Логоритмическое занятие "Снегурочка" по мотивам сказки А. Островского
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Осминина Светлана Владимировна.

Конспект логоритмического занятия "Снегурочка" по мотивам сказки А. Островского. Творческий проект музыкального руководителя и логопеда. Дети шестого, седьмого года жизни. Конспект написан самостоятельно с опорой на материал авторов М.Ю. Картушиной "Логоритмические занятия в детском саду 6-7 лет"; песня «На дворе - Весна», слова и музыка Е. Д. Гольцевой, песня «Веснянка» слова и музыка Г. В. Носовой; С. Городецкий, М. Лисянский; русская народная приговорка и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логоритмического занятия «Снегурочка» по мотивам сказки А. Островского.

Тема (проект, событие): «Снегурочка» по сказке Островского.

Возрастная группа: дети шестого, седьмого года жизни.

Форма НОД: творческий проект.

Форма организации: групповая.

Учебно – методический комплект: М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия». Занятие переработано и дополнено самостоятельно с учетом возможностей детей данной группы.

Средства:

Наглядные: зал (имитация русской избы), деревья, картинки-слайды.

Мультимедийные: проектор, слайды, ноутбук, музыка.

Литературные: стихотворения про весну С. Городецкий, М. Лисянский; русская народная приговорка «Игла барыня-княгиня», русская народная закличка «Солнышко», «Бегут, бегут со двора», стихотворение с движениями «Веник» Л. Зубков, «Мы шагаем», чистоговорка «Веселые слоги» О. Громова, Т. Прокопенко. Упражнение на творческое воображение «Чайник» английская народная песенка; упражнения на координацию движения «Цветок»;

Музыкальные: русская народная музыка, песня «На дворе - Весна», слова и музыка Е. Д. Гольцевой, песня «Веснянка» слова и музыка Г. В. Носовой, песня «Согласные звуки» слова и музыка М. Ю. Картушиной, танец «Валенки» музыка народная. Музыкально-ритмическая игра «Шаловливые сосульки».

Игры: пальчиковая игра «Наперсток», игра на внимание «Облака».

Оборудование: картинки для произнесения гласных звуков; картинки согласных звуков для песни; елки, другие деревца; домик – имитация русской избы (половики, печь, стол, самовар, веник, пяльцы, поленья); снежные комья; платочки для танца по количеству девочек; костюмы детские: дед, бабка, снегурочка, русские сарафаны, ленты на голову, русские рубахи, штаны.

Цель: Коррекция и профилактика    речевых недоразвитий детей средством сочетания слова, музыки и движения.

Задачи: Коррекционно – образовательные: продолжать учить выполнять упражнения в соответствии с текстом; учить детей изменению силы и высоты голоса; формировать чувство ритма, темпа, певческие способности; правильное звукопроизношение и фонематический слух;

Коррекционно – развивающие: развитие артикуляторно – жевательных мышц, мимической моторики; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; ориентации в пространстве; развитие чувства ритма, темпа, певческих способностей; активизация всех видов памяти и внимания; развитие творческого воображения.

Коррекционно – воспитательные: сотрудничества друг с другом и со взрослыми.

Предполагаемый результат: научились выполнять упражнения в соответствии с текстом; поупражнялись в изменениях силы и высоты голоса в развитии чувства ритма, темпа, певческих способностей; запомнили текст песни, игры, стихотворений; отработали движения русского народного танца «ковырялочка», кружение в парах; поупражнялись в ориентировке в пространстве.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Побуждение интереса детей к деятельности.

Звучит музыка, в центр зала выходит логопед, на фоне музыкального сопровождения начинает рассказ.

Логопед: В одной деревне жили – были старик со старухой. Своих детей у них не было. Решили старики слепить себе из снега внучку, помощницу, утеху старости.

Дед и баба, чтоб тоску свою забыть,

Стали снежную красавицу лепить.

Наводили брови черным угольком,

Натирали щеки до красна снежком.

Были косы из пушинок из седых,

А глаза из льдинок светло – голубых.

Вдруг красавица взглянула, расцвела,

Тонкой бровью удивленно повела.

М. Лисянский

Назвали девочку Снегурочкой. Старики стали перво – наперво учить ее говорить.

Логопедическая гимнастика для укрепления жевательно – артикуляторных мышц

Произношение гласных звуков в соответствии с текстом и показом картин - схем:

- вначале вслух, кончик языка закреплен за нижними зубами;

- беззвучно произносить гласные звуки, кончик языка там же.

Для чистой и плавной речи,

Нам гласные звуки нужны-

И напевны и нежны.

Летят, как птицы, в синеву –

А – Э – И – О – Ы – У.

Крикливо и громко не надо их петь –

Горло может заболеть.

Уши держи начеку –

А – Э – И – О – Ы – У.

В. Степанов.

Чистоговорка с движениями «Веселые слоги»

Ла – ла – ла. . .                               Дети хлопают в ладоши (3 р.)

Мила пол подмела                         Показывают, как подметают пол.

Лу – лу – лу…                                Хлопают (3 р.)

Слава взял пилу                              Делают скользящие движения ладоней друг                              о друга.

Ул – ул – ул…                               Хлопают (3 р.)    

Михаил уснул                               Кладут руки под щечку.

Ща – ща – ща…                            Хлопают (3 р.)

Наварили мы борща                     Водят указательным пальцем по ладони                       другой руки.

Щи – щи – щи…                                Хлопают (3 р.)

Щиплем щавель мы на щи               Сжимают и разжимают пальцы.

О. Громова, Т. Прокопенко

Логопед: Потом стали учить Снегурочку ходить.

Упражнение на координацию речи и движений «Мы шагаем»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.        

Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.

Влево шаг, вправо шаг, шаг вперед – шаг назад.

Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем.

Шаг немножко замедляем, постепенно ускоряем.

Сейчас быстро мы пойдем, затем медленно идем.

Руки вверх мы поднимаем, а потом их опускаем.

Логопед: Затем учили Снегурочку петь.

Дети исполняют песню «Согласные звуки» сл. муз. М. Ю. Картушина.

Логопед: А без танцев скучно жить. Стали и плясать ее учить.

Дети исполняют танец «Валенки» сл. и муз. народные.

Логопед: Снегурочка стала хорошей помощницей старикам. Старуха научила ее шить и вышивать. Сядет Снегурочка с иголками, да нитками за работу, шьет да приговаривает:

Снег.:

- Игла – барыня-княгиня,

Весь мир нарядила.

Не коли мне пальчик,

Шей-ка сарафанчик.

Русская народная приговорка.

Пальчиковая игра «Наперсток».

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно, пальцу колко.

(Левая ладошка раскрыта, в правой ладошке - воображаемая иголка. Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке. )

А наперсток в тот же миг,

К девочке на пальчик прыг!

(Дети делают движения, как будто надевают наперсток на указательный палец левой руки.)

Говорит иголке: - Шей,

А колоться ты не смей!

(«Шьют», затем грозят пальцем.)

Логопед: Теперь старик со старухой могли и отдохнуть. Снегурочка дома все приберет, подметет. Любая работа у нее в руках спорится.

Снег.: - Ну – ка, веник – голичок,

Не ложись ты под порог,

Поработай, подмети,

Все соринки собери.

Упражнение на координации речи и движения «Веник»

Веник пол подметал,

Веник очень устал.

(Дети показывают, как подметают, слегка наклонившись и размахивая рукой с раздвинутыми пальцами.)

Он чихнул, он зевнул

И тихонько лег под стул.

(Останавливаются и чихают: «Апхчи!» затем зевают, прикрывая ладонью рот. Приседают, положив ладони под щеку.)

Л. Зубков

Логопед: Напечет Снегурочка пирогов, да блинов, чай заварит, зовет старика со старухой почаевничать.

Упражнение для творческого воображения «Чайник»

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд

Я вам напоказ выставляю живот.

(Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую поставив на пояс, надув живот.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

- Эй, люди, я с вами попить чай хочу!

(Топают. Призывно машут правой рукой.)

Американская песенка.

Логопед: Старики на Снегурочку не нарадуются. Незаметно прошла зима. Пора бы солнышку пожарче греть. Стали люди просить солнце:

Дети: - Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно солнышко в дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Русская народная закличка

Дети исполняют песню «Веснянка» сл. и муз. Г. В. Носовой.

Логопед: Послушалось солнце, стало припекать, закапали с крыш сосульки.

Ритмическая игра «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки

(дети поют стоя)

Сели на карниз.

(сели на стульчики)

Шаловливые сосульки

(поют сидя, голова прямо)

Посмотрели вниз.

(наклоняют голову)

Посмотрели, чем заняться?

(пожимают плечами)

Стали каплями кидаться.

(взмахивают кистями рук одновременно на сильную долю такта)

Целый день идет трезвон:

Дили – дили, дили – дон!

(взмахивают кистями рук по очереди).

После пения педагог прохлопывает ритм, дети его повторяют.

Логопед: Старик со старухой боятся солнышка – как  бы Снегурочка не растаяла.

Реб.: Но пришли с весною солнечные дни,

А Снегурочка под ивою в тени.

Лишь гуляет поутру, да вечерком,

А по белым щечкам слезы льются ручейком.

М. Лисянский

Логопед: Хочет снежная девчушка с подружками гулять да веселиться. Погнала раз утром Снегурочка скотину на лужок.

Речевая игра «Бегут, бегут со двора»

Снег.: Бегут, бегут со двора

Гулять, гулять во луга:

(дети отвечают за домашних животных и птиц и выполняют движения.)

Курка – гарабурка – каки-таки,

(стучат указательными пальцами по коленям.)

Утка – поплавутка – бряки-кряки,

(делают волнообразные движения.)

Гусь – водомусь – гаги-ваги,

(сгибают руку в локте, пальцы соединяют и поворачивают кисть из стороны в сторону.)

Индюк – хрипиндюк – шулды-булды,

(сжимают пальцы в кулаки, руки сгибают, опускают и поднимают локти.)

Свинка – толстоспинка – чахи-ряхи,

(прикасаются указательным пальцем к носу.)

Коза – дерибоза – меке-беке,

(выставляют вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы поддерживают большим.)

Баран  - крутороган – чики-брики,

(приставляют кулаки к голове.)

Корова – комола – буки-муки,

(приставляют указательные пальцы к голове.)

Конь – брыконь – иги-виги,

(топают ногами.)

Русская народная потешка.

Логопед: Все звери и птицы радуются весне, одна Снегурочка печалится.

Реб.: Плакала Снегурочка, Зиму провожая.

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая!

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники – Снегурочкины слезы.

Т. Белозерова

Упражнение на координацию движений «Цветок»

Вырос цветок на весенней полянке,

Нежную голову робко поднял.

(дети соединяют неплотно ладони и поднимают их над головой.)

Ветер подул – он качнулся неловко,

Он испугался, затрепетал.

(покачивают ладонями медленно – быстро.)

Ветер бутоны качает упрямо

Вперед и назад, налево, направо.

(наклоняют ладони соответственно вперед, назад, влево, вправо.)

Логопед: А люди праздник встречи весны затеяли – угощенье во всех избах готовят, хороводы собираются водить. Снегурочка тоже вышла на лужок с подружками хороводы водить.

Реб.: Выпал вешний денек, на бугре солнцепек.

Собирайся, сбирайся, народ, в хоровод!

Станем кругом водить, да весну веселить,

Хоровод заведем, запоем:

Вместе: «Здравствуй, здравствуй, Весна!»

С. Городецкий.

Дети исполняют весенний хоровод «На дворе – Весна»

сл. и муз. Е. Д. Гольцевой.

Логопед: Вечером разожгли костры, стали парни да девушки по древнему обычаю через них прыгать. Снегурочка тоже не утерпела, прыгнула через огонь и растаяла.

Реб.: Над костром остался чуть заметный след –

И Снегурочки на свете больше нет.

Только в небе тихо облачко плывет,

Только сказка на земле о ней живет.

М. Лисянский

Логопед: Превратилась Снегурочка в легкое облако, полетела по небу: «Прощай, бабушка! Прощай, дедушка!». Теперь в небе голубом она играет с другими облачками.

Игра на внимание «Облака».

Дети под спокойную музыку двигаются по залу врассыпную, с остановкой музыки педагог показывает силуэт облака. Дети принимают позу того животного, на которое похоже облачко.

Итог НОД:

- Что сегодня делали – не скажем,

А вот лучше вам покажем.

(беззвучный показ гласных звуков, танцуют, поют, прыгают, маршируют, ритмично хлопают – начиная с медленного, заканчивая быстрым темпом.)

- Похвала.

- Угощение от бабки с дедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе "Стойкий оловянный солдатик" по мотивам сказки Г.Х.Андерсена

Логоритмические занятия - эффективная форма речевого развития детей. В конспекте указаны основные ключевые компетентности и интеграция общеобразовательных областей....

КОНСПЕКТ Логоритмического занятия в старшей группе ТЕМА: ДОКТОР АЙБОЛИТ (по мотивам сказки К. И. Чуковского «Айболит»

КОНСПЕКТ логоритмического занятия в старшей группеТЕМА: ДОКТОР АЙБОЛИТ (по мотивам сказки К. И. Чуковского «Айболит»...

Открытая логоритмическая НОД в подготовительной группе для детей с ОНР: «Сказка о глупом мышонке» (по мотивам сказки С.Маршака)

Конспект  открытой логоритмической НОД в подготовительной группе для детей с ОНР в стихотворной форме....

"Весенняя сказка Снегурочка" по мотивам сказки Островского - сценарий драматизации для детей старшей и подготовительной групп

представлен подробный сценарий  сказки - драматизации по мотивам сказки Островского, возрастная категория детей, участвующих в сказке 5-7- лет,  с использованием музыки Римского -Корсакова...

Презентация к логоритмическому занятию по мотивам сказки "Гуси-лебеди"

Презентация к логоритмическому занятию по мотивам сказки "Гуси-лебеди"...

Конспект логоритмического занятия по мотивам сказки "Гуси-лебеди"

Конспект логоритмического занятия по мотивам сказки "Гуси-лебеди"...

Праздник Пасхи "Пасхальный колобок" (по мотивам сказки священника Константина Островского)

История Пасхального Колобка накануне праздника Великой Пасхи....