ШНУРОВКА, КОНСТРУКТОР.

5. ИГРА «СКАЖИ СО СЛОВОМ  МНОГО»:

ЛОГИЧЕСКИЙ КУБ – МНОГО ЛОГИЧЕСКИХ КУБОВ

ЯРКАЯ НЕВАЛЯШКА – МНОГО ЯРКИХ НЕВАЛЯШЕК

ПОЛОСАТЫЙ МЯЧ – МНОГО ПОЛОСАТЫХ МЯЧЕЙ

РАЗНОЦВЕТНАЯ ПИРАМИДКА – МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ПИРАМИДОК

ЛЮБИМАЯ ШНУРОВКА – МНОГО ЛЮБИМЫХ ШНУРОВОК 

6. ИГРА «ПОДБЕРИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ»:

МЯЧ (КАКОЙ?) – КРУГЛЫЙ, РЕЗИНОВЫЙ, УПРУГИЙ, ПОЛОСАТЫЙ, РАЗНОЦВЕТНЫЙ, НОВЫЙ, ГЛАДКИЙ, ЯРКИЙ;

МОЗАИКА – МЕЛКАЯ, НОВАЯ, ЯРКАЯ, РАЗНОЦВЕТНАЯ, ПЛАСТМАССОВАЯ, ЛЮБИМАЯ, ИНТЕРЕСНАЯ;

ПИРАМИДКА – ВЫСОКАЯ, РАЗНОЦВЕТНАЯ, ЛЕГКАЯ, ТРЕУГОЛЬНАЯ, ПЛАСТМАССОВАЯ, УСТОЙЧИВАЯ;

ШНУРОВКА – НАРЯДНАЯ, ПОЛЕЗНАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯ, МЯГКАЯ, ЛЮБИМАЯ;

7. ИГРА «1-2-5-9»:

УПРУГИЙ МЯЧ – ОДИН УПРУГИЙ МЯЧ – ДВА УПРУГИХ МЯЧА – ПЯТЬ УПРУГИХ МЯЧЕЙ – ДЕВЯТЬ УПРУГИХ МЯЧЕЙ;

ВЫСОКАЯ ПИРАМИДКА – ОДНА ВЫСОКАЯ ПИРАМИДКА – ДВЕ ВЫСОКИЕ ПИРАМИДКИ – ПЯТЬ ВЫСОКИХ ПИРА-МИДОК….;

НОВАЯ КУКЛА – ОДНА НОВАЯ КУКЛА – ДВЕ НОВЫЕ КУКЛЫ – ПЯТЬ НОВЫХ КУКОЛ - …..;

КРАСНАЯ НЕВАЛЯШКА – ОДНА КРАСНАЯ НЕВАЛЯШКА – ДВЕ КРАСНЫЕ НЕВАЛЯШКИ – ПЯТЬ КРАСНЫХ НЕ-ВАЛЯШЕК - ….;

8. ИГРА «ИЗ ЧЕГО КАКОЙ, КАКАЯ?»:

КОНСТРУКТОР ИЗ МЕТАЛЛА – МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ,

МОЗАИКА ИЗ КАРТОНА – КАРТОННАЯ,

КУКЛА ИЗ РЕЗИНЫ – РЕЗИНОВАЯ,

МЯЧ ИЗ ПЛЮША – ПЛЮШЕВЫЙ,

ЮЛА ИЗ ЖЕЛЕЗА – ЖЕЛЕЗНАЯ.

ПИРАМИДКА ИЗ ПЛАСТМАССЫ – ПЛАСТМАССОВАЯ,

ШНУРОВКА ИЗ ДЕРЕВА – ДЕРЕВЯННАЯ

10. СЛОЖИ КУБ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК.

                                                                                                         

                                                 ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «СЕМЬЯ»

1. ПЕРЕЧИСЛИ ВСЕХ ЧЛЕНОВ СВОЕЙ СЕМЬИ (ПАПА, МАМА, ДЯДЯ, ДЕДУШКА, ТЕТЯ, БАБУШКА, СЫН, ДОЧЬ, БРАТ, СЕСТРА)

2. ПОБЕСЕДОВАТЬ  С  РЕБЕНКОМ  ПО  ВОПРОСАМ:

СЫН И ДОЧЬ – ЭТО КТО? (ДЕТИ)

КТО МАЛЬЧИК  ДЛЯ ПАПЫ И МАМЫ? (СЫН)

КТО ДЕВОЧКА ДЛЯ ПАПЫ И МАМЫ? (ДОЧЬ)

КТО ДЕВОЧКА И МАЛЬЧИК ДЛЯ БАБУШКИ И ДЕДУШКИ? (ВНУКИ)

КТО ЖЕНЩИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ? (МАМА)

КТО МУЖЧИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ? (ПАПА)

3. ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

КРАСИВЫЙ  – КРАСИВЕНЬКИЙ,         МЛАДШИЙ – МЛАДШЕНЬКИЙ,     СТАРЫЙ – СТАРЕНЬКИЙ,

ДОБРЫЙ – ДОБРЕНЬКИЙ,                      КРЕПКИЙ – КРЕПЕНЬКИЙ,              НИЗКИЙ – НИЗЕНЬКИЙ.

4. ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ  ЛИШНИЙ»

ПАПА, БРАТ, ДЕДУШКА, ВОЛК

(ОТВЕТ: ЗДЕСЬ ЛИШНИЙ  ВОЛК, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ДИКОЕ  ЖИВОТНОЕ, А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ – СЕМЬЯ)

СЕСТРА, КОРОВА, КОШКА, СОБАКА

(ОТВЕТ: ЗДЕСЬ ЛИШНЯЯ СЕСТРА, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ЧЕЛОВЕК, ЧЛЕН  СЕМЬИ, А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ДОМАШНИЕ  ЖИВОТНЫЕ)

5. ИГРА «ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬИ?»:

ШЛЯПА МАМЫ - ….(МАМИНА ШЛЯПА),                        НОГИ ПАПЫ - …(ПАПИНЫ НОГИ),

ШУБА БАБУШКИ – …(БАБУШКИНА ШУБА),                 РУБАШКА ДЕДУШКИ - …(ДЕДУШКИНА РУБАШКА).

6. ИГРА «СТАРШЕ ИЛИ МЛАДШЕ»:

ВЗРОСЛЫЙ

РЕБЕНОК

МАМА-БАБУШКА

МАМА МЛАДШЕ, А БАБУШКА СТАРШЕ.

ДОЧКА-МАМА

ДОЧКА МЛАДШЕ, А МАМА СТАРШЕ.

ДЕДУШКА-ВНУК

ДЕДУШКА СТАРШЕ, А ВНУК МЛАДШЕ.

7. ИГРА «КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ? ПОЧЕМУ?»

БАБУШКА, БАБУЛЕЧКА, БАБОЧКА, БАБУЛЯ.              МАМА, ПАПА, ДОКТОР, СЫН.

ДОЧЬ, ДОЧИСТА, ДОЧКА, ДОЧУРКА.                             МАМА, СОСЕДКА, БАБУШКА, ДОЧКА.

8. ИГРА «РАССКАЖИ, КАКАЯ СЕМЬЯ?»

НАША СЕМЬЯ – ДРУЖНАЯ, КРЕПКАЯ, ДОБРАЯ, КУЛЬТУРНАЯ, ЗДОРОВАЯ, ТРУДОЛЮБИВАЯ, ВОСПИ-ТАННАЯ, МАЛЕНЬКАЯ.

9. ИГРА «РАССКАЖИ, КТО ГДЕ НАХОДИТСЯ»

                           

ОТВЕТ РЕБЕНКА: БАБУШКА НАХОДИТСЯ СЛЕВА ОТ ДЕДУШКИ. ДЕДУШКА НАХОДИТСЯ МЕЖДУ БАБУШ-КОЙ И ВНУКОМ. ВНУК НАХОДИТСЯ МЕЖДУ ДЕДУШКОЙ И МАМОЙ. МАМА НАХОДИТСЯ СПРАВА ОТ СЫ-НА.

                          ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ, СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

1. НАЗОВИ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ (ФИКУС, ГЕРАНЬ, ДРАЦЕНА, ФИАЛКА, КАКТУС, ПАПОРОТНИК,

ТРАДЕСКАНЦИЯ, КАМНЕЛОМКА, ПЛЮЩ, МОНСТЕРА, БЕГОНИЯ, АСПАРАГУС, АЛОЭ, ГОРТЕНЗИЯ)

2. ПОБЕСЕДОВАТЬ  С  РЕБЕНКОМ  ПО  ВОПРОСАМ:

ПОЧЕМУ  КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ   ТАК  НАЗЫВАЮТСЯ? (ПОТОМУ ЧТО РАСТУТ  В  КОМНАТЕ, В ПОМЕЩЕНИИ)

КАК  НАДО УХАЖИВАТЬ ЗА КОМНАТНЫМИ  РАСТЕНИЯМИ? (ИХ НАДО ПОЛИВАТЬ, РЫХЛИТЬ  ЗЕМЛЮ, ПЕРЕСА-ЖИВАТЬ, ПРОТИРАТЬ ЛИСТЬЯ ОТ ПЫЛИ, ОПРЫСКИВАТЬ)

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ  КОМНАТНЫЕ  РАСТЕНИЯ? (ОНИ УКРАШАЮТ НАШИ ДОМА, ОЧИЩАЮТ ВОЗДУХ, ПРИНОСЯТ ЛЮДЯМ  РАДОСТЬ, ИМИ  МОЖНО ЛЮБОВАТЬСЯ, ВДЫХАТЬ ИХ АРОМАТ, С ЛЮБОВЬЮ  УХАЖИВАТЬ  ЗА  НИМИ)

3. ИГРА «СКАЖИ СО СЛОВОМ  МНОГО»:

НОВЫЙ ФИКУС - ….(МНОГО НОВЫХ ФИКУСОВ),                  

ЦВЕТУЩАЯ ФИАЛКА - …(МНОГО  ЦВЕТУЩИХ ФИАЛОК),                  

ГЛИНЯНЫЙ ГОРШОК - …(МНОГО  ГЛИНЯНЫХ ГОРШКОВ),              

ЧИСТЫЙ ЛИСТ - …(МНОГО ЧИСТЫХ ЛИСТЬЕВ).

4. ИГРА «ЦВЕТЫ-ВЕЛИКАНЫ»

- ПРЕДСТАВЬ, ЧТО МЫ ПОПАЛИ В СТРАНУ  ВЕЛИКАНОВ. РАССКАЖИ ПРО ЦВЕТЫ, КОТОРЫЕ  ВСЕ  ОГРОМНОГО  РАЗМЕРА:

ФИКУС - …(ФИКУСИЩЕ),             КАКТУС - …(КАКТУСИЩЕ),            ФИАЛКА - …(ФИАЛИЩА),

ГОРШОК - …(ГОРШИЩЕ),             СТЕБЕЛЬ - …(СТЕБЛИЩЕ),                ПЛЮЩ - …(ПЛЮЩИЩЕ).

5. ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ»

СТЕБЕЛЬ  ВЫСОКИЙ - …(СТЕБЕЛЬ НИЗКИЙ),         КОРЕНЬ КОРОТКИЙ - …(КОРЕНЬ  ДЛИННЫЙ),

ЛИСТ УЗКИЙ - …(ЛИСТ  ШИРОКИЙ),                         ЛИСТ ГЛАДКИЙ - …(ЛИСТ ШЕРШАВЫЙ),

ЛЕПЕСТОК  ЯРКИЙ - …(ЛЕПЕСТОК  БЛЕДНЫЙ),    ЗАПАХ  СЛАБЫЙ - …(ЗАПАХ СИЛЬНЫЙ).

6. ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

- ФИКУС, МАК, ГЕРАНЬ, ДРАЦЕНА – ЗДЕСЬ ЛИШНИЙ МАК, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ПОЛЕВОЙ ЦВЕТОК, А ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ.

- РОЗА, ГЛАДИОЛУС, БЕГОНИЯ, ТЮЛЬПАН – ЗДЕСЬ ЛИШНЯЯ БЕГОНИЯ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ, А ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ САДОВЫЕ ЦВЕТЫ.

7. РАБОТА С РАССКАЗОМ

- ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВЗРОСЛЫМ                              - ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВЗРОСЛЫМ

- БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ                                       - ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА РЕБЕНКОМ

Кактус

Кактусы – это очень необычные растения. У них толстый, сочный стебель и совсем нет листьев. Вернее, листья есть, только они превратились в колючки, пушинки или волоски. Кактусы могут быть огромными, выше деревьев, а могут быть маленькими, не больше спичечного коробка.

Большинство кактусов очень красиво цветет, но для этого за ними нужно правильно ухаживать. В жаркое время эти растения нужно держать в тени и обязательно проветривать комнату, потому что кактусы любят свежий воздух. Летом кактусы постоянно поливают, а зимой полив почти пре-кращают.

ВОПРОСЫ: 1. ЧТО ТАКОЕ КАКТУС? (КАКТУС – ЭТО НЕОБЫЧНОЕ КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ)

                      2. КАКОВ ВНЕШНИЙ ВИД КАКТУСА?

                      3. ВО ЧТО ПРЕВРАТИЛИСЬ ЛИСТЬЯ КАКТУСА?

                      4. РАССКАЖИ О РАЗМЕРЕ КАКТУСОВ.

                      5. КОГДА ЦВЕТУТ КАКТУСЫ?

                      6. КАК НАДО УХАЖИВАТЬ ЗА КАКТУСАМИ?

                      7. ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ПОЛИВЕ КАКТУСОВ?  

8. СЛОЖИ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ.

                       ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПОСУДЫ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, СЧЕТНЫЕ ПА-ЛОЧКИ.

1. НАЗОВИ:

- ЧАЙНУЮ ПОСУДУ (БОКАЛ, ЧАШКА, БЛЮДЦЕ, ЗАВАРОЧНЫЙ ЧАЙНИК, ЧАЙНАЯ ЛОЖКА, САХАРНИЦА);

- СТОЛОВУЮ ПОСУДУ (ТАРЕЛКА, СТОЛОВАЯ ЛОЖКА, ВИЛКА, НОЖ, СУПНИЦА, ПОЛОВНИК);

- КУХОННУЮ ПОСУДУ (КАСТРЮЛЯ, СКОВОРОДА, РАЗДЕЛОЧНАЯ ДОСКА);

- МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ (МАСЛО, СЫР, ЯЙЦО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, МОЛОКО);

- МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ (МЯСО, КОЛБАСА, САРДЕЛЬКИ, СОСИСКИ, ПЕЛЬМЕНИ, ТЕФТЕЛИ);

- ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ (БАТОН, ВАТРУШКА, ПИРОГ, ПИРОЖОК, БУЛКА, СУШКА, СУХАРЬ);

- КОНДИТЕРСКИЕ ПРОДУКТЫ (ПИРОЖНОЕ, ПЕЧЕНЬЕ, ТОРТ, КЕКС, РУЛЕТ).

2. ИГРА «НАЗОВИ  ЛАСКОВО»

КРУГЛЫЙ  ЧАЙНИК - …(КРУГЛЕНЬКИЙ  ЧАЙНИЧЕК),

ЖЕЛЕЗНАЯ  ВИЛКА - …(ЖЕЛЕЗНЕНЬКАЯ  ВИЛОЧКА),

ДЛИННЫЙ  ПОЛОВНИК - …(ДЛИННЕНЬКИЙ  ПОЛОВНИЧЕК),

НОВЫЙ  БОКАЛ - …(НОВЕНЬКИЙ  БОКАЛЬЧИК)

3. ИГРА «СКАЖИ СО СЛОВОМ МНОГО»:

ГЛУБОКАЯ ТАРЕЛКА – МНОГО ГЛУБОКИХ ТАРЕЛОК,

ТЯЖЕЛЫЙ ПОЛОВНИК – МНОГО ТЯЖЕЛЫХ ПОЛОВНИКОВ,

КУРИНОЕ ЯЙЦО – МНОГО КУРИНЫХ ЯИЦ,

ВКУСНЫЙ ТОРТ – МНОГО ВКУСНЫХ ТОРТОВ.

4. ИГРА «ОБРАЗУЙ НАЗВАНИЕ ПОСУДЫ»:

САЛАТ – САЛАТНИЦА,                МАСЛО – МАСЛЕНКА,                 ХЛЕБ – ХЛЕБНИЦА,

СЕЛЕДКА – СЕЛЕДОЧНИЦА,      СУХАРЬ – СУХАРНИЦА,             КОНФЕТЫ – КОНФЕТНИЦА.

5. ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»:

КОФЕ – КОФЕЙНИК, КОФЕВАРКА, КОФЕМОЛКА, КОФЕЙНЫЙ;

ЧАЙ – ЧАЙНИК, ЧАЙНЫЙ, ЧАЕПИТИЕ;

СУП – СУПЧИК, СУПОВОЙ, СУПНИЦА;

6. ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ДЕЙСТВИЕ»

Предложите ребенку закончить предложение, назвав подходящее по смыслу действие. Упраж-нение можно провести с мячом. Бросайте ребенку мяч и проговаривайте предложение, ребенок должен поймать мяч и назвать действие.

ВИЛКОЙ МАКАРОНЫ - ….НАКАЛЫВАЮТ.                                                                БОЛЬШОЙ ЛОЖКОЙ СУП - ….ЕДЯТ.

ЧАЙНОЙ ЛОЖКОЙ САХАР В ЧАШКУ - ….КЛАДУТ И РАЗМЕШИВАЮТ.           МОРКОВЬ НА ТЕРКЕ - ….ТРУТ.

ПОМИДОРЫ ДЛЯ САЛАТА НОЖОМ - …РЕЖУТ.                                                       В КАСТРЮЛЕ ЩИ - …ВАРЯТ.

7. ИГРА «ПОДБЕРИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ?»

КАКАЯ ПОСУДА? – СТОЛОВАЯ, ЧАЙНАЯ, КОФЕЙНАЯ, КУХОННАЯ, СТЕКЛЯННАЯ, ГЛИНЯНАЯ, ДЕРЕВЯННАЯ, ПЛАС-ТИКОВАЯ, МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ, ФАРФОРОВАЯ, ХРУСТАЛЬНАЯ, КРАСИВАЯ, ЧИСТАЯ, ГЛУБОКАЯ, МЕЛКАЯ, ХРУПКАЯ, БЬЮЩАЯСЯ, ПРАЗДНИЧНАЯ, ПОВСЕДНЕВНАЯ.

8. ИГРА «СРАВНИ ПОСУДУ»

«Найди общее»

Чашка и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, из них можно пить, у них есть ручка.

«Найди разницу»

Чашка и кружка – чашка сделана из фарфора, а кружка – из железа; чашка бьётся, а кружка – нет; фарфор плохо проводит тепло – из чашки хорошо пить чай, не обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу пить нельзя, можно обжечься.

9. СЛОЖИ ТАРЕЛКУ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК.

                         ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «ПРОФЕССИИ. ИНСТРУМЕНТЫ»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ, ИНСТРУМЕНТОВ, СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ.

1. НАЗОВИ:

 - СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ: САНТЕХНИК, МАЛЯР, ОБОЙЩИК, ПЛОТНИК, ШТУКАТУР, КАМЕНЩИК, СЛЕСАРЬ, ПЛИТОЧНИК, ПАРКЕТЧИК, АРХИТЕКТОР, КРАНОВЩИК, ЭЛЕКТРИК, СТЕКОЛЬЩИК, СВАРЩИК; ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО ЭТИ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПОЭТОМУ ГОВОРЯТ – СТРОИ-ТЕЛЬНЫЕ  ПРОФЕССИИ.

- ИНСТРУМЕНТЫ: ПИЛА, ДРЕЛЬ, ЛОПАТА, НОЖНИЦЫ, КИСТЬ, ШПАТЕЛЬ, МОЛОТОК, ТОПОР, КУВАЛДА, РУЛЕТКА, ОТВЕРТКА, ПЛОСКОГУБЦЫ, РУБАНОК, НОЖОВКА, ГВОЗДОДЕР.

2. ПОБЕСЕДОВАТЬ  ПО  ВОПРОСАМ:

КАК  НАЗЫВАЮТ  ЛЮДЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА СТРОЙКЕ? (ЭТО СТРОИТЕЛИ)

ЧТО СТРОЯТ СТРОИТЕЛИ? (ОНИ СТРОЯТ  ЗДАНИЯ: ДОМА, ДЕТСКИЕ САДЫ, МАГАЗИНЫ,  ГАРАЖИ)

ГДЕ РАБОТАЮТ СТРОИТЕЛИ? (ОНИ РАБОТАЮТ НА СТРОЙКЕ)

3. ИГРА «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

КРАНОВЩИК - …(ПОДНИМАЕТ ГРУЗЫ ПОДЪЕМНЫМ КРАНОМ);

КАМЕНЩИК - …(КЛАДЕТ КИРПИЧИ, СТЕНЫ);

ПЛОТНИК - …(ДЕЛАЕТ РАМЫ);

ПАРКЕТЧИК - …(КЛАДЕТ  ПАРКЕТ, ПОЛЫ);

ШТУКАТУР - …(ШТУКАТУРИТ, ВЫРАВНИВАЕТ СТЕНЫ);

МАЛЯР - …(БЕЛИТ, КРАСИТ ПОТОЛКИ, СТЕНЫ);

ЭЛЕКТРИК - …(ПРОВОДИТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО).

4. ИГРА «КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?»

МАЛЯР - …(МАЛЯРУ НУЖНЫ КИСТИ, КРАСКИ,  СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА);

КРАНОВЩИК - …(КРАНОВЩИКУ НУЖНЫ КАСКА, ПОДЪЕМНЫЙ КРАН, ГРУЗ);

СТЕКОЛЬЩИК - …(СТЕКОЛЬЩИКУ НУЖНЫ ИНСТРУМЕНТЫ, РАМА, СТЕКЛО);

ШТУКАТУР - …(ШТУКАТУРУ НУЖНЫ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА, ШПАТЕЛЬ, СТЕНЫ, ЦЕМЕНТ)

5. ИГРА «ПОСЧИТАЙ ДО 10»: ДЛИННАЯ ОТВЕРТКА, ОСТРЫЙ ТОПОР

(ОДНА ДЛИННАЯ ОТВЕРТКА – ДВЕ ДЛИННЫЕ ОТВЕРТКИ - ….ПЯТЬ ДЛИННЫХ ОТВЕРТОК; ОДИН ОСТРЫЙ ТОПОР – ДВА ОСТРЫХ ТОПОРА - …ПЯТЬ ОСТРЫХ ТОПОРОВ…)

6. ИГРА «ОБЪЯСНИ СЛОВО»:

ШУРУПОВЕРТ - ….ШУРУПЫ ВЕРТИТ;

ГВОЗДОДЕР - ….ГВОЗДИ ДЕРГАЕТ;

БЕТОНОМЕШАЛКА - ….БЕТОН МЕШАЕТ.

7. ИГРА «РАССКАЖИ, ЧТО ГДЕ»

- НАЗВАТЬ КАРТИНКИ (ГВОЗДОДЕР, ДРЕЛЬ, КИСТЬ, ОТВЕРТКА, ПИЛА)

- ЧТО ЭТО ОДНИМ СЛОВОМ?

- РАССКАЖИ О КАЖДОМ ИНСТРУМЕНТЕ, ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ

Ответ: Гвоздодер находится слева от дрели. Дрель находится между гвоздодером и кистью, над отверткой. Кисть находится справа от дрели, над пилой. Отвертка находится под дрелью, слева от пилы. Пила находится под кистью, справа от отвертки.

                               

                                                

8. СЛОЖИ  ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК ЛОПАТУ.                        

                  ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «МАМИН ДЕНЬ. ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ.»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОФЕССИЙ, СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ.

1. НАЗОВИ  ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ (УЧИТЕЛЬНИЦА, ПОВАР,  МЕДСЕСТРА,  СТЮАРДЕССА,  ХУДОЖНИ-ЦА, БАЛЕРИНА, ПЕВИЦА, СЕКРЕТАРЬ, ОФИЦИАНТКА, ПРОДАВЕЦ, ЛОГОПЕД, ВОСПИТАТЕЛЬ, ПСИХОЛОГ)

2. ПОБЕСЕДОВАТЬ  С  РЕБЕНКОМ  ПО  ВОПРОСАМ:

КАК НАЗЫВАЕТСЯ  ПЕРВЫЙ ВЕСЕННИЙ  ПРАЗДНИК? (ОН НАЗЫВАЕТСЯ ВОСЬМОЕ МАРТА, ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ)

КОГО ПОЗДРАВЛЯЮТ В ЭТОТ ДЕНЬ? (В ЭТОТ ДЕНЬ ПОЗДРАВЛЯЮТ ЖЕНЩИН, БАБУШЕК, ДЕВОЧЕК)

КАК МОЖНО ПОЗДРАВИТЬ БАБУШЕК, ЖЕНЩИН, ДЕВОЧЕК? (ПОДАРИТЬ ОТКРЫТКУ СО СТИХАМИ,  СОЧИНИТЬ СТИ-ХОТВОРЕНИЕ, СПЕТЬ ПЕСНЮ, ПОДАРИТЬ КНИГУ, УКРАШЕНИЕ, ЦВЕТЫ, ПОМОЧЬ ПО ДОМУ………)

3. ИГРА «РАССКАЖИ, КТО ГДЕ  РАБОТАЕТ  И  ЧТО ДЕЛАЕТ»

- РАССКАЖИ, КТО ГДЕ  РАБОТАЕТ И  ЧТО ДЕЛАЕТ:

УЧИТЕЛЬ - …(РАБОТАЕТ В ШКОЛЕ, УЧИТ ДЕТЕЙ),        

МЕДСЕСТРА - …(РАБОТАЕТ В БОЛЬНИЦЕ, ПОМОГАЕТ ВРАЧУ, ДЕЛАЕТ УКОЛЫ),

ПОВАР - …(РАБОТАЕТ В РЕСТОРАНЕ, СТОЛОВОЙ, ГОТОВИТ ПИЩУ),      

СТЮАРДЕССА - …(РАБОТАЕТ В САМОЛЕТЕ, ПОМОГАЕТ ПАССАЖИРАМ, РАЗНОСИТ ЕДУ, НАПИТКИ),

ПОРТНИХА - …(РАБОТАЕТ В АТЕЛЬЕ, ШЬЕТ ОДЕЖДУ),      

ХУДОЖНИК - …(РАБОТАЕТ  ДОМА ИЛИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ГАЛЕРЕЕ, РИСУЕТ КАРТИНЫ),

ПРОДАВЕЦ - …(РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ, ПРОДАЕТ ТОВАР),  

ПЕВИЦА - …(РАБОТАЕТ  НА КОНЦРТАХ, ПОЕТ, ВЫСТУПАЕТ НА СЦЕНЕ),

БАЛЕРИНА - …(РАБОТАЕТ В ТЕАТРЕ, ТАНЦУЕТ),                

СЕКРЕТАРЬ - …(РАБОТАЕТ В ОФИСЕ, ПОМОГАЕТ НАЧАЛЬНИКУ, ОТВЕЧАЕТ НА ЗВОНКИ),

ОФИЦИАНТКА - …(РАБОТАЕТ В КАФЕ, В РЕСТОРАНЕ, РАЗНОСИТ БЛЮДА, НАПИТКИ)

4. ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ  СЛОВА»

ШИТЬ - …(ПРИШИТЬ, ЗАШИТЬ, ПЕРЕШИТЬ, УШИТЬ, ВЫШИТЬ, ПОДШИТЬ, СШИТЬ);

ВАРИТЬ - …(СВАРИТЬ, ПЕРЕВАРИТЬ, ЗАВАРИТЬ, ОТВАРИТЬ);

ГЛАДИТЬ – …(ПОГЛАДИТЬ, ОТГЛАДИТЬ, ВЫГЛАДИТЬ, ЗАГЛАДИТЬ, ПЕРЕГЛАДИТЬ);

СТИРАТЬ - …(ОТСТИРАТЬ, ПОСТИРАТЬ, ВЫСТИРАТЬ, НАСТИРАТЬ, ЗАСТИРАТЬ)

5. ИГРА «ОБРАЗУЙ НОВЫЕ СЛОВА ПО ОБРАЗЦУ»

ОБРАЗЕЦ: СШИЛ – ШЬЕТ.

ПОЛОЖИЛ - …(КЛАДЕТ),                        ПОСТРОИЛ - ….(СТРОИТ),

СВАРИЛ - ….(ВАРИТ),                              ВЫЛЕЧИЛ - …(ЛЕЧИТ).

6. ИГРА «РАСКАЖИ, КАКАЯ»:

ТАНЦОВЩИЦА - …(ТАЛАНТЛИВАЯ, КРАСИВАЯ, СТРОЙНАЯ);

ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА - ….(ДОБРАЯ, ВЕСЕЛАЯ, УМНАЯ, ЗАБОТЛИВАЯ);

МАМА - …(ВЗРОСЛАЯ, ЛАСКОВАЯ, УМНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮБИМАЯ, РОДНАЯ)

7. ИГРА «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ  СЛОВОМ  МАМА»

У КАЖДОГО МАЛЫША ЕСТЬ ….(МАМА).                            КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ЛЮБИТ СВОЮ ….(МАМУ).

НА СВЕТЕ ОЧЕНЬ ТРУДНО ЖИТЬ БЕЗ …(МАМЫ).             НА ПРАЗДНИК 8 МАРТА МЫ ДАРИМ ЦВЕТЫ ….(МАМЕ).

Я ЛЮБЛЮ ГУЛЯТЬ СО СВОЕЙ …(МАМОЙ).                        Я ОЧЕНЬ ГОРЖУСЬ СВОЕЙ ….(МАМОЙ).

8. ПОСЛУШАЙ СТИХОТВОРЕНИЕ И СЛОЖИ ШЛЯПУ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК.

ПОДАРИЛИ НАШЕЙ МАМЕ

ИЗ СОЛОМКИ БЕЛОЙ ШЛЯПУ.

ИЗ-ЗА ЭТОЙ САМОЙ ШЛЯПЫ

ИЗМЕНИЛАСЬ ЖИЗНЬ У МАМЫ!

                             ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «ВЕСНА. ВОЗВРАЩЕНИЕ ПТИЦ»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦ, ВЕСНЫ.

1.  ПОБЕСЕДОВАТЬ  С  РЕБЕНКОМ  ПО  ВОПРОСАМ:

КОГДА  НАСТУПАЕТ  ВЕСНА? (ВЕСНА  НАСТУПАЕТ  ПОСЛЕ  ЗИМЫ)

ВСПОМНИМ ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ (СОНЦЕ  СВЕТИТ  И  ГРЕЕТ СИЛЬНЕЕ, СТАНОВИТСЯ ТЕПЛЕЕ, СНЕГ  ТАЕТ, БЕГУТ  РУ-ЧЬИ, НА  РЕКЕ ЛЕДОХОД, ПОЯВЛЯЮТСЯ ПРОТАЛИНЫ И ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ  ЦВЕТЫ, РАСПУСКАЕТСЯ ВЕРБА, НА ДЕ-РЕВЬЯХ   НАБУХАЮТ  ПОЧКИ,  ПОЯВЛЯЮТСЯ  ЛИСТЬЯ, ПТИЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ИЗ ТЕПЛЫХ  СТРАН)

КАКИЕ ПТИЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ИЗ ТЕПЛЫХ СТРАН? (ТРЯСОГУЗКА, АИСТ, ЖАВОРОНОК, ЖУРАВЛЬ, ЛАСТОЧКА, ЛЕ-БЕДЬ,  СКВОРЕЦ, СОЛОВЕЙ, ЗЯБЛИК, ЦАПЛЯ, МАЛИНОВКА, ЧИБИС, ГОРИХВОСТКА, ИВОЛГА, КУКУШКА, СТРИЖ, ГРАЧ)            

КАК НАЗЫВАЮТ ЭТИХ ПТИЦ? (ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ)

ПОЧЕМУ ОНИ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ? (ПОТОМУ ЧТО ОНИ УЛЕТАЮТ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ)

А ПОЧЕМУ ОНИ УЛЕТАЮТ НА ЮГ? (У НАС ИМ СТАНОВИТСЯ ХОЛОДНО И ГОЛОДНО)

ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО ПТИЦ? (ТЕЛО ПТИЦ ПОКРЫТО ПЕРЬЯМИ)

ЧТО ЕСТЬ У ПТИЦЫ? (У ПТИЦЫ  ЕСТЬ ГОЛОВА, ШЕЯ, ТУЛОВИЩЕ, КРЫЛЬЯ, ХВОСТ, НОГИ)

2. ИГРА «ПОДБЕРИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ»

ПТИЦЫ КАКИЕ? - …..(НАСЕКОМОЯДНЫЕ, ПЕРЕЛЕТНЫЕ, БЫСТРЫЕ, ПРОВОРНЫЕ, ГОЛОСИСТЫЕ, ТРУДО-ЛЮБИВЫЕ, ВЕСЕЛЫЕ, ДРУЖНЫЕ, ЗАБОТЛИВЫЕ, ВОДОПЛАВАЮЩИЕ, ПЕВЧИЕ, ПРОЖОРЛИВЫЕ, ДЛИН-НОНОГИЕ);

ЧТО ДЕЛАЮТ ПТИЦЫ? - …(ЛЕТАЮТ, ВОЗВРАЩАЮТСЯ, КОРМЯТ, ВЫВОДЯТ, ВЬЮТ, КЛЮЮТ, ЗАГЛА-ТЫВАЮТ, ЩЕБЕЧУТ, КУРЛЫЧАТ, ШИПЯТ, ХОДЯТ, ПЬЮТ, ВЗЛЕТАЮТ, НЫРЯЮТ, ЧИСТЯТ, ПЕРЕЛЕТАЮТ).

3. ИГРА «УГАДАЙ И НАЗОВИ»

У КАКОЙ ПТИЦЫ САМАЯ ДЛИННАЯ ШЕЯ? – У ЛЕБЕДЯ

….                              САМЫЕ ДЛИННЫЕ НОГИ? - …У ЦАПЛИ, ЖУРАВЛЯ

….                              САМЫЙ ДЛИННЫЙ КЛЮВ? - …У ЦАПЛИ

КАКИЕ ПТИЦЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ ПОЮТ? – СОЛОВЬИ

КАКИЕ ПТИЦЫ ПОДРАЖАЮТ ПЕНИЮ ДРУГИХ? - …СКВОРЦЫ

4. СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ СЛОВ

ВЗРОСЛЫЙ

РЕБЕНОК

СКВОРЕЦ, ТЕПЛЫЕ, КРАЯ, ПРИЛЕТАТЬ, ИЗ.

СКВОРЕЦ ПРИЛЕТЕЛ ИЗ ТЕПЛЫХ КРАЕВ.

ГНЕЗДО, ВЫСИЖИВАТЬ, ГРАЧ, ПТЕНЦЫ,В.

ГРАЧ ВЫСИЖИВАЕТ ПТЕНЦОВ В ГНЕЗДЕ.

ЧЕРВЯК, ЛАСТОЧКА, ПТЕНЦЫ, ПРИНЕСТИ, ГОЛОДНЫЕ.

ЛАСТОЧКА ПРИНЕСЛА ЧЕРВЯКА ГОЛОДНЫМ ПТЕНЦАМ.

ЛЕБЕДИ, СТАЯ, ПРУД, ПЛАВАТЬ, КРАСИВЫЕ, В.

В ПРУДУ ПЛАВАЕТ СТАЯ КРАСИВЫХ ЛЕБЕДЕЙ.

5. ИГРА «ОБРАЗУЙ ИЗ ДВУХ СЛОВ ОДНО»:

КОРТКИЙ ХВОСТ - …(КОРОТКОХВОСТЫЙ),            ДЛИННЫЕ НОГИ - ….(ДЛИННОНОГИЙ),

ЧЕРНАЯ ГОЛОВА - …(ЧЕРНОГОЛОВЫЙ),                  ОСТРЫЙ КЛЮВ - …(ОСТРОКЛЮВЫЙ),

                                               БОЛЬШИЕ КРЫЛЬЯ - …(БОЛЬШЕКРЫЛЫЙ).

6. ИГРА «РАССКАЖИ, КТО ГДЕ НАХОДИТСЯ»

                             

- НАЗОВИ КАРТИНКИ (АИСТ, ГРАЧ, ЛАСТОЧКА, ЛЕБЕДЬ)

- РАССКАЖИ, КТО ГДЕ НАХОДИТСЯ

ОТВЕТ: АИСТ НАХОДИТСЯ СЛЕВА ОТ ГРАЧА. ГРАЧ НАХОДИТСЯ МЕЖДУ АИСТОМ И ЛАСТОЧКОЙ, НАД ЛЕБЕДЕМ.  ЛАСТОЧКА НАХОДИТСЯ СПРАВА ОТ ГРАЧА. ЛЕБЕДЬ НАХОДИТСЯ ПОД ГРАЧОМ.

 

                                                 ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «КОСМОС»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КОСМОНАВТОВ И ПРЕДМЕТОВ КОСМОСА, СЧЕТ-

НЫЕ ПАЛОЧКИ.

1. ПОБЕСЕДОВАТЬ С РЕБЕНКОМ ПО ВОПРОСАМ:

- Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

- Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.

- Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

- Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

- Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

- Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

- Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

2. ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВО»

На корабле воздушном, космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер, несёмся на … 
(ракете).


Планета голубая, любимая, родная,
Она твоя, она моя, и называется … 
(Земля).


Есть специальная труба, в ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп астрономы в … 
(телескоп).

Самый первый в Космосе летел с огромной скоростью
Отважный русский парень наш космонавт … 
(Гагарин).

Освещает ночью путь, звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна, в небе не заснёт … 
(луна).

3. ИГРА «ПОСЧИТАЕМ ДО 10»: ОТВАЖНЫЙ КОСМОНАВТ, НОВАЯ РАКЕТА

(ОДИН ОТВАЖНЫЙ КОСМОНАВТ – ДВА ОТВАЖНЫХ КОСМОНАВТА - ….ПЯТЬ ОТВАЖНЫХ КОСМОНАВТОВ; ОДНА НОВАЯ РАКЕТА – ДВЕ НОВЫЕ РАКЕТЫ - ….ПЯТЬ НОВЫХ РАКЕТ)

4. ИГРА «СКАЖИ СО СЛОВОМ МНОГО»:

КОСМОНАВТ – МНОГО КОСМОНАВТОВ,                       ПОЛЕТ – МНОГО ПОЛЕТОВ,

СПУТНИК – МНОГО СПУТНИКОВ,                                   СКАФАНДР – МНОГО СКАФАНДРОВ,

ТЕЛЕСКОП – МНОГО ТЕЛЕСКОПОВ,                                 КОМЕТА – МНОГО КОМЕТ.

5. ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»:

ЛЕТЕТЬ – ПРИЛЕТЕТЬ, УЛЕТЕТЬ, ВЗЛЕТЕТЬ, ВЫЛЕТЕТЬ, ЗАЛЕТЕТЬ, СЛЕТЕТЬ, ПОДЛЕТЕТЬ, ПЕРЕЛЕТЕТЬ.

6. СЛОЖИ РАКЕТУ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК.

                                              ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «ШКОЛА»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ШКОЛЬНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ.

1. ПОБЕСЕДОВАТЬ С РЕБЕНКОМ О ШКОЛЕ:

Ребята, какой праздник у детей в начале осени – сентябре? (1 сентября – День знаний.)

Дети после долгих летних каникул возвращаются в родную школу, а кто-то приходит в первый раз. Вот и вы осенью тоже пойдете в первый раз в первый класс – вы станете…. (первоклассниками).

Сейчас вы находитесь в детском саду и вас называют ….(дети), когда вы пойдете в школу, то станете …

(школьниками, учениками).

2. ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»

Учитель – от слова учить, а какие еще слова-родственники можно подобрать к слову учить - …(учитель, учительница, ученик, учащиеся, ученица, учебник, учеба).

3. ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Ручка, резинка, мяч, пенал.

Ответ: Здесь лишний мяч, потому что это спортивная принадлежность, а все остальное – школьная при-надлежность.

Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

Ответ: Здесь лишнее яблоко, потому что это фрукт, а все остальное – школьные принадлежности.

4. ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКУ В ПРЕДЛОЖЕНИИ»

ВЗРОСЛЫЙ

РЕБЕНОК

У МЕНЯ ЕСТЬ ПОРТФЕЛЯ.

У МЕНЯ ЕСТЬ ПОРТФЕЛЬ.

У МЕНЯ НЕТ ТЕТРАДКА.

У МЕНЯ НЕТ ТЕТРАДКИ.

Я ЗАБЫЛ ДОМА ЛИНЕЙКОЙ.

Я ЗАБЫЛ ДОМА ЛИНЕЙКУ.

Я ПИШУ РУЧКИ.

Я ПИШУ РУЧКОЙ.

Я РИСУЮ В АЛЬБОМ.

Я РИСУЮ В АЛЬБОМЕ.

5. РАБОТА С РАССКАЗОМ

- ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВЗРОСЛЫМ

Вася пришел из школы и сел играть на компьютере. Когда стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не осталось сил сложить все в портфель.

- БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

Как зовут мальчика? (Мальчика зовут Вася)

Откуда пришел Вася? (Вася пришел из школы?)

Что он стал делать? (Он сел играть за компьютер.)

Когда он вспомнил, что не сделал уроки? (Когда совсем стемнело, он вспомнил, что не сделаны уроки.)

Почему он не сложил портфель? (Он сделал уроки и у него не осталось сил, чтобы собрать портфель.)

- ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ РАССКАЗА

Утром Вася долго искал нужные вещи. Когда он пришел в школу, дети сидели за партами и шел урок. Васе стало стыдно, что он опоздал. Он дал себе слово, что больше так посту-пать не будет.

6. ПОСЛУШАЙ ПОСЛОВИЦУ. КАК ТЫ ЕЕ ОБЪЯСНИШЬ?

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

ОТВЕТ: Рыбацкий труд требует терпения и умения. Рыбаки плетут сети, мастерят крючки, делают наживки. Вставать на ловлю надо засветло, потом добраться до водоема и, закинув удочку, терпеливо ждать, когда же наконец клюнет рыбка.

Хотите ли вы нарисовать красивый рисунок, правильно исполнить музыкальную пьесу, аккуратно написать буквы или решить трудную задачу по математике – везде и всюду надо потрудиться.

                            ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «ВЕСНА: ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВЕСНЫ, ТРУДА ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ, СЧЕТНЫЕ ПА-ЛОЧКИ.

1. ЧТО  ДЕЛАЮТ  ЛЮДИ  ВЕСНОЙ:

В  ГОРОДАХ - .(УБИРАЮТ  СНЕГ, ЛЕД; РАЗБРАСЫВАЮТ  СНЕГ  ДЛЯ  БЫСТРОГО  ТАЯНИЯ; РАЗМЕТАЮТ  МЕТЛОЙ  ЛУ-ЖИ; УБИРАЮТ ВЕТКИ    ДЕРЕВЬЕВ; УБИРАЮТ  МУСОР; БЕЛЯТ  СТВОЛЫ  ДЕРЕВЬЕВ; МАСТЕРЯТ  СКВОРЕЧНИКИ; СА-ЖАЮТ  ДЕРЕВЬЯ; ОКАПЫВАЮТ  ДЕРЕВЬЯ);

В САДАХ - …(БЕЛЯТ СТВОЛЫ  ДЕРЕВЬЕВ; УБИРАЮТ  ВЕТКИ  ДЕРЕВЬЕВ, ЛИСТЬЯ, МУСОР; САЖАЮТ  ДЕРЕВЬЯ; ОКА-ПЫВАЮТ  ДЕРЕВЬЯ);

НА ОГОРОДАХ - …(ВСКАПЫВАЮТ, РЫХЛЯТ  ЗЕМЛЮ; СОБИРАЮТ МУСОР; САЖАЮТ СЕМЕНА);

В  ПОЛЯХ  - …(ВСКАПЫВАЮТ, РЫХЛЯТ ЗЕМЛЮ; САЖАЮТ СЕМЕНА)

2. ИГРА «РАССКАЖИ, КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ?»

ТРАВА - …(СОЧНАЯ, МОЛОДАЯ, ЗЕЛЕНАЯ, ЧИСТАЯ, МЯГКАЯ…..);

ЗЕМЛЯ - …(ЧЕРНАЯ, ВЛАЖНАЯ, ТЕПЛАЯ, ПЛОДОРОДНАЯ….);

ЛОПАТА - …(ЖЕЛЕЗНАЯ, ТЯЖЕЛАЯ, БОЛЬШАЯ, ОСТРАЯ….)

3. ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»

Трава – травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник…

Весна – веснянка, весенний, веснушки,

4. ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Под весенний птичий свист

Пашет землю… .(тракторист) .

Груши, яблони, крыжовник

Посадил весной (садовник) .

Чтоб амбар нам был с зерном,

Нужен в поле (агроном) .

5. РАБОТА С РАССКАЗОМ

- ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВЗРОСЛЫМ

Труд людей весной.

Весной в огороде трудится семья. Мама красит стволы деревьев, чтобы их не повредили насеко-мые. Папа вскапывает землю, чтобы посадить молодые деревца. Мальчик Миша сажает саженцы. Девочка Маша поливает их, потому что растениям нужна влага. У всей семьи отличное настро-ение. Все рады весне!

- БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

Как называется рассказ?                     Что делают дети?

Чем занимается вся семья?                  Для чего Маша поливает саженцы?

Что делает мама и зачем?                    Какое настроение у всей семьи?

Что делает папа? Зачем?                      Почему у людей отличное настроение?

6. СЛОЖИ  ЛЕЙКУ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК.

                            ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «ВЕСНА:САД, ПАРК, ЛЕС, ЛУГ»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВЕСНЫ, ЛЕСА, ПАРКА, ЛУГА, САДА.

1. ПОБЕСЕДОВАТЬ С РЕБЕНКОМ:

КОГДА  НАСТУПАЕТ  ВЕСНА? (ВЕСНА  НАСТУПАЕТ  ПОСЛЕ  ЗИМЫ)

ВСПОМНИМ ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ (СОНЦЕ  СВЕТИТ  И  ГРЕЕТ СИЛЬНЕЕ, СТАНОВИТСЯ ТЕПЛЕЕ, СНЕГ  ТАЕТ, БЕГУТ  РУ-ЧЬИ, НА  РЕКЕ ЛЕДОХОД, ПОЯВЛЯЮТСЯ ПРОТАЛИНЫ И ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ  ЦВЕТЫ, РАСПУСКАЕТСЯ ВЕРБА, НА ДЕ-РЕВЬЯХ   НАБУХАЮТ  ПОЧКИ,  ПОЯВЛЯЮТСЯ  ЛИСТЬЯ, ПТИЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ИЗ ТЕПЛЫХ  СТРАН)

ГДЕ МОЖНО ГУЛЯТЬ ЛЮДЯМ? (ГУЛЯТЬ МОЖНО В ЛЕСУ, В ПАРКЕ, В САДУ, НА ЛУГУ)

ЧТО РАСТЕТ  В  ЛЕСУ? (В ЛЕСУ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ, ГРИБЫ, ЦВЕТЫ, ТРАВА, ЯГОДЫ)

КАКИЕ  ЗВЕРИ ЖИВУТ В ЛЕСУ? (В ЛЕСУ ЖИВУТ МЕДВЕДИ, ЗАЙЦЫ, ЛИСЫ, ВОЛКИ, БАРСУКИ, КАБАНЫ, ЛОСИ, ОЛЕ-НИ, ЕЖИ, БЕЛКИ)

КАКИЕ  ПТИЦЫ ЖИВУТ В ЛЕСУ? (В ЛЕСУ ЖИВУТ ДЯТЛЫ, ВОРОБЬИ, СОВЫ….)

КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСИТ ЛЕС ЧЕЛОВЕКУ? (ЛЕС ДАЕТ НАМ ДРЕВЕСИНУ, ЛЕКАРСТВА, ГРИБЫ, ЯГОДЫ, ОРЕХИ. В ЛЕСУ МЫ НАСЛАЖДАЕМСЯ ПРИРОДОЙ, ОТДЫХАЕМ.)

КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ РАСТУТ В ЛЕСУ? (В ЛЕСУ РАСТУТ ЛИСТВЕННЫЕ И ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ)

КАКОЙ БЫВАЕТ ЛЕС? (ЛЕС БЫВАЕТ ХВОЙНЫЙ, ЛИСТВЕННЫЙ, СМЕШАННЫЙ)

ЗАЧЕМ ЛЮДИ ПРИХОДЯТ В ПАРК? (ОТДЫХАТЬ, ЛЮБОВАТЬСЯ ФОНТАНОМ, ЦВЕТАМИ, СЛУШАТЬ ПЕНИЕ ПТИЦ, ДЫШАТЬ СВЕЖИМ ВОЗДУХОМ, ЧИТАТЬ КНИГУ, ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ)

ЧТО ТАКОЕ ЛУГ? (ЛУГ – ЭТО МЕСТО, ГДЕ РАСТУТ ТОЛЬКО ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ)

КАКИЕ ЦВЕТЫ РАСТУТ НА ЛУГУ? (НЕЗАБУДКА, КЛЕВЕР, РОМАШКА, ОДУВАНЧИК, КОЛОКОЛЬЧИК, ВА-СИЛЕК, ЛЮТИК, ЗВЕРОБОЙ, ПОДОРОЖНИК)

КАКИХ ЖИВОТНЫХ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ НА ЛУГУ? (КРОТ, МЫШЬ-ПОЛЕВКА)

КТО УХАЖИВАЕТ ЗА САДОМ? (САДОВНИК)

ЧТО ОН ДЕЛАЕТ? (УДАЛЯЕТ СОРНЯКИ, ПОЛИВАЕТ РАСТЕНИЯ, ОБРЕЗАЕТ ВЕТКИ НА ДЕРЕВЬЯХ)

2. ИГРА «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Лопата нужна  садовнику для того, чтобы  …..(вскапывать клумбы).

Грабли нужны садовнику для того, чтобы  ….(собирать опавшие листья, рыхлить землю).

Лейка  нужна  садовнику для того, чтобы  ….(поливать цветы).

Пила нужна  садовнику для того, чтобы  ….(обрезать сухие ветки с деревьев).

Тяпка нужна  садовнику для того, чтобы  ….(рыхлить землю).

Коса нужна  садовнику для того, чтобы  ….(косить траву).

3. РАБОТА С ТЕКСТОМ

- ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВЗРОСЛЫМ

На улице весна. На солнце трудно взглянуть, оно ослепительно светит в глаза. Весенние ветра пахнут травой. Перед домом на тополях лопаются почки. В садах, парках и на улицах городов из теплой земли появляется трава. Весь луг покрывается цветами. На крышах и скворечниках поют скворушки и соловьи. В липах заливается иволга. С каждым днем становится все больше птиц. Хорошо весной!

- БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ, ОТВЕЧАТЬ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Какое время года на улице? (На улице весна)

Почему трудно смотреть на солнце?  (Солнце весной яркое, поэтому оно ослепительно светит в глаза)

Чем пахнут весенние ветра? (Весенние ветра пахнут травой)

Что происходит с почками? (Почки на деревьях лопаются)

Почему появляется трава? (Земля прогревается и из нее появляется трава)

Чем покрывается луг? (Луг покрывается цветами)

Какие птицы поют? (Поют соловьи, скворцы, иволги)

 - ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА

- БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

                                         ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПАРАДА ПОБЕДЫ, СОЛДАТ, ВЕТЕРАНОВ, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ.

1. ПОБЕСЕДОВАТЬ С РЕБЕНКОМ О ДНЕ ПОБЕДЫ:

Когда мы отмечаем праздник День Победы? (9-го мая.)

Много лет назад, в 1941 году 22 июня, когда наши мальчики и девочки были маленьки-ми на нашу страну напали фашисткие войска. Через 4 года нашему народу удалось одержать Победу, теперь каждый год 9 мая все отмечают день Победы.

Почему войну называют Отечественной? (Войну называют отечественной, потому что все люди поднялись на защиту Родины.)

Кого мы поздравляем в День Победы? Почему?(Мы поздравляем с Днём Победы вете-ранов войны, потому что они завоевали нам победу в этой войне.)

Как мы отмечаем День Победы? (В больших городах проходят парады с участием вете-ранов войны. Вечером в День Победы в 18.55 наступает минута молчания.)

Как вы думаете, как ещё чтят память павших воинов? (Существует много памятников, где горит вечный огонь. К этим местам возлагают цветы.)

2. ИГРА «НАЗОВИ ВОЕННУЮ  ПРОФЕССИЮ»

ДЕСАНТ - …(ДЕСАНТНИК),                       ГРАНИЦА - …(ПОГРАНИЧНИК),

РАЗВЕДКА - …(РАЗВЕДЧИК),                    ТАНК - …(ТАНКИСТ),

ПЕХОТА - …(ПЕХОТИНЕЦ),                       ПУЛЕМЕТ - …(ПУЛЕМЕТЧИК)

3. ИГРА «ПОСЧИТАЕМ ДО 10»: ОТВАЖНЫЙ РАЗВЕДЧИК, ОПЫТНЫЙ ТАНКИСТ

(ОДИН ОТВАЖНЫЙ РАЗВЕДЧИК – ДВА ОТВАЖНЫХ РАЗВЕДЧИКА - …ПЯТЬ ОТВАЖНЫХ РАЗВЕДЧИКОВ…;

ОДИН ОПЫТНЫЙ ТАНКИСТ – ДВА ОПЫТНЫХ ТАНКИСТА - …ПЯТЬ ОПЫТНЫХ ТАНКИСТОВ…)

4. ИГРА «РАССКАЖИ, КАКОЙ?»

ВОЙНА - …(ВОЕННЫЙ),                                                  ПОБЕДА - …(ПОБЕДНЫЙ),

ТАНК - …(ТАНКОВЫЙ),                                                   ПУЛЕМЕТ - …(ПУЛЕМЕТНЫЙ),

ПОГРАНИЧНИК - …(ПОГРАНИЧНЫЙ),                        СОЛДАТ - …(СОЛДАТСКИЙ).

5. СЛОЖИ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК ЗВЕЗДУ.

6. ПОСЛУШАЙ СТИХОТВОРЕНИЕ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» А. УСАЧЕВА

Что такое День Победы?                     Что такое День Победы?

Это утренний парад:                            Это песни за столом.

Едут танки и ракеты,                            Это речи и беседы.

Марширует строй солдат.                  Это дедушкин альбом.

Что такое День Победы?                     Это фрукты и конфеты,

Это праздничный салют.                    Это запахи весны….

Фейерверк взлетает в небо,                 Что такое День Победы -

Рассыпаясь там и тут.                          Это значит нет войны!


                                                    ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «ЛЕТО»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЛЕТА.

1. ПОБЕСЕДОВАТЬ С РЕБЕНКОМ:

НАЗОВЕМ ПО ПОРЯДКУ ВСЕ   ВРЕМЕНА  ГОДА (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ)

СКОЛЬКО ВРЕМЕН  ГОДА? (ЧЕТЫРЕ  ВРЕМЕНИ  ГОДА)

НАЗОВЕМ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)

НАЗОВЕМ ВЕСЕННИЕ  МЕСЯЦЫ (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

НАЗОВЕМ  ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ (ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ)

НАЗОВЕМ ОСЕННИЕ  МЕСЯЦЫ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ)

2. ИГРА «ДОГАДАЙСЯ, КАКОЕ  ВРЕМЯ  ГОДА»

- Я БУДУ  НАЗЫВАТЬ ТЕБЕ ПРИЗНАК ВРЕМЕНИ ГОДА, А ТЫ РАССКАЖИ, КАКОЕ ЭТО ВРЕМЯ ГОДА

ВЗРОСЛЫЙ:

- ЖЕЛТЕЮТ  И  ОПАДАЮТ  ЛИСТЬЯ

- СОЛНЦЕ  СВЕТИТ ЯРЧЕ, СТАНОВИТСЯ ТЕПЛЕЕ

- ПРОСЫПАЮТСЯ НАСЕКОМЫЕ

- ВОДА ПОКРЫТА ЛЬДОМ

- СОЛНЦЕ СВЕТИТ  ЯРКО, НА УЛИЦЕ  ЖАРКО

- МОЖНО КАТАТЬСЯ НА КОНЬКАХ, САНКАХ, ЛЫЖАХ 

РЕБЕНОК:

- ЭТО ОСЕНЬ

- ЭТО ВЕСНА

- ЭТО  ВЕСНА

- ЭТО ЗИМА

- ЭТО ЛЕТО

- ЭТО ЗИМА

3. ИГРА «НАЗОВИ ЦВЕТЫ»

Садовые – роза, гвоздика, тюльпан

Полевые – ромашка, одуванчик, василек.

Лесные – фиалка, ландыш, колокольчик.

4. ИГРА «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ»

Летом дети катаются на санках.                         Весной дети играют в снежки.

Зимой дети лепят снежную бабу.                       Летом дети загорают и купаются.

Осенью люди убирают урожай.                          Летом дети катаются на лыжах.

                              Зимой на деревьях распускаются почки.

5. ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

ВЗРОСЛЫЙ

РЕБЕНОК

ВЫРОС, ПОЛЯНЕ, ВАСИЛЕК, НА.

НА ПОЛЯНЕ ВЫРОС ВАСИЛЕК.

КУПАЮТСЯ, РЕКЕ, ДЕТИ, В.

ДЕТИ КУПАЮТСЯ В РЕКЕ.

НА, СЕЛА, БАБОЧКА, ЦВЕТОК.

БАБОЧКА СЕЛА НА ЦВЕТОК.

6. ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ»

Солнце ярко …. (светит).                               Река быстро …(течет).

В лесу ….(спеют) ягоды.                     Над водой ….(летит) стрекоза.

Птицы весело …(поют).                      Муравьи бегут в …(муравейник).

7. ПОСЛУШАЙ СТИХОТВОРЕНИЕ О ЛЕТЕ

                                   Здравствуй, ЛЕТО!

Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом!

Что же это? Это ЛЕТО Наконец спешит к нам в дом.

Певчих птиц разноголосье! Свежий запах сочных трав,

В поле спелые колосья и  грибы в тени дубрав.

Сколько вкусных сладких ягод на поляночке в лесу!

Вот наемся я и на год витаминов запасу!

Накупаюсь вволю в речке, вволю буду загорать.

И на бабушкиной печке сколько хочешь буду спать!

Сколько солнца! Сколько света! Как прекрасен летний зной!

Вот бы сделать так, что лето было целый год со мной!

Автор: Т. Бокова

              ЛЕКСИЧЕСКАЯ  ТЕМА  «ПРЕСНОВОДНЫЕ И АКВАРИУМНЫЕ РЫБЫ»

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РЫБ, СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ.

1. НАЗОВИ:

- ПРЕСНОВОДНЫХ РЫБ (СУДАК, ОКУНЬ, ЕРШ, ЩУКА, ПЛОТВА, ЛЕЩ, САЗАН, КАРП, КАРАСЬ, ГОЛАВЛЬ, ЖЕРЕХ, ЧЕ-

ХОНЬ, ПЕСКАРЬ, СОМ, НАЛИМ, ЛОСОСЬ, ФОРЕЛЬ);

- АКВАРИУМНЫХ РЫБ (ВУАЛЕХВОСТ, ГУППИ, ГУРАМИ, КОЛЮШКА, МЕЧЕНОСЕЦ, РИВУЛУС, РЫБА-ХАМЕЛЕОН, РА-    ДУЖНАЯ РЫБКА, СКАЛЯРИЯ, СОМИК).

2. ПОБЕСЕДОВАТЬ С РЕБЕНКОМ ПО ВОПРОСАМ:

ПОЧЕМУ АКВАРИУМНЫЕ РЫБЫ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ? (ПОТОМУ ЧТО ОНИ ЖИВУТ В АКВАРИУМЕ)

ПОЧЕМУ ПРЕСНОВОДНЫЕ РЫБЫ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ? (ПОТОМУ ЧТО ОНИ ОБИТАЮТ В ПРЕСНОЙ ВОДЕ)

ЧТО МОЖНО ОТНЕСТИ К ПРЕСНЫМ ВОДОЕМАМ? (РЕКИ, ОЗЕРА, ПРУДЫ)

ЧТО  ЕСТЬ  У  КАЖДОЙ РЫБЫ? (У РЫБЫ ЕСТЬ  ГОЛОВА, ЖАБРЫ, ТУЛОВИЩЕ, ПЛАВНИКИ, ХВОСТ)

КАК  НАЗЫВАЕТСЯ  СУП  ИЗ  РЫБЫ? (УХА)

ЧЕМ  ПОКРЫТО  ТЕЛО  РЫБЫ? (ТЕЛО ПОКРЫТО  ЧЕШУЕЙ)

3. СРАВНИМ РЫБ И ЖИВОТНЫХ.

У ЖИВОТНЫХ ШЕРСТЬ, А У РЫБ - ….(ЧЕШУЯ).                          У ЖИВОТНЫХ ЛАПЫ, А У РЫБ ….(ПЛАВНИКИ).

                                                       У ЖИВОТНЫХ ЛЕГКИЕ, А У РЫБ ….(ЖАБРЫ).

4. ИГРА «ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЕ, ЧЬИ?»

ЧЬЯ ГОЛОВА  У РЫБЫ? - …(ГОЛОВА  РЫБЬЯ)                ЧЬЕ ТУЛОВИЩЕ? - …(ТУЛОВИЩЕ  РЫБЬЕ)

ЧЕЙ  ПЛАВНИК? - …(ПЛАВНИК  РЫБИЙ)                         ЧЬИ  КОСТИ? - …(КОСТИ  РЫБЬИ)

ЧЬЯ  ЧЕШУЯ? - …(ЧЕШУЯ  РЫБЬЯ)                                     ЧЬИ  ЖАБРЫ? - …(ЖАБРЫ  РЫБЬИ)

5. ИГРА «ПОДБЕРИ  КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ»

- ЧТО  МОЖНО  ДЕЛАТЬ С РЫБОЙ?

ЛОВИТЬ                 ЧИСТИТЬ           ЗАПЕКАТЬ                     РЕЗАТЬ

МЫТЬ                      ДЕЛИТЬ             ПОТРОШИТЬ                СОЛИТЬ

ВАРИТЬ                  ЖАРИТЬ             ВЯЛИТЬ                         ЕСТЬ

КАКАЯ РЫБКА? – КРАСИВАЯ, ПРОВОРНАЯ, ЗОЛОТАЯ, СЕРЕБРИСТАЯ, ШУСТРАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, БЛЕС-ТЯЩАЯ И Т.Д.)

6. ИГРА  «РЫБОЛОВ»

- КТО ТАКОЙ  РЫБОЛОВ? (РЫБОЛОВ – ЭТО  ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ  ЛОВИТ РЫБУ)

Я БУДУ  НАЗЫВАТЬ  ЦИФРУ  И  РЫБУ, А ТЫ  РАССКАЖИ, СКОЛЬКО  РЫБ  ПОЙМАЛ РЫБОЛОВ.

    ВЗРОСЛЫЙ

                                                   РЕБЕНОК

ПЯТЬ, ЗУБАСТАЯ  ЩУКА

РЫБОЛОВ  ПОЙМАЛ  ПЯТЬ ЗУБАСТЫХ  ЩУК.

ДВА, КРУПНЫЙ  ЛЕЩ

РЫБОЛОВ  ПОЙМАЛ  ДВУХ КРУПНЫХ  ЛЕЩЕЙ.

ТРИ, ЮРКИЙ КАРАСЬ

РЫБОЛОВ  ПОЙМАЛ  ТРЕХ  ЮРКИХ КАРАСЕЙ.

ШЕСТЬ, ЯРКИЙ МЕЧЕНОСЕЦ

РЫБОЛОВ  ПОЙМАЛ ШЕСТЬ ЯРКИХ МЕЧЕНОСЦЕВ.

7. ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

СУДАК, ПЕСКАРЬ, СКАЛЯРИЯ, ФОРЕЛЬ

ЗДЕСЬ ЛИШНЯЯ СКАЛЯРИЯ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО АКВАРИУМНАЯ РЫБКА, А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПРЕСНОВОД-НЫЕ РЫБЫ.

ГУППИ, МЕЧЕНОСЕЦ, КОЛЮШКА, ГОЛАВЛЬ

ЗДЕСЬ ЛИШНИЙ ГОЛАВЛЬ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ПРЕСНОВОДНАЯ РЫБА, А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ АКВАРИУМ-НЫЕ РЫБЫ.

8. СЛОЖИ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК РЫБКУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

Домашнее задание для родителей по лексическим темам

Уважаемые родители! Если вы хотите помочь своим детям в развитии речи в домашних условиях, то этот материал для вас!  Желаю успеха!!!...

Картотека домашних заданий для родителей по лексическим темам.

Картотека состоит из 32 лексических тем для старшей логопедической группы....

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "Транспорт"

Детям логопедичкской группы очень важны задания учителя - логопеда. Каждую неделю логопед даёт родителям задания по различным лексическим темам. Представляю Вашему вниманию задания по лексической теме...

домашнее задание для родителей по лексической теме "Овощи"

Рекомендации родителям по работе с детьми дома по лексической теме 2Овощи"...

домашнее задание для родителей по лексической теме "Посуда"

рекомендации родителям для работы по лексической теме дома со своим ребенком...