Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
консультация по логопедии на тему

Эпп Ольга Ивановна

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики».

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по развитию речи, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук. Причем, не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе работы.

Первое, с чем встречается ребёнок, приходя в группу детского сада, — это предметно-развивающая среда. В  группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных «застёжек», «шнуровок», конструкторов и мозаик, можно предложить:

  • мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые);
  • пробки от пластиковых бутылок:

- красные, синие и зелёные — для звукового разбора,

-  всех цветов радуги — для игр на запоминание названий цветов,

- парные — как «башмачки» для пальцев рук,

- просверленные посередине — для нанизывания бус;

  • веревки капроновые плетеные – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;
  • кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
  • прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • щетки для волос, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
  • клавиатуру компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • игрушки типа копилок – для попадания в прорезь мелкими предметами: пластмассовыми пульками, копейками;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» - для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
  • «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные горохом или фасолью, - для самомассажа кистей;
  • «моталки» - веревки с ручками на концах, привязанные к какому-либо центру, - для выработки координации вращательных движений;
  • грецкие орехи, шарики су джок – для самомассажа кистей;
  • массажные кольца су джок – самомассаж пальцев;
  • игрушки беби бон.

   Кроме всего перечисленного выше, в работе над мелкой моторикой используются: пальчиковые гимнастики (в зависимости от изучаемой лексической темы), метод биоэнергопластики, кинезиологические упражнения.

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

         Кинезиология — наука о развитии умственных способностей посредством определённых двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Использованная литература:

  1. Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

2.  Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб., 2007.

 3.          Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности "Путешествие спец. агентов" с применением нетрадиционных приемов развития мелкой моторики рук в подготовительной группе

В конспекте непосредственно образовательной деятельности "Путешествие спец. агентов" отражено применение нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук через различные виды образовательной д...

Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики рук "Братцы-пальчики".

Мелкая моторика-это тонкие и точные движения пальцев рук. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, "на кончиках детс...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Информация для родителей "Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи"

Информация для родителей на стенд о  нетрадиционных приемах развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи...

"Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики у детей о ОНР"

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. (Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики)....

Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики дошкольников - пальчиковый тренажер

Данное пособие предназначено для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, детей дошкольного образования и их родителей. Пальчиковый тренажер рекомендован детям для развития мелкой мото...

Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями

Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с ОНР затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Дошкольники с ОН...