Конспект НОД по теме «Транспорт»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мартынова Татьяна Михайловна

Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР

Лексическая тема: «Транспорт»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_transport.docx75.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР

Лексическая тема: «Транспорт»

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.

Задачи:

- уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;
- развитие грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных);
- развитие слухового восприятия;
- развитие графических умений и навыков.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадки.

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)

2.    Сообщение темы занятия.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Правильно, о транспорте.

3.    Уточнение и расширение словаря по теме: «Транспорт».

- Ребята, посмотрите на картинки.  А как вы думаете, что обозначают символы в маленьких кружочках? Верно, транспорт бывает наземным, подземным, водным и воздушным.

- А какой транспорт мы называем воздушным? Наземным? Подземным? Водным?

- Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, подземный, воздушный.

4.    Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

- Ребята, еще раз внимательно посмотрите на картинку, постарайтесь запомнить то, что на ней изображено. Теперь закройте глаза .

- Угадайте, чего не стало?

5. Развитие слухового восприятия, памяти, внимания.

- Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьте свои ушки.

Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить». Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух.

6. Развитие грамматического строя речи.

- Ребята, мы с вами прошлись по улицам города и увидели разнообразный транспорт. Давайте вспомним, а кто управляет транспортом . Составьте предложения по образцу: «Паровозом управляет машинист» и т.д.

- Ребята, расскажите  куда прибывает (приезжает) транспорт? Исправьте ошибки. Дети передвигают картинки с изображением транспорта над соответствующей картинкой места прибытия: самолет прибывает в аэропорт и т.п.

7. Образование относительных прилагательных.

- Ребята, посмотрите на картинку. Как вы думаете от какого транспорта все эти части?

Упражнение «Из чего — какой» .

Дверца из металла (какая?) — металлическая.
Руль из пластмассы (какой?) — ….
Сиденье, обшитое кожей (какое?)— ….
Колесо из резины (какое?) — ….

8. Развитие мышления, внимания, уточнение словаря по изучаемой теме.

- Ребята, посмотрите внимательно и назовите лишнюю картинку. Объясните свой выбор .

9. Физкультминутка .

- Встаньте со своих мест, мы немного разомнемся.

Самолёты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели,
( руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели ,
(присесть, руки к коленям )
Да и снова полетели.
(руки в стороны с наклонами в стороны)

10. Составление предложений по опорным картинкам.

- Ребята, мы с вами побывали в городе, увидели разный транспорт. Составьте, пожалуйста, предложения по опорным картинкам .

Логопед раздает детям конверты со схемами предложений. Ребята выкладывают схемы предложений у себя на столах.

11. Графический диктант.

Дети выполняют графический диктант. .

12. Итог занятия.

Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт»

Задачи на развитие познавательных способностей:

Закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;

 Учить решать проблемные ситуации.

Задачи на развитие речи:

Формировать словарь по теме;

Учить составлять описательные рассказы о выбранном виде транспорта, используя схему-модель;

Активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.

Воспитательные задачи:

Развивать навыки самоконтроля.

Материал: Силуэтные изображения разных видов транспорта (8-10 штук).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, отгадайте, кто к нам придет на занятие. На одну ладошку я положу слово «САМ», а на другую – «Делать». Какое слово получилось? (Самоделкин).

Самоделкин: Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, грустные ребята!     (Мы веселые ребята!)

Здравствуйте, ленивые ребята!   (Мы трудолюбивые ребята!)

Здравствуйте, незнайки!               (Мы – знайки!)

Самоделкин: Вот я вас сейчас и проверю.

На столе лежат картинки с силуэтными изображениями транспорта. Дети называют транспорт, используя полные ответы.

А как одним словом можно назвать все эти предметы? (транспорт).

2. Отгадывание загадок. Формулировка темы детьми.

Самоделкин: А вы знаете загадки про транспорт?

Дом по улице бежит,

Дом подошвами шуршит

Подбегает к остановке, пассажиров всех берет –

И опять бежит вперед. (Автобус).

Ясным утром вдоль дороги

 на траве  блестит роса, 

  По дороге едут ноги и бегут два колеса.

 У загадки есть ответ: это мой (велосипед).

Что за чудо – синий дом, 

 Окна светлые кругом 

Носит обувь из резины и питается бензином      (Автобус.)

Летит птица – небылица, а внутри    

народ сидит, о полете говорит. (самолет).    

Братцы в гости снарядились     

    Друг за друга уцепились

И умчались в путь далек

 Лишь оставили дымок. (поезд).

Мчится, мчится железный коне

 По железу железо гремит.

Пар клубится, несется дымок,

Мчится, Мчится железный конек. (поезд).

4. Дидактическая игра «Кто управляет транспортом?»

Составление предложений с использование опорной схемы.

5. Дидактическая игра «Что было бы?» (Предварительно дети вспоминают детали самолета, машины, вертолета, поезда).

(Дети находятся в кругу.)

Что было бы, если бы у машины пропали дверцы, (машина мчится на большой скорости).

-пропал бензобак?

-пропали фары? (ночью, в туман.)

-дворники?  

-Если бы у самолета пропали крылья?

-пропали сиденья в салоне?

-Если бы   у экскаватора пропал ковш?

-Если бы у грузовика пропал кузов?

-Если бы у лодки пропали весла, а лодка находится на середине озера?  

6. Физкультминутка.

«Ехали медведи на велосипеде,                          Показ медведя, едущего на велосипеде.

а за ними кот задом наперед.                                        Показ кота, едущего задом наперед.

А за ним комарики на воздушном шарике.                     Показ всех действий.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле…

Едут и смеются,

Пряники жуют.

7. Игра «Хорошо-Плохо».

Материал

резина

пластмасса

железо

дерево

пластилин

стекло

Кабина

резиновая

пластмассовая

железная

деревянная

пластилиновая

Стеклянная

Кузов

 

 

 

 

 

 

Колесо

 

 

 

 

 

 

Винт

 

 

 

 

 

 

ковш

 

 

 

 

 

 

1. Дети образовывают прилагательные от существительных.

2. Дети отвечают на вопросы:

Какая кабина самая надежная и почему?

Какой кузов самый надежный и почему?

Какое колесо самое не надежное (непрочное) и почему?

И т.д.

8. Составление описательного рассказа, с использованием схемы.

Едем, едем, не спешим,

Прямо в автомагазин.

Дидактическая игра «Автомагазин».

- Для того, чтобы купить автомобиль, необходимо иметь водительские удостоверения. Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо ее описать. А остальные дети – члены комиссии.

9. Подведение итога.

Что мы сегодня узнали на занятии. Что вам понравилось больше всего?

.

3 Мектеп-гимназия

.

3 Мектеп-гимназия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Транспорт». (старшая группа)

Конспект занятия по ИЗО на тему "Транспорт"...

конспект занятия по теме: «Транспорт»

Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта; выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.)...

Конспект НОД по теме "Транспорт" в старшей группе.

В занятии представленна работа по формированию у детей понятий о различных видах транспорта в зависисмости от среды передвижения и назначения....

Конспект занятия на тему "Транспорт" для младшего дошкольного возраста

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему "Транспорт"...

Конспект НОД по теме"Транспорт".

Систематизировать знания детей о траспорте....

Конспект занятия на тему "Транспорт"

Дифференциация звуков и букв С – Ш в словах и словосочетаниях.(подгрупповое логопедическое занятие для детей подготовительной группы)Цель: Научить дифференцировать звуки [C], [Ш] в словах и словосочет...

Конспект занятия на тему "Транспорт"

Дифференциация звуков и букв С – Ш в словах и словосочетаниях.(подгрупповое логопедическое занятие для детей подготовительной группы)Цель: Научить дифференцировать звуки [C], [Ш] в словах и словосочет...