Презентация темпо-ритмические нарушения
презентация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литература: 1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. 195—198. 2. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962. — С. 266— 271. 3. Кочергина В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 214—226. 4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979. — С. 8—26. 5. Тяпугин Н. П. Заикание. — М., 1966. — С. 68. 6 . Филатова Ю.О. Клаттеринг в XXI веке/ Дефектология, 2007, №5, с.91 – 94
План: 1. Определение, история изучения, симптоматика и механизм 2. Классификация темпо-ритмических нарушений 3. Обследование детей с темпо-ритмическими нарушениями 4. Система лечебно-педагогической комплексной работы по преодолению нарушений темпо-ритмической организации речи
Темп речи скорость протекания речи во времени число звуковых единиц (звук, слог, слово), произносимых в единицу времени У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.
три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Ритм речи звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп ритм Темпо-ритмическая организация устной речи
Пауза речи перерыв в звучании голоса на определенное время Длительность и характер распределения пауз в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации
Физиологическая основа плавности речи механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте 3-х лет эти механизмы находятся в фазе начального становления
Какая речь считается прерывистой? Замещающие звуки и слова Повторы Паузы Возвраты Нескоординированные по времени слова. Дениэл де Джой
1. Определение, история изучения, симптоматика и механизм
Нарушения темпа речи Брадилалия Тахилалия нарушение развития как внешней, так и внутренней речи речь становится малопонятной для окружающих влияние на формирование речи и личности ребенка разной степени (легкая, средняя, тяжелая)
Брадилалия ( от греч . bra dy s — медленный, lalia — речь) Синонимы: Bra d yphrasia (брадифразия), Bra d yarthria (брадиартрия), Bra d ylogia (брадилогия). описывается в синдроме соматических, неврологических и психических заболеваний
История изучения брадилалии по наследству ( Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс, 1950; М. Зееман, 1962; М. Е. Хватцев, 1959 ) психологические причины ( А. Либманн, 1900; А. Гутцман, 1900; Э. Фрешельс, 1936 ) нарушение нейродинамики (М. Е. Хватцев, Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина) нарушение экстропирамидной системы (М. Зееман )
ЭКСТРОПИРАМИДНАЯ СИСТЕМА система ядер головного мозга и двигательных внепирамидных (экстрапирамидных) проводящих путей При участии Э. с. создается плавность движений и устанавливается исходная поза для их выполнения.
Речевая симптоматика брадилалии : замедленность темпа внешней и внутренней речи замедленность процессов чтения и письма интер- и интравербальное замедление скандирование нарушение артикулирования звуков нарушение голоса
Неречевая симптоматика брадилалии нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица Особенности психической деятельности(замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)
Тахилалия (с греч. tachis — быстрый, lalia — речь) Синоним: Tachiphrasia (тахифразия) в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других сторон речи, помимо просодии Куссмауль(1879) – дизфразии Ю. А. Флоренская (1934) - самостоятельная форма нарушения речи с преимущественным расстройством ее темпа
История изучения органически обусловленное нарушение (D. Weiss (1950) неправильная функция экстропирамидной системы ( М. Зееман (1950) речедвигательная недостаточность речевого аппарата ( М. Е. Хватцев (1959) расстройство темпа внешней и внутренней речи (М. Бехтерев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959)
Речевая симптоматика тахилалии : неудержимая стремительность речи и на ее фоне - расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д. интервербальная акцелерация (М. Зееман) расстройства внутренней речи, чтения и письма
Неречевая симптоматика тахилалии : нарушения общей моторики нарушения психических процессов нарушения вегетативной нервной системы нарушения поведения ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики
2. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТАХИЛАЛИИ
Часто встречающиеся комбинозы (сочетание с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера) термины: Battarismus, Poltern, Paraphrasia, Glottering В отечественной литературе – баттаризм (парафразия) и полтерн (спотыкание)
Баттаризм (парафразия) следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи Часто сочетается с другими нарушениями речи Этиология : соматические, психогенные факторы и привычка изменения в физиологии и анатомии мозга, связанные с ранним поражением мозга и с наследственностью
История изучения сенсомоторные расстройства внимания (А. Либманн) несоответствие между желанием говорить и речемоторной возможностью (речевая атаксия) М. Надолечны нарушения в стриопаллидарной системе (М. Зееман) недостаточная концентрация внимания и несоответствие темпа мышления и речи
Механизм баттаризма преобладание процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы расстройство синтаксиса (лингвистика) - А. Гутцман; X. Пик
Полтерн (спотыкание) Часто смешивают с заиканием Различия: не осознают своего дефекта; при сосредоточении внимания речь улучшается; говорят лучше в присутствии незнакомых людей и в ответственной обстановке; во время непринужденного разговора симптомы полтерн усиливаются
История изучения В 30—50-х годах ХХв. - ЭЭГ заикающихся и лиц с полтерн ( различия между заиканием и тахилалией) Pichon и Borel-Maisonny (1964) помимо спотыкания выделили еще одно нарушение речи - бормотание (касается расстройства темпа и ритма только внешней стороны речи) Первая Международная Конференция по Клаттерингу(2007,Болгария)
Классификация D. Weiss (1964) 1) - чистые формы спотыкания — с моторными расстройствами — с сенсорными — с общей трудностью формулирования речи — со спотыканием 2) – Спотыкание – синдром ( при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении)
Симптоматика речевая при баттаризме и полтерн нарушения внешней речи нарушения внутренней речи нарушения письменной речи нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание, речевая моторика,лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика
Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн нарушения общей моторики нарушения внимания нарушения мышления нарушения поведения
Физиологические итерации (от латинского iterotio – повторение) свойственны раннему периоду развития речи дошкольников результат возрастного несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи, т.е. с 2 лет (в 80% случаев) В процессе онтогенеза и в условиях оптимального речевого общения к 4-5 г. полностью исчезают
обследование комплексное: медицинское и психолого-педагогическое 3 . ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ
Примерная схема обследования: сбор анамнеза состояние общей и ручной моторики состояние мимики состояние речевой моторики, орального праксиса экспрессивная речь письмо слуховое восприятие слуховой, зрительной и моторной памяти, речевой активности.
В логопедическом заключении указываются: чистые формы брадилалии , тахилалии ; разновидности тахилалии ( баттаризм , полтерн ); сочетание тахилалии с заиканием; степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая); влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности; круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия ; выраженность психических симптомов; нарушения внешней речи; нарушения внутренней речи, психических процессов; особенности моторики; отклонения в поведении.
предполагает в коррекционном воздействии следующие установки: 4. Система лечебно-педагогической комплексной работы
опора на межанализаторные связи коррекция не только внешней, но и внутренней речи учетом ведущего вида деятельности ребенка учет личностных особенностей, особенностей поведения, эмоционально-волевых проявлений
предпочтительнее групповая форма проведения занятий необходимо медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение), ЛФК, логоритмика
Методика логопедической работы при устранении брадилалии : воспитание быстрых и четких движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; убыстрение темпа внутренней речи; убыстрение темпа письма и чтения; воспитание выразительных форм, сценической речи, сценического чтения; воспитание правильной просодики; нормализация общей моторики; формирование ручного праксиса, развитие слухового, зрительного внимания, восприятие ритмов.
Методика логопедической работы при устранении тахилалии : воспитание медленного, спокойного, плавного строго ритмичного дыхания и голосообразования; чтения; речи; - здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; - воспитание общего и слухового внимания к речи.
Этапы коррекционной работы 1 этап. Этап максимального ограничения речевого общения 2этап. Работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения 3 этап. Работа над пересказом (над редактированием высказываемых мыслей) 4 этап. Работа над коллективным рассказом 5 этап. Этап подготовки к публичному выступлению
Преодоление баттаризма и полтерн : Те же этапы Основные задачи: формирование понятий на конкретной основе, их словесного грамматически правильного выражения формирование темпа и слитности речи в единстве с другими психическими процессами, а также с процессами порождения речи.
Приемы работы: - фиксация внимания на своей речи - сопряжено-отраженное произнесение фраз, текстов - работа над перефразировкой - диалоги - драматизации - чтение - воспитание логического мышления в речевых и неречевых заданиях - работа по преодолению дефектов внутренней речи - развитие слухового внимания, умения слушать речь - упорядочивание темпа речи с помощью автоматизированных речевых рядов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе развития темпо-ритмических и координаторных способностей у детей с нарушениями речи
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерным является несформированность таких показателей как темп, ритм, координация движений. Такие двигательные нарушения у детей затрудняют не только ориентац...
Специфика формирования темпо-ритмической организации вычказывания у дошкольников с нарушениями речи на музыкальных занятиях
направление работы по формированию темпо-ритмической стороны речи...
Современные подходы к пониманию темпо-ритмических нарушений речи.
Современные подходы к пониманию темпо-ритмических нарушений реч...
Развитие темпо - ритмической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Презентация и мастер-класс...
Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников.
Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Исследование онтогенеза детской реч...
Презентация темпо ритмическая сторона речи
Презентация темпо ритмическая сторона речи...