Формирование правильной воздушной струи.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Игры и упражнения на развитие дыхания
Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик), а выдыхать непрерывно.
Малыш до 3 лет может дуть через губы, сложенные трубочкой, а ребенку постарше необходимо учиться делать легкую улыбку и дуть в щелочку между губами. Важное условие – игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см. Щеки во время дыхательных упражнений ни в коем случае не должны надуваться – можно предложить ему придержать щечки ладошками.
Внимание! Дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать головокружение: не делайте более 3–5 упражнений подряд.
Длительность пропевания звуков зависит от возраста. Так, 2-летний малыш может тянуть один звук в течение 2 секунд (или пропеть подряд два разных гласных звука), 3-летний ребенок может петь один звук в течение 3 секунд (или подряд три разных гласных звука), 4-летний тянет звук в течение 4 секунд. Правило простое: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет.
Поиграй животиком!
Для игры понадобится любая игрушка-зверушка. Предложите ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот. Покажите, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
Вертушка
Для игры вам потребуется игрушка-вертушка, купленная в магазине или изготовленная собственными руками. Покажите ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение. Пусть малыш сам подует на бумажную вертушку.
Бабочка
Для игры надо вырезать бабочку из папиросной бумаги и прикрепить ее на нитку длиной 15–20 см. Покажите ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.
Танцующая матрешка
До начала игры надо вырезать из бумаги фигурку матрешки, раскрасить ее и прикрепить игрушку на нитку. Покажите ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть самого, чтобы матрешка начала танцевать.
Сдуй снежинку с рукавички
Для игры понадобятся вырезанная из картона рукавичка и вырезанная из бумаги снежинка. Покажите ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички. Затем вновь положите снежинку на рукавичку, поднесите ее к губам малыша. Попросите ребенка подуть на снежинку.
Сдуй пушинку
Для игры потребуются легкое перышко, пушинка или кусочек ваты. Покажите ребенку, как можно сдуть перышко с ладони. Затем положите перышко на свою ладонь, поднесите ее к губам малыша и попросите его подуть на перышко. В другой раз дайте задание ребенку сдуть с вашей ладони несколько пушинок или бумажек одним выдохом. Бумажки расположите так, чтобы они находились одна от другой на некотором расстоянии.
Карусель
До игры изготовьте пособие «Карусель». Для этого надо вырезать из цветной бумаги 4 круга и согнуть их пополам. Вложите посередине пособия тонкую веревочку, а затем склейте круги. Покажите ребенку, как надо взять игрушку за концы веревочки и подуть на нее. Под струей воздуха карусель начнет кружиться. Затем дайте пособие малышу и попросите его подуть.
Загони мяч в ворота
Для игры понадобятся воротики (их можно заменить двумя кубиками) и кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги, играющие роль мяча. Покажите малышу, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.
Кораблик
Для игры приготовьте бумажный кораблик, который поставьте на стол с гладкой поверхностью. Покажите малышу, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.
Буря в стакане
Предлагайте ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Меняйте диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие. Расскажите ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть малыш сам попробует создать бурю в стакане воды.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
1.Воздух набирать через нос, выдох должен быть длительным и плавным.
2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, не больше 3 минут (с перерывами).
3. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий раз добавляется еще по одному.
4. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
5. Не делать слишком большой вдох.
6. Следить , чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не надувал щёки.
7. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
8. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.
ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ,
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи, неправильного произношения звуков. Для развития правильного речевого дыхания необходимо выполнить специальные упражнения. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdunaya_struya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи, неправильного произношения звуков.
Игры и упражнения на развитие дыхания
Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик), а выдыхать непрерывно. Малыш до 3 лет может дуть через губы, сложенные трубочкой, а ребенку постарше необходимо учиться делать легкую улыбку и дуть в щелочку между губами. Важное условие – игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см. Щеки во время дыхательных упражнений ни в коем случае не должны надуваться – можно предложить ему придержать щечки ладошками. Внимание! Дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать головокружение: не делайте более 3–5 упражнений подряд.
Длительность пропевания звуков зависит от возраста. Так, 2-летний малыш может тянуть один звук в течение 2 секунд (или пропеть подряд два разных гласных звука), 3-летний ребенок может петь один звук в течение 3 секунд (или подряд три разных гласных звука), 4-летний тянет звук в течение 4 секунд. Правило простое: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет.
Поиграй животиком!
Для игры понадобится любая игрушка-зверушка. Предложите ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот. Покажите, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
Вертушка
Для игры вам потребуется игрушка-вертушка, купленная в магазине или изготовленная собственными руками. Покажите ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение. Пусть малыш сам подует на бумажную вертушку.
Бабочка
Для игры надо вырезать бабочку из папиросной бумаги и прикрепить ее на нитку длиной 15–20 см. Покажите ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.
Танцующая матрешка
До начала игры надо вырезать из бумаги фигурку матрешки, раскрасить ее и прикрепить игрушку на нитку. Покажите ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть самого, чтобы матрешка начала танцевать.
Сдуй снежинку с рукавички
Для игры понадобятся вырезанная из картона рукавичка и вырезанная из бумаги снежинка. Покажите ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички. Затем вновь положите снежинку на рукавичку, поднесите ее к губам малыша. Попросите ребенка подуть на снежинку.
Сдуй пушинку
Для игры потребуются легкое перышко, пушинка или кусочек ваты. Покажите ребенку, как можно сдуть перышко с ладони. Затем положите перышко на свою ладонь, поднесите ее к губам малыша и попросите его подуть на перышко. В другой раз дайте задание ребенку сдуть с вашей ладони несколько пушинок или бумажек одним выдохом. Бумажки расположите так, чтобы они находились одна от другой на некотором расстоянии.
Карусель
До игры изготовьте пособие «Карусель». Для этого надо вырезать из цветной бумаги 4 круга и согнуть их пополам. Вложите посередине пособия тонкую веревочку, а затем склейте круги. Покажите ребенку, как надо взять игрушку за концы веревочки и подуть на нее. Под струей воздуха карусель начнет кружиться. Затем дайте пособие малышу и попросите его подуть.
Загони мяч в ворота
Для игры понадобятся воротики (их можно заменить двумя кубиками) и кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги, играющие роль мяча. Покажите малышу, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.
Кораблик
Для игры приготовьте бумажный кораблик, который поставьте на стол с гладкой поверхностью. Покажите малышу, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.
Буря в стакане
Предлагайте ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Меняйте диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие. Расскажите ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть малыш сам попробует создать бурю в стакане воды.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Воздух набирать через нос, выдох должен быть длительным и плавным.
2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, не больше 3 минут (с перерывами).
3. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий раз добавляется еще по одному.
4. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
5. Не делать слишком большой вдох.
6. Следить , чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не надувал щёки.
7. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
8. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ
МАДОУ ЦРР Д/С №133
Подготовила Назарук А.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для формирования правильной воздушной струи у детей.
В данном материале представлены упражнения для выработки правильной воздушной струи у детей....
Игры на формирование правильной воздушной струи
Консультации для родителей....
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....
Мастер-класс (для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи.
Мастер-класс (для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи....
Упражнения на выработку правильной воздушной струи.
Материал для логопедов на выработку воздушной струи у детей для правильного речевого дыхания....
Формирование правильной воздушной струи
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков....