Логопедические заключения
статья по логопедии на тему
Статья для родителей. Родителям часто бывают не понятны профессиональные термины логопедов. Данный материал поможет им разобраться в специфике речевых нарушений детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped.zaklyucheniya.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические диагнозы и заключения.
Понимание причины речевых нарушений своего ребенка, вооружение знаниями — это уже половина пути к четкой, грамотной, красивой речи ребенка.
При диагнозе дизартрия у детей нарушено не только произношение звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то есть в дефиците все отделы, участвующие в "говорении": и дыхательные, и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата.
Причина в нарушении передачи импульсов от центральной нервной системы к этим отделам , то есть сигнал отправляется по адресу, но доходит неточно, в результате кровоснабжение сбивается, мышечный тонус меняется – наблюдаем или вялые, бледные, малоподвижные мышцы (гипотонус), или чрезмерно напряженные (гипертонус). В любом случае, подвижность органов речи ограничена.
При дизартрии дефект мы можем не только слышать, но и видеть. Малыш еще не говорит, но мы замечаем, как быстро он устает во время еды, сосет грудь или бутылочку вяло, часто срыгивает. Позже эти дети долго привыкают к твердой пище. Когда начинают говорить – речь смазанная, плохо произносятся не только сложные, но и простые звуки. При дизартрии у некоторых детей как бы хлюпает при произношении щека, некоторые звуки выговаривают между зубами, наблюдается повышенное слюнотечение, речь звучит неровно, ребенок как будто скандирует, выталкивает звуки, у других напротив – голос звучит тихо, часто встречаются носовые оттенки.
Диагноз выражается в разной степени тяжести. Самая сложная из форм: анатрия - полная неспособность говорить, владеть своим речевым аппаратом, дизартрия характерна для детей с ДЦП, чаще встречается стертая дизартрия. Такую форму как дизартрический компонент(нарушение в одной группе мышц) легко перепутать с дислалией, однако в этом случае логопедическая работа более долгая, так как связана с восстановлением мышечных движений.
Для более успешной и качественной коррекции обязательно наблюдение у невролога.
Дислалия
Для данного диагноза характерно: хороший фонематический слух, грамотная, развитая согласно возрасту речь, а страдает только звуковая сторона: искажение звуков и их пропуски.
У малышей до 5 лет, когда еще не все мышцы ловки, подвижны и готовы к четкому произношению, нарушения в звуковом оформлении допускаются, поэтому в карте, когда ребенок оформляется в детский сад, логопед в поликлинике так и запишет – физиологическая дислалия. И вся работа с ребенком в это время - профилактическая, подражайте животным и механическим звукам, рассказывайте вместе артикуляционные сказки и делайте артикуляционные упражнения - все на пользу, и язык сам найдет свою правильную позицию.
Если же после 5 лет дефектное произношение осталось, то дислалия переходит в функциональную. Это значит ,что мышцы языка или артикуляционного аппарата требуют уже профессиональной помощи и коррекционной работы.
Отдельно выделяется механическая дислалия, когда у детей в анатомическом строении челюсти, зубов, неба есть грубые нарушения – в этих случаях коррекция невозможна без хирургов-стоматологов или врачей-ортодонтов.
Алалия (моторная и сенсорная)
Теперь о наиболее тяжелом речевом нарушении, которое так важно грамотно диагностировать, чтобы отделить от умственной отсталости, тугоухости и аутизма.
Алалия у детей (как понятно из частицы отсутствия) - полное или частичное отсутствие речи при хорошем физическом слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или органическим поражением речевых отделов коры головного мозга.
И здесь хотелось бы напомнить, как от простого к сложному ребенок осваивает речевые навыки, этапы непростого речевого пути:
- гуление,
- лепет,
- лепетный монолог,
- отдельные слова,
- фразы.
Вот норма освоения речи.
Другие варианты, как то отсутствие гуления или лепета, лепетные отрывки вместо слов , позднее формирование фразовой речи - родители! внимание! - это сигнал тревоги! - Он у нас сообразительный, потом заговорит,- успокаиваете вы себя, подчеркивая положительные стороны: малыш стремится к общению, он смышлен, любит конструировать, играет в сюжетные игры, то есть сильную невербальную сторону, но забываете, что задержка речи рано или поздно потянет за собой задержку познавательной сферы.
Алалия словно маскируется, она неоднородна и многообразна и по своим механизмам, и причинам возникновения, проявлениям и по степени выраженности речевого дефицита.
Различают две формы алалии у детей:
- моторная алалия, когда ребенок понимает обращенную к нему речь; но произвольно, по образцу повторить не может, а став постарше и осознав свой дефект, усложняет проблему тем, что и не хочет пытаться ;
- сенсорная алалия, когда происходит разрыв между смыслом и звуком, ребенок слышит некую звуковую окрошку, которая не закрепляет за предметами, действиями, миром, который его окружает, их словесного значения, что ведет к вторичному нарушению интеллекта.
Деление это условно, и на практике часто встречаются сочетания двух форм.
У многих детей сохранно зрительное восприятие, что необходимо учитывать в коррекционной работе.
Для детей-алаликов характерны невротические реакции на дефект, быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность.
Как при сенсорной, так и при моторной алалии необходимо наблюдение невролога.
ФФН (фонетико-фонематические нарушения)
Большинство логопедических диагнозов связаны с воспроизведением речи, то есть с тем, КАК и ЧТО мы говорим, но прежде чем сказать, ребенок должен правильно услышать, воспринять.
" У вашего ребенка нарушение фонематического слуха",- говорит специалист.
" Мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама, но соглашается с тем, что у малыша есть то, что характерно для этого диагноза:
- замена одних звуков другими (помните, в Денискиных рассказах: фыфка,хыхка, сыска);
- перестановка звуков и слогов (копа вместо пока);
- упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо часовщик).
Такие дети не различают на слух близкие по звучанию звуки. Без зрительной опоры и без контекста ребенок не сразу понимает о чем речь — о белой косе или о белой козе, о прическе или о животном? Меняется звук и меняется смысл. Какая огромная сила у фонемы — звукосмыслоразличитель.
А если ребенок недопонимает что-то из потока информации, то, как следствие, — вторичные нарушения: ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), дисграфия (нарушение письменной речи).
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Ребенок не сразу говорит на хорошем литературном языке, сначала он осваивает родную речь через опыт взрослых, потом проходит свой путь проб и ошибок ( см. Чуковского "От 2 до 5"). Многие дети любят "коверкать" слова - некоторые из шедевров навсегда вписываются в семейную летопись. Тогда в каких случаях ошибки в речи являются симптомом диагноза?
ОНР - это прежде всего СИСТЕМНОЕ нарушение, когда нарушены все компоненты речи: и лексика, и грамматика, и фразовая речь.
При этом остается в норме физический слух и интеллект. Детей с ОНР отличает от детей с нарушением интеллекта достаточный для своего возраста пассивный словарь и достаточный уровень выполнения невербальных заданий.
Выделяют 3 уровня ОНР, хотя практика показывает, что между уровнями нет четких границ. Главное, что в основу деления (по Левиной) положен уровень развития фразовой речи.
Небольшое отступление о важности глагола в речи ребенка. Во фразе заложено действие, а действие обозначается глаголом, без него нет вывода, не обеспечены причинно-следственные связи, страдает мышление.
1 уровень. "Безречевые" дети
- Лепетные слова, звукоподражания. Одно слово может обозначать разные понятия, действия и предметы, для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты. "Ма" - за этим обращением к маме и желание приласкаться, и "хочу кушать", и "пойдем гулять", и "включи телевизор" (при этом принесет пульт); и удовольствие от катания на горке.
- Грамматически слова не оформлены.
- Фразы нет.
2 уровень
- Словарный запас больше, но в словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются неправильные формы. "Гуся. Тонул. " - на картинке ныряющая в воду утка.
- Грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах. "Два ябок" - два яблока.
- Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.
3 уровень
- Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия (огурчик, помидор, капуста - ребенок показывает и называет, но назвать одним словом "овощи" не может), характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой.
- В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме - неправильное употребление суффиксов, при счете - ошибки в окончаниях слов.
- Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.
У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи, в таких случаях важно при диагностике уточнить сохранность или нарушенность фонематического восприятия. Во втором случае можно говорить об ОНР на фоне фонематической недостаточности, и коррекционную работу начинать именно с первичного нарушения.
Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.
Не так давно Т.Б. Филичевой выделен 4 уровень ОНР - нерезко выраженное общее недоразвитие речи или негрубое общее недоразвитие речи. Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Имеются недостатки фонематического слуха.
При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются названиями приблизительного значения: овальный – круглый. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации (кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; дедушка старый – взрослый).
Имея запас слов, обозначающих разные профессии, дети плохо дифференцируют обозначения лиц мужского и женского рода.
Словообразование с помощью увеличительных суффиксов вызывает большую трудность. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных (ременьчик – ремешок и т.д.) и образование притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).
На этом этапе в речи детей отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Но до сих пор затруднено использование сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными.
Связная речь весьма своеобразна. При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, они пользуются простыми малоинформативными предложениями. Сохраняются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
При составлении использованы материалы сайтов
www.ilogoped.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».
Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ ЛОГОПЕДОМ ГАРИНОЙ Е.Г. В АПРЕЛЕ 2013 Г.
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ Л...
Методическая разработка - Конспект подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшей группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи (III у.р.р.).
Занятие по ознакомлению детей с согласным звуком [м], буквой М....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....