Игры на формирование правильной воздушной струи
консультация по теме
Консультации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_dyhaniya.docx | 25.47 КБ |
avtomatizatsiya_zvuka_mini_sayt.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие дыхания.
«Поиграй животиком»
Цель: развивать физиологическое дыхание.
Оборудование и организация: игрушка-зверушка.
Ход игры: Предложить ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот. Показать, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
«Вертушка»
Цель: развивать физиологическое дыхание.
Оборудование и организация: игрушка-вертушка.
Ход игры: Показать ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение. Далее пусть ребенок сам подует на бумажную вертушку.
«Бабочка»
Цель: выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: вырезанная из папирусной бумаги бабочка, прикрепленная на нитку длинной 15-20 см.
Ход игры: показать ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке. Затем поднесите бабочку к губам ребенка и попросите его подуть.
«Танцующая матрешка»
Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: вырезанная из бумаги фигурка матрешки, прикрепленная на нитку.
Ход игры: показать ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует. Затем поднести бабочку к губам ребенка и попросить его подуть самого, чтобы матрешка начала танцевать.
«Сдуй снежинку с рукавички»
Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: вырезанная из картона рукавичка, вырезанная из бумаги снежинка.
Ход игры: показать ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички. Затем положить снежинку на рукавичку, поднесите ее к губам ребенка, и попросить его подуть на снежинку.
«Сдуй пушинку»
Цель: закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: перышко, пушинка или кусочек ваты.
Ход игры: показать ребенку, как можно сдуть перышко с ладони. Затем положить перышко на свою ладонь, поднесите ее к губам ребенка, и попросить его подуть на перышко. В другой раз дайте задание ребенку сдуть с вашей ладони несколько пушинок или бумажек одним выдохом. Бумажки расположите так, чтобы они находились одна от другой на некотором расстоянии.
«Карусель»
Цель: закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: изготовленное пособие «Карусель». Для этого надо вырезать из цветной бумаги 4 круга и согнуть их пополам. Вложите посередине пособия тонкую веревочку, а затем склейте круги.
Ход игры: показать ребенку, как надо взять игрушку за концы веревочки и подуть на нее. Под струей воздуха карусель начнет кружиться. Затем дайте пособие ребенку и попросите его подуть.
«Загони мяч в ворота»
Цель: выработать у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.
Оборудование и организация: ворота (их можно заменить двумя кубиками); кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги.
Ход игры: показать ребенку, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.
«Кораблик»
Цель: выработать у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.
Оборудование и организация: бумажный кораблик.
Ход игры: показать ребенку, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.
«Буря в стакане»
Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный выдох; развивать подвижность губ, умение плотно смыкать их.
Оборудование и организация: трубочки с разным диаметром; стакан с соком и водой.
Ход игры: предлагать ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Нужно менять диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие. Далее рассказать ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого нужно налить в стакан воду и показать, как можно заставить воду пузыриться. Пусть ребенок сам попробует создать бурю в стакане воды.
«Звуковая ниточка»
Цель: развивать правильное речевое дыхание, уточнять артикуляцию гласных звуков.
Ход игры: показать малышу, как надо соединить пальцы рук, собранные щепотью, перед грудью (как будто они держат за концы короткую ниточку). Затем вдохните и начните разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тяните длинную нить). Можно предложить сначала протянуть короткую ниточку (пропеть звук А в течение 1 секунды), лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропеть звук А в течение нескольких секунд, разведя руки в стороны как можно шире). В следующий раз предложите ребенку пропеть другой гласный звук: У, О или И.
«Намотай клубочек»
Цель: развивать правильный речевой выдох; уточнять артикуляцию гласных звуков.
Ход игры: предложить ребенку намотать звуковую ниточку, так чтобы получился клубок. Для этого необходимо показать ребенку, как надо вращать руки одна вокруг другой перед грудью и в это время длительно пропевать гласный звук. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее, а значит, и клубок будет больше. (Разумеется, взрослому следует время от времени поддаваться.)
Игры на развитие фонематического слуха.
«Красный-белый»
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование и организация: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Ход игры: предложить детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают синий.
«Поймай рыбку»
Цель: нахождение звуков в названиях предметов по картинке.
Оборудование и организация: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Ход игры: дети по очереди вылавливает удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, в середине или конце слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
«Кто больше слов придумывает»
Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: мяч, фанты.
Ход игры: назвать какой-нибудь звук и попросить детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образую круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказано кем-либо, Фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
«Отстукивание слогов»
Цель: обучение слоговому анализу слов
Оборудование: барабан, бубен.
Ход игры: Дети садятся в ряд. Нужно объяснить, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
«Назови первый звук в слове»
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Оборудование и организация: игрушки домашних животных.
Ход игры: показать игрушку и предложить определить, с какого звука начинается название животного. Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
«Какой звук есть во всех словах?»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры: произнести три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, и спросить у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Игры и упражнения для развития голоса .
«Кошка и котенок»
Цель: учить ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.
Оборудование и организация: игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».
Ход игры: озвучить каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложить ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок.
«Большой и маленький»
Цель: способствовать развитию силы голоса ребенка.
Оборудование и организация: картинки с часами, большими и маленькими.
Ход игры: показать ребенку картинку с большими часами и изобразить, как они тикают. Для этого нужно громко произносить: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем показать картинку с маленькими часиками и тихо произнести: «Тик-так, тик-так». После можно попросить ребенка самого озвучить каждую из картинок.
«Скажи на ушко»
Цель: способствовать развитию силы голоса ребенка, учить говорить шепотом.
Оборудование и организация: игрушка-собачка.
Ход игры: Взять игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает. Предложите ребенкуу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.
«Передай»
Цель: закреплять навык ребенка говорить шепотом
Оборудование и организация: игрушечная кошка и блюдце.
Ход игры: Поручить ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо». Так же шепотом ребенок может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.
«Две машинки»
Цель: учить ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.
Оборудование и организация: две машинки: побольше и поменьше.
Ход игры: показать ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» . Обратить внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском. Предложить ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.
«Быстро и медленно»
Цель: развивать у ребенка чувство темпа, учить его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.
Оборудование и организация: игрушка-зайчик.
Ход игры: показать ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем сказать, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорить темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!» Попросить ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.
«Ветер и ветерок»
Цель: способствовать развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.
Ход игры: показать ребенку, как дует сильный ветер. Для этого нужно длительно и громко пропевать звук У и энергично качать руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрировать, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевать звук У и лишь слегка покачивать руками. Предложить ребенку самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала сказать: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».
Одновременно с движениями пусть ребенок пропевает звук У с разной силой.
«Три медведя»
Цель: учить ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.
Оборудование и организация: книга Л. Толстого «Три медведя».
Ход игры: рассказать ребенку сказку, а затем вместе с ребенком изобразить голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорить за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку. Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки (например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).
Игры на звуко -и – словопроизношение.
«Жуки»
Цель: автоматизация звука Ж в связном тексте.
Оборудование и организация: стулья.
Ход игры: дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:
Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж – Ж – Ж – Ж.
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: жжжж.… По сигналу «дождь» жуки летят в домики (стулья).
«Лиса»
Цель: автоматизация звуков С, С’ в тексте.
Оборудование и организация: жгут.
Ход игры: ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети – куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:
Лиса близко притаилась –
Лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела –
Разбегайтесь кто куда.
При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и ловит кур. Тот, кого поймает, становится лисой.
«Мяч»
Цель: дифференциация звуков Ц – Ч в тексте.
Оборудование и организация: мяч.
Ход игры: дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или левую сторону и говорят:
Целый день я лечу,
Целый день я скачу,
Больше прыгать не могу,
Ах, сейчас я упаду!
На последнем слове мяч ударяется об пол.
«Песня-песенка»
Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать фонематический слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Оборудование и организация: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.
Ход игры: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.
Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
- Ты спой, мурка!
- Мяу-мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула уточка!
- А ты, Мишка?
- Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой
- Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.
- А ты, кукла, споешь?
- М-ма, ма-ма!
Сладкая песенка! (Г. Гербова)
В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?».
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому, более сложному.
Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий. Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолированно четко при многократном повторении.
Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.
Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка, произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.
Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.
Для автоматизации звука старайтесь использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, и не забывайте дать «установку» на правильное звукопроизношение. Для закрепления правильного произношения хорошо использовать ту деятельность, которая ближе ребенку, вызывает наибольший интерес. Так, если ребенок любит помогать вам на кухне, смело используйте его интерес в своем. Предложите ребенку найти и назвать те предметы на кухне, в названиях которых есть закрепляемый звук. Или, при автоматизации в слоге, предложите ребенку «прошагать» по столу пальчиками, вставленными в пластиковые крышки, при этом произнося слоги с закрепляемым звуком. Гуляя с ребенком на улице, можно предложить ему называть слог или слово на каждый шаг, найти вокруг предметы, в названиях которых есть нужный звук. Можно поиграть в словесные игры:
- «Один – много» (образование множественного числа). Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы» (ворона – вороны, галка – галки, голубь – голуби и т.д.)
-«Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания). Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она..., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)
-«Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов). Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)
-«Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных). Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)
-«Четвертый лишний» (на классификацию). Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя. «Ворона, ласточка, сорока, голубь» и т.д.
-«Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными). Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...
Во всех играх подбирайте такой речевой материал, который будет соответствовать возможностям ребенка. Слова для игр должны быть максимально насыщены автоматизируемым звуком и не иметь в своем составе звуков, которые ребенок не произносит или искажает.
Так, в процессе автоматизации, Вы будете одновременно развивать словарь ребенка, формировать у него навыки использования грамматически правильных форм слов, фраз, предложений, будете развивать психические процессы (внимание, память, мышление), закрепите навыки количественного и порядкового счета – и все это в непринужденной семейной доброй обстановке.
Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному:
Автоматизация звука в слогах:
● открытых слогах (ША, ШО, ШУ);
● закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);
● в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).
Автоматизация звука в словах:
● в начале слова (шапка, шея);
● в конце слова (камыш, финиш);
● в средине слова (ошибка, машина);
● в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).
Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).
Автоматизация звука в стихотворениях.
Автоматизация звука в скороговорках.
Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Этап работы над звуком указан в домашней тетради ребенка.
Желаю успехов в достижении положительных результатов в летнее время!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для формирования правильной воздушной струи у детей.
В данном материале представлены упражнения для выработки правильной воздушной струи у детей....
Формирование правильной воздушной струи.
Игры и упражнения на развитие дыханияУчить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Что...
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....
Мастер-класс (для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи.
Мастер-класс (для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи....
Упражнения на выработку правильной воздушной струи.
Материал для логопедов на выработку воздушной струи у детей для правильного речевого дыхания....
Формирование правильной воздушной струи
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков....