Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей
картотека по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сысоева Наталья Валерьевна

Правильное речевое дыхание – это основа звучания речи. Оно обеспечивает четкое звукообразование, поддерживает громкость голоса, сохраняет плавность речи, интонационную выразительность.

Формированию правильного дыхания способствуют дыхательные упражнения, которые помогают научить ребенка управлять органами дыхания, развивать плавный речевой выдох и правильно произносить звуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека упражнений для развития

правильного речевого дыхания у детей

Согласно данным статистики, в последнее время прослеживается рост количества детей, имеющих нарушения речи. Дети с речевыми нарушениями зачастую попадают в группу риска по школьной неуспеваемости. К наиболее распространенным речевым недостаткам дошкольников можно отнести нарушения звукопроизношения. Своевременно неисправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Для устранения дефектов звукопроизношения и выработки хорошей дикции, необходимо, прежде всего, укрепить мышцы языка и губ, нижней челюсти, выработать правильное речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание – это основа звучания речи. Оно обеспечивает четкое звукообразование, поддерживает громкость голоса, сохраняет плавность речи, интонационную выразительность.

Формированию правильного дыхания способствуют дыхательные упражнения, которые помогают научить ребенка управлять органами дыхания, развивать плавный речевой выдох и правильно произносить звуки.

В таблице представлены разнообразные упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей.

Содержание картотеки:

Упражнения для выработки дифференцированного дыхания;

Упражнения для формирования длительного и плавного речевого выдоха;

Упражнения для формирования направленной воздушной струи;

Упражнения для развития физиологического дыхания;

Упражнения для развития речевого дыхания;

Упражнения на развитие фонационного выдоха.

Упражнения для выработки дифференцированного дыхания

 1. Упражнение «Ныряльщики»

Цель: научить детей делать вдох ртом, а выдох носом.

Выработка дифференцированного дыхания.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.

 2. Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель: научить детей делать вдох носом, а выдох ртом.

Выработка дифференцированного дыхания.

Логопед показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

3. Игра «Узнай, что это»

Цель: развитие обоняния и глубокого вдоха.

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

4. Игра «Чья фигурка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ.

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садиться напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

Упражнения для формирования длительного и плавного речевого выдоха

5. Игра «Немое кино»

Цель: формирование длительного и плавного речевого выдоха.

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

6. Упражнение «Топор»

Цель: формирование длительного и плавного речевого выдоха.

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

7. Игра «Зоопарк»

Цель: формирование длительного и плавного речевого выдоха.

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

8. Упражнение «Ворона»

Цель: формирование длительного и плавного речевого выдоха.

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

9. Упражнение «Кораблик»

Цель: чередование сильного и длительного плавного выдоха.

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «ф». Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука «п»: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

10. Игра «Горох против орехов»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха.

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки»- трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2-3 горошины и 2-3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

Упражнения для формирования направленной воздушной струи

11.Упражнение «Толстяк»

Цель: формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд. hello_html_2ac4834c.jpg

12. Упражнение «Худенький»

Цель: формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь. hello_html_2ac4834c.jpg

13. Упражнение «Снежок»

Цель: формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

hello_html_m5c0cd3fd.jpg

14. Упражнение «Дудочка»

Цель: формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (колпачок от фломастера). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек (колпачок) засвистел, как дудочка.

hello_html_150873a5.jpg

15. Упражнение «Пропеллер»

Цель: формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

hello_html_m11fd920d.jpg

16. Игра «Загнать мяч в ворота»

Цель: выработка длительной, направленной воздушной струи.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

17. Игра «Кто дальше загонит мяч»

Цель: выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край языка.

18. Игра «Паровозик свистит»

Цель: выработка плавной, непрерывной струи.

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получается, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

19. Упражнение «Фокус», «Парашютик»

Цель: направление воздушной струи посередине языка.

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

20. Упражнение «Охотник идет по болотам»

Цель: распределение воздушной струи по бокам.

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

21. Упражнение «Фасолевые гонки»

Цель: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка.

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов - «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

22. Игра «Мыльные пузыри»

Цель: развитие меткости выдыхаемой струи.

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получиться. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

Упражнения для развития физиологического дыхания

23. Упражнение «Цветочный магазин»

Цель: развитие физиологического дыхания.

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок!) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка - расширена (не поднята!) Плечи - «висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

24. Упражнение «Чей пароход лучше гудит?»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

25. Упражнение «Кто дольше сможет подуть на листики?»

Цель: развитие физиологического дыхания.

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Упражнения для развития речевого дыхания

26. Упражнение «Дровосек»

Цель: развитие речевого дыхания.

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

27. Упражнение «Вьюга»

Цель: развитее речевого дыхания.

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у... Свистит ветер: с-с-с-с... Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш... Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

28. Упражнение «На берегу моря»

Цель: развитее речевого дыхания.

Представить себя на берегу моря... Закрыть глаза... Слышите как бегает волна: с-с-с.. Сыплется песок: с-с-с-с... Ветер песню напевает: с-с-с-с... И песочек рассыпает: с-с-с-с...

29. Игра «Эхо»

Цель: развитее речевого дыхания.

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а... А ребенок тихо отзывается: а-а-а-а... Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио...и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

30. Упражнение «Пузырь»

Цель: развитее речевого дыхания.

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с... или ш-ш-ш..., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.)

31. Упражнение «Ворона»

Цель: развитее речевого дыхания

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»

Упражнения на развитие фонационного выдоха

32.Упражнение  «Жуки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "жук".

hello_html_17ad817d.jpg

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

33. Упражнение «Рычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р"). Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

34. Упражнение «Комар»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "комар".

hello_html_51babee6.jpg

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з"). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.

35. Упражнение «Мычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

36. Игра «Варим кашу»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек"). Каша варится.

(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

37. Упражнение «Лесная азбука»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

38. Игра «Снегопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: «снежки» из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

Используемая литература:

1. Алмазова Е. С., «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей». - М, 2005;

2. Анищенкова Е. С., «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»;

3. Костыгина В., «Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)», 2007;

4. Краузе Е., «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие»;

5. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н., «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ». - М., 2006;

6. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованы в книгах:  «Хлоп-топ» и «Хлоп-топ-2». Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В.;

7. Пожиленко Е. А., «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей...», 2006;

 8. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во врем...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Одним из первых этапов работы специалистов с ребёнком, у которого обнаружено расстройство речи, является развитие речевых навыков через дыхательные игры и упражнения.Зачем это необходимо? Именно от пр...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста...