"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми".
статья по логопедии на тему

Чистякова Татьяна Анатольевна

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей - необходимое условие для речевого развития дошкольников. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми.

                                                                                                      Учитель-логопед Чистякова Т.А.

ГБДОУ № 18 Красноселький район

                                                                             г. Санкт-Петербург

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственнось работы педагогов и родителей. Работа с родителями - одно из важнейших направлений коррекционной, воспитательной деятельности логопеда.

С каждым годом происходит количественный рост детей, имеющих речевые нарушения. Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: некоторые родители замечают лишь недостатки произношения отдельных звуков, другие считают, что все само исправится к школе. Порой встречаются родители, которые и вовсе не слышат искаженного произнесения звуков у своего ребенка.

В основе взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и логопеда, а именно сотрудничества.

Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями, испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Для достижения результативности в коррекции нарушений речи у детей, важно сформировать потребность в изменении мотивации.

Задача логопеда – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, повышать у родителей уровень самосознания и заинтересованности, понимания важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребенку, вовлечь их в коррекционно-воспитательный процесс. Для этого важно вооружить родителей определенными знаниями, умениями и методами коррекционной работы. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами можно выделить наиболее оптимальные формы работы с детьми:

Просветительные групповые и индивидуальные формы работы

1. Тематические родительские собрания

-речевые нарушения и причины их возникновения;

-краткие советы родителям, имеющим детей с ОНР;

-развитие слухового восприятия у детей с ФФНР и др.

2. Групповые консультации

-как учить детей звуковому анализу;

-как учить детей слоговому анализу;

-как обучать детей чтению и др.

3. Индивидуальные беседы

-результаты логопедического обследования;

-артикуляционная гимнастика;

-как работать над автоматизацией звука и др.

4. Использование интернет ресурсов

-«Веселые уроки» -развивающие игры и задания для детей;

-«ИгроБукоТека» - игры, задания, рекомендации по формированию чтения и письма;

-сайт дошкольного учреждения;

- сайт «Наш логопункт» с использованием «Форума» обратной связи и др.

5. Информационные стенды, папки, картотеки, стенгазеты, фотогазеты,     информационные листы.

6. Библиотека «В помощь родителям».

Практические индивидуальные и групповые формы работы

  1. Индивидуальные детские логопедические тетради.
  2. Альбомы, рабочие тетради для индивидуальной работы с детьми
  3. Дни открытых дверей.
  4. Открытые логопедические занятия.
  5. Семинары-практикумы с участием родителей.
  6. –«Домашняя игротека»

– «Как играть на кухне»

  1. Тематические презентации.
  2. Анкетирование родителей
  3. Совместная подготовка детей к выступлению на конкурсах, праздниках, развлечениях.
  4.  Совместное оформление стенгазет, коллажей, изготовление игр, пособий.
  5.  Прайс-листы о полезных интернет ресурсах, книжных магазинах, новой литературы и игр для детей.
  6.  Речевые праздники
  7.  Выставки игр и пособий для занятий с детьми.

         Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

          Все перечисленные формы работы с родителями действенны и имеют значительный эффект!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

Содружество детского сада и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников...

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

Взаимодействие учителя – логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможн...