ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование Икт в работе логопеда.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны соответствовать современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество, развитию его информационной культуры. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Использование ИКТ вучебно-воспитательном процессе вдошкольном образовательном учреждении— это одна из самых новых иактуальных проблем вотечественной дошкольной педагогике. Нами разработана, апробирована и успешно внедряется инновационная модель взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя по активизации познавательной и творческой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи посредством цифровых образовательных ресурсов.
Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.
Основу современных образовательных технологий составляют цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
Под цифровыми образовательными ресурсами понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.Сегодня понятие “инновация” активно “входит” в нашу жизнь и широко внедряется в систему народного образования. Инновация предполагает создание и внедрение такого новшества, которое вносит значительные, существенные изменения в любую социальную практику, в том числе, и в систему обучения. Использование инновационных технологий призвано упростить жизнь человека, обогатить и расширить его возможности.В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с Фн и ФФН.Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель-логопед.Особое место в дошкольном воспитательно-образовательном процессе отводится наглядным формам обучения. Демонстрация реальных предметов, различные картинки, карточки и схемы дают ребенку более полное представление о предмете и явлении, его свойствах и признаках. В нашем детском саду мы постарались значительно расширить рамки наглядного материала за счет использования компьютерных технологий.Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.В последнее время большинство родителей уделяют недостаточно внимания формированию чувственного опыта ребенка, обогащению его представлений об окружающей действительности. Взрослым кажется, что многие вещи являются для детей аксиомой, которую не надо доказывать.А между тем, педагоги сталкиваются с тем, что ребенок, приходящий в дошкольное учреждение, не знает элементарных вещей, особенно это касается вербального определения явлений окружающего мира. У детей с нарушениями речи такая проблема стоит намного острее из-за снижения познавательной активности. Следовательно, коррекционное обучение детей с нарушениями речи должно начинаться не с развития собственно речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Подкрепить и значительно обогатить эту базу педагогам позволяет компьютер.В последнее время в нашем детском саду на занятиях по формированию приавильного произношени и лексико-грамматических категорий учителем-логопедом стала использоваться мультимедийная аппаратура. На данной аппаратуре я показываю детям презентации с подобранными картинками на проблемный звук, с картинками на развитие грамматической стороны речи,на развитие словаря,просмотр видеофрагента насыщенным определенным проблемным звуком.Строгая дозированность и методическая грамотность видеоматериала, даёт возможность педагогу соблюдать нормы СанПина при организации видеопросмотров.При проведении занятия мы придерживались следующего плана:1. Организационный момент: Используются варианты: сообщение темы занятия, отгадывание загадок или отбор картинок о соответствующем звуке и т.д.2. Основная часть.просмотр фрагмента фильма;краткое обсуждение содержания (несколько основных обобщающих фраз о чем данный фрагмент).3. Физминутка (речедвигательные упражнения, подобранные по тематике )4. Более подробное обсуждение просмотренного фильма, подкрепленное картинным материалом. Закрепление знаний в игре.5. Итог занятия.В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.Нашей целью стало систематизировать и внедрить в свой коррекционно-образовательный процесс презентации, дидактические игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста. Это позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.Сложная структура нарушений при нарушениях речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.Для более эффективного использования ИКТ мы обобщили психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками.Система логопедической работы с включением ИКТ предполагает:использование новых моделей компьютера;работу с компьютером на одном занятии в течение 5-10 минут, не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа).Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологи (материалы сайтов: www.pedsovet.org, www.logoped-st.ucoz.ru , www. mosdefektolog.ru, www. loqopedsovet2010.com) Использование презентационных инструментальных средств позволяет учителю-логопеду, воспитателю логопедической группы привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.Все презентации, дидактические игры и упражнения разрабатываются в программе Power Point .На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и связой речи , речевых развлечениях используем мультимедийные презентации по лексическим темам.
В образовательной области познание и музыка в работе с детьми логопедической группы с НР нами используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов, необходимые для организации учебно-образовательного процесса и представленные в цифровой форме:
фотографии,
плакаты,
презентации,
видеофрагменты,
видеоролики, отобранные в соответствии с корректируемым звуком или с тем,какую сторону речи мы развиваем.
Понимая необходимость учета целостности восприятия дошкольниками окружающего мира, мы предлагаем интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.
Особое значение нами придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания.
Коррекционная работа в детском саду компенсирующего вида тесно связана с развитием понятийного мышления, расширением познавательных возможностей, так как тяжелые нарушения речи у детей замедляют мыслительную деятельность, ведут к обеднению речи, снижению познавательной активности, общего кругозора.
Используемая нами система межпрофессионального взаимодействия в работе учителя-логопеда, воспитателей и музыкального руководителя позволяет добиваться положительной динамики в развитии познавательных способностей детей, а также положительных результатов коррекционной работы в компенсации речевых нарушений.
Мы убеждены, что занятия для детей с НР должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Использование ЦОР на музыкальных занятиях и занятиях познавательного цикла, делают процесс обучения более интересным и интенсивным. Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала на занятиях в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для обозначения темы (тема занятия представлена на слайдах).
2. Как сопровождение объяснения педагога (используются созданные специально для конкретных занятий презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации).
3. Для контроля знаний.
4. Для отработки правильного звукопроизношения
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность детей-логопатов. Тесты могут представлять собой варианты таблиц, карточек, визуального видеоряда.
Иллюстративный видеоряд «Какой музыкальный инструмент лишний?»
Досуговая деятельность: вечер развлечений «Письмо Снеговика»
Демонстрационная презентация
Практика показала, что при использовании ЦОРов значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
дети легче усваивают различные понятия;
быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
тренируется внимание и память;
раньше овладевают чтением и письмом;
активно пополняется словарный запас;
формируется тончайшая координация движений глаз.
воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
развивается воображение и творческие способности;
развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
На занятиях коррекции звукопроизношения мы используем показ фотографий в цифровой форме. У детей с НР преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово. Фотографии отображают реальный вид предметов, живых существ, природных явлений, они достоверны, поэтому очень интересуют детей.
Нами созданы коллекции цифровых фотографий по темам: «Звук Л», « Звук Р», « Мир грамматики», и др.
Цифровые фотографии можно распечатать и использовать в качестве дидактического материала для работы с детьми-логопатами.
Во время проведения познавательных и музыкальных занятий используем плакаты (слайды), которые могут содержать набор картинок, правила, формулировки. Эти плакаты могут быть музыкальными, с голосовым сопровождением. Они удобны для классификации, сравнения, систематизации знаний. При необходимости их можно распечатать и использовать для дальнейшего показа.
Использование в работе фотографий в цифровом исполнении, плакатов, презентаций и видеороликов можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения детьми информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.
С целью формирования музыкальной и общей культуры, развития музыкальных способностей, приобщения дошкольников к классической музыке нами создан электронный каталог цифровых образовательных ресурсов, куда входят:
«Ритмические письма», «Определи музыкальный инструмент», «Что делают зайчики?» «Угадай, на чем играю?», «Кого встретил колобок?» и др.
Опыт работы по использованию цифровых образовательных ресурсов для активизации познавательной и творческой деятельности у детей с нарушениями речи был представлен:
– открытый просмотр занятия по развитию речи «Весеннее путешествие»
– открытое интегрированное познавательно-речевое " Солдаты"
– проведение музыкально-интегрированного занятия «Памяти павших будем достойны!», демонстрация мультимедийной презентации «История Великой Отечественной Войны в лицах».Так же мною используется такой новый ЦОР как музыкальный минипроигрыватель в виде сказочного героя с флеш картой на которую записывается лесический материал,песни . Он используется на занятиях как игровой сказочный герой,который просит произносить слова ,поет песенки ,рассказывает рассказы с орпеделенным проблемным звуком и просит детей правильно произносить лексический материал вместе с ним.
Не секрет, что проблемой современного человека является тотальная занятость. Конечно, большинству взрослых не хватает времени для посещений консультаций, родительских собраний и других мероприятий. При этом родители заинтересованы в положительной динамике коррекционной работы. Следующая наша “находка” позволяет педагогу постоянно быть “на связи” с родителями.Благодаря использованию ИКТ появилась новая форма взаимодействия с родителями «Электронная родительская почта», рассматриваемая в сетевом информационно-образовательном пространстве как средство дистанционного общения.
Данный проект открывает новые возможности развития учреждения во внешнем и во внутреннем взаимодействии, помогает создать сплоченный коллектив педагогов и родителей, объединяя их в единую образовательную команду.
С помощью электронных писем с прикрепленными звуковыми файлами активно ведется подготовка к культурно-досуговой деятельности: заучивание детьми стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений, пение песен под фонограммы, которые получает родитель на свой электронный адрес от педагогов ДОУ.
Посредством электронной почты, создается возможность общения родителей с педагогами, консультирования по вопросам воспитания и коррекции речи дошкольников. Особенно это востребовано родителями, которые по ряду причин не имеют возможности встретиться с педагогами лично.
Проект «Электронная родительская почта» способствует решению основных задач информатизации дошкольного образования:
– создание и внедрение модели единого открытого информационно-образовательного пространства как пути повышения компетентности родителей;
– внедрение дистанционных форм общения педагогов с родителями;
– использование ЦОР в индивидуальной работе с детьми в рамках непрерывного воспитательно-коррекционного процесса.
Используя ЦОРы для активизации познавательной и творческой деятельности детей, мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественные преимущества очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
ЦОР могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов и детей с НР.
Мы обменялись с родетелями адресами электронной почты, через почту задаются вопросы,отправляется лексический и картинный материал для развития речи дома.Так же мы планируем создать в социальной сети “В контакте” группу “коррекция 982” и пригласить родителей наших воспитанников. Здесь мы непосредственно будем общаться с родителями, отвечать на их вопросы, сообщать актуальную информацию. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.Таким образом, современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, а также общего психического развития детей.Литература1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. – 125 с.2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО “Модэк”, 2002.4. Жукова П.С., Мастюкова Р.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.5. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. С.47-55.6. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.7. Лопатина Л.В., Серебрякова П.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001. 191 с.10. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.11. Репина 3.А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5, стр. 283-285.13. Материалы сайтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование крупотерапии в работе логопеда
Работая логопедом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности,...
Использование ИКТ в работе логопеда ДОУ
Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....
Использование крупотерапии в работе логопеда
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Именно поэ...
Использование ребусов в работе логопеда
Материал представлен в виде презентации, содержащей небольшой теоретический аспект, а также практический материал по темам "Город", "Школьные принадлежности", "Буква Й", Буква Р"....
Использование ИКТ в работе логопеда
Письменный отчёт учителя логопеди об использовании ИКТ...
статья: "Использование ИКТ в работе логопеда"
помощь ИКТ в работе логопеда....
"Использование сказкотерапии в работе логопеда"
Занятия с использованием элементов сказкотерапии – это игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие личности ребенка с общим недоразвитием реч...