Этические аспекты деятельности учителя-логопеда
консультация по логопедии на тему
Этика-учение о нравственности, наука о необходимости сугубо нравственного подхода ко всем, без исключения, проблемам. Профессиональная этика особенно актуальна в современном мире - мире почти полностью потерявшем Нравственный Закон. Учитель-логопед обязан основывать свою профессиональную деятельность (и научную, и практическую) в первую очередь на Нравственном Законе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eticheskie_aspekty_deyatelnosti_uchitelya-logopeda.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этические аспекты профессиональной деятельности учителя-логопеда
Этика-учение о нравственности, наука о необходимости сугубо нравственного подхода ко всем, без исключения, проблемам. Профессиональная этика особенно актуальна в современном мире - мире почти полностью потерявшем Нравственный Закон. Учитель-логопед обязан основывать свою профессиональную деятельность (и научную, и практическую) в первую очередь на Нравственном Законе.
Логопед - специалист со специальным высшим образованием, занимающийся изучением, диагностикой и устранением недостатков речи у детей и взрослых. С целью оптимального использования достижений науки учитель-логопед должен быть в курсе достижений психологии, дефектологии в целом и своей узкой специальности в частности, применять самые современные научные методы и способствовать применению их другими.
Задача учителя-логопеда состоит в изучении развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи, создания условий для наилучшего развития речи; основывается на постоянном изучении личности ребенка, его потребностей, чувств, характера, убеждений, уровня интеллекта, душевного комфорта, базируется на знании закономерностей (изучении и анализе изменений) психолого-педагогического развития ребенка.
Как любой научный инструмент, психодиагностическое и логопедическое обследование, чтобы быть эффективным, должно правильно использоваться. Вследствие неверного представления о цели тестирования или неправильной интерпретации результатов возможно искажение действительного состояния ребенка (взрослого), следовательно, и не правильного подбора средств и методов коррекции речи.
Логопед, запрашивающий у человека (у родителей ребенка) в ходе обследования сведения: о личности (о личности ребенка), о состоянии здоровья, семейного благополучия, условий жизни, делает это только после того, как обследуемые полностью осознали цели и задачи обследования, а также способы использования информации. Для эффективности обследования и последующей плодотворной работы, родителям ребенка необходимо донести информацию о специфике работы, с учетом структуры дефекта и диагноза ребенка. Человеку (родителям ребенка) не должны сообщаться результаты обследования без интерпретации и комментария их специалистом. (Даже если обследование тщательно проведено и верно интерпретировано, сообщение результатов без возможности обсудить их более подробно может повредить).
Результаты обследования не могут быть предоставлены кому-либо или какому-либо учреждению, без согласия испытуемого (родителей ребенка). Если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты обследования должны быть сообщены другому лицу или в официальный орган, обследуемый (родители ребенка), должны быть поставлены об этом в известность. Обязательство хранить профессиональную тайну теряет силу, если положение закона обязывает логопеда сообщить о полученной информации.
При обследовании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений достаточным является согласие педагогического совета, в случае же оценки личности ребенка необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей. При обследовании подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.
Во избежание неправильного обращения с данными обследования, необходимо, чтобы доступ к ним подлежал строгому контролю, должны быть выработаны точные критерии для сохранения, уничтожения и доступности сведений о человеке (ребенке).
В своей деятельности логопед должен всегда соблюдать принцип «не навреди» и выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью. Необходимо избегать субъективизма, препятствующего правильному суждению в отношении испытуемых, а также исключить любое возможное отрицательное воздействие на них, вытекающее из его поведения. При интерпретации данных обязательно следует рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую методику.
В своей профессиональной деятельности учитель-логопед руководствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решение и лично несет за него ответственность. В сомнительных и спорных ситуациях необходимо проконсультироваться с экспертом и объективно рассмотреть полученные рекомендации.
. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс - Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию
В условиях работы логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, ведь родители кроме педагогических знаний, должны уметь использовать и применять специальные (кор...
АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ
Публикация на тему "Аспекты взаимодействия учителя-логопеда с семьей"...
«Современные аспекты взаимодействия учителя – логопеда и родителей в рамках ФГОС
презентация опыта по взаимодействию учителя-логопеда и родителей в рамках ФГОС...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Одним из основополагающих принципов обучения детей с общим недоразвитием речи является правильный выбор наглядности. О значимости этого принципа неоднократно писали известные методисты и педагог...
Статья на тему "Развитие речи: аспекты взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов"
Основное условие комплексного решения проблем детей с умственной отсталостью - создание ситуации успешного развития, преодоления и предупреждения нарушений, единого образовательного пространства. Для ...
Содержательные аспекты деятельности учителя-логопеда с обучающимися в начальной школе»,
Содержательные аспекты деятельности учителя-логопеда с обучающимися в начальной школе»,...
Статья «Патриотическое воспитание дошкольников в аспекте реализации коррекционной деятельности учителя-логопеда»
В статье раскрываются пути реализации коррекционно-развивающих задач деятельности учителя-логопеда на материале русского фольклора...