Исследовательское занятие " Как рождаются родственные слова"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Представлен конспект занятия, на котором дети подготовительной логопедической группы в занимательной форме знакомятся с понятием " родственные слова" и со способами их образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt_rodst_slova.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательское занятие
ТЕМА: Как рождаются родственные слова.
ЦЕЛИ:
- показать богатство родного языка и его выразительных средств;
- привлечь детей к активному участию в процессе словообразования;
ЗАДАЧИ:
- формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию классифицировать их,;
- качественное и количественное обогащение лексики;
- обогащение словарного запаса за счёт обучения словообразованию;
- развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления;
Ход занятия.
- Постановка проблемы.
Звучит музыка . Дети рассаживаются на стульчики.
Декорации леса .
Логопед рассказывает сказку.
На лесной опушке рос огромный гриб. Он рос давно и никто не знал его название. Сам гриб был настолько стар, что не помнил как называется. Звери и птицы уже начали поговаривать, что это не настоящий гриб.
Однажды мимо пролетала мудрая Сова. Она ухнула : " Совсем скоро произойдет чудо. У старого гриба появится СЕМЬЯ !"
Оказалось, что гриб и правда был не совсем настоящим, он был просто СЛОВОМ , а через несколько дней у него появилась целая семья слов. Получилась целая грибная полянка слов.
- Выдвижение гипотезы.
Логопед
Дети, у каждого из вас тоже есть семья. Что такое семья?
Семья - это когда люди друг другу родственники , у них одни и те же мама и папа, бабушка и дедушка. Родственники очень часто похожи друг на друга.
У слов тоже есть родственники. Слова-родственники имеют один корень - общую часть, и по значению они тоже схожи.
Нам нужно подумать, какие же слова-родственники могли вырасти из слова ГРИБ на словесной полянке.
- Поиск и предложение.
ГРИБ -это главное слово -корень. Все слова , которые выросли из этого слова на полянке должны иметь в своем названии корень ГРИБ. Обозначим это слово схематически длинной полоской.
Логопед . На какой вопрос отвечает слово гриб? ( что это?)
Правильно, это неодушевленный предмет. Есть одушевленные предметы, которые отвечают на вопрос кто это?
Логопед. Давайте посмотрим на картинку( изображение леса) и поищем слова -родственники среди слов-предметов в лесу.
Дети. Грибы.
Логопед .Верно. Можно назвать предмет во множественном числе ГРИБЫ. У слова ГРИБ и ГРИБЫ есть общая часть и одинаковое значение.
Обозначим схематически двумя короткими прямоугольниками.
Логопед .Я слышу чей-то голос . Бельчонок хочет что-то сказать.
Бельчонок. Я знаю много -много грибов. Мы насушили с мамой- бельчихой грибы на зиму . Это подосиновики, подберезовики, маслята.
Логопед. Дети, будут эти слова родственниками к слову ГРИБ ?
Дети. Нет.
Логопед . Бельчонок, ты перечислил названия грибов. Но у этих слов нет общей части -корня ГРИБ, поэтому они не будут жить на словесной грибной полянке.
Логопед .Как можно назвать ГРИБ ласково? (ГРИБОЧЕК, ГРИБОК)
Обозначаем схематически одним маленьким прямоугольником.
Физминутка. Мы попали в дивный лес.
Стихотворение на интонационную выразительность речи.
"Шел я лесом и боялся..."
Кто мог потерять в лесу шарфик?
Логопед. Дети , мудрая сова снова ухает .Давайте послушаем.
Сова. Пока вы здесь сочиняете сказки по лесу бродит человек с корзиной. Он собрал уже почти все грибы и скоро доберется до вашей полянки.
Логопед. Сова, этот человек нам не страшен . Мы его как раз ждем. Дети, как называется человек, который собирает грибы ?
Дети . Грибник!
Логопед. Верно .На какой вопрос отвечает это слова -предмет?
Дети. Кто это?
Логопед. Обозначим это слова предмет прямоугольником.
Это слово- предмет, но оно не является главным - корнем.
Логопед. Грибник хочет нам что-то рассказать.
Грибник.
Я грибник , грибы искал,
Шарф в лесу я потерял.
Но нашел такой ГРИБИЩЕ,
Что в корзинку не вошел.
Посмотрел на великана и домой , друзья, пошел.
Логопед. Не расстраивайся, грибник, ты теперь будешь жить у нас на полянке. Дети, какое слово-родственник слову ГРИБ употребил грибник?
Дети. Грибище!
Обозначаем схематически большим квадратом .
Слово можно произнести со значением преувеличения.
Пальчиковая гимнастика " По грибы"
Логопед .Мы знаем , что слова бывают не только предметы , но и действия. Давайте вспомним , на какой вопрос отвечают слова-действия?
Дети. Что делает? Что делают?
Схематически обозначим
Логопед. Подумайте, можно придумать такие слова от слова ГРИБ?
Бельчонок. Я знаю! Что делать - грибнить!
Логопед . Нет такого слова грибнить.
Бельчонок. Тогда , может быть ,что делать - выгребать?
Логопед .Слово выгребать имеет совсем другое значение и корень другой. Дети, что значит выгребать?
Логопед. Мы знаем , что слова бывают не только предметы и действия, но и признаки. Давайте вспомним , на какой вопрос отвечают слова-признаки?
Дети .Какой? Какая? Какие?
Схематически обозначим
Логопед .Суп из грибов будет называться ГРИБНОЙ.
Подбери словечко.
Какой? Грибной суп, дождь;
Какая? Грибная полянка;
Какие? Грибные истории;
Логопед .Я знаю еще одно слов ГРИБНИЦА . Это тонкие нити под землей, которые тянутся от грибов, поэтому грибы не растут по одиночке. Какое схематичное обозначение подойдет к слову грибница?
Слово-предмет ,не являющееся главным.
- Сбор материала.
Логопед .Вот сколько слов мы назвали .
Повторяем по схеме все слова-родственники слову ГРИБ.
ГРИБ
ГРИБНИЦА, ГРИБНИК
ГРИБЫ
ГРИБИЩЕ
_________
ГРИБНОЙ, ГРИБНАЯ, ГРИБНЫЕ
Логопед. Какие слова являются родственниками? Так можно подобрать слова -родственники к любому слову -предмету.
- Обобщение полученных знаний.
Бельчонок. Давайте сыграем в игру " Словесные мячи" и потренируемся подбирать слова.
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой.
Игроку выдается корзинка .
Будешь ты у нас ГРИБНИК,
Мячик в грибника бросай
и словечко называй.
Гриб – грибы – грибочек – грибники – грибной.
На ребенка надевается шапочка ЛЕСНИКА. Ребенок выходит в круг и бросает мяч игроку, придумавшему слово.
Будешь ты у нас ЛЕСНИК, что в лесочке жить привык.
Мячик в лесника бросай и словечко называй.
Кто последний назовет смело в круг встает.
Лес – лесник – лесок – перелесок – лесовик- леса.
- Итог.
На полянке вокруг слова ГРИБ выросло много новых слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»
ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»...
Занятие (с презентацией) для детей подготовительной группы на тему "Родственные слова к слову СНЕГ"
Занятие по развитию речи...
Логопедическое занятие в подготовительной группе "Родственные слова"
Логопедическое занятие в подготовительной группе "Родственные слова"...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.
Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добави...
«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»
Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова....
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в ст...
" В гостях у Словодума" - логопедическое занятие по теме "Родственные слова"для детей подготовительной группы с ТНР
quot;Родственные слова" - сложная тема для дошкольников с ТНР. Причины этих трудностей очевидны: бедный словарный запас, отсутствие языкового чутья и навыков словообразования. Поэтому на занятии...