Практические рекомендации для педагогов и родителей по постановке звуков
консультация по логопедии на тему

Практические рекомендации для педагогов и родителей по постановке звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения, необходимые для постановки звука «С», исходя из правильной артикуляции звука

          Зубы сближены, но не сомкнуты. Широкий кончик языка находится за нижними резцами, передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами. Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам нижней челюсти, посередине остается узкая щель в форме желобка. Посередине языка идет холодная струя воздуха. Мягкое небо поднято. Прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость, воздух идет через рот. Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

         Артикуляционные упражнения:

* «губки в улыбочке»;

* «лопаточка»;

* «иголочка»;

* «почистим нижние зубки»;

* «заборчик»;

* «дует ветерок» (произносим звук «С»)

Упражнения, необходимые для постановки звука «Ш», исходя из правильной артикуляции звука

          Широкий кончик языка приподнят к альвеолам и образует с ними щель. Средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам верхней челюсти, и задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость и воздушная струя идет через рот. Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

          Артикуляционные упражнения:

* «Губы округлены и слегка выдвинуты вперед»;

*  «лопаточка»;

* «иголочка»;

* «вкусное варенье»;

* «почистим верхние зубки»;

* «заборчик»;

* «дует ветерок» (произносим звук «Ш»)

Упражнения, необходимые для постановки звука «Л», исходя из правильной артикуляции звука

          Согласный, ротовой, переднеязычный, сонорный, твердый, звонкий.

Кончик языка поднимаем к верхним зубам, несколько сужен, напряжен, боковые края языка приподнимаются к верхним зубам, но не прижимаются. Образуется щель в данном месте, через которую идет выдыхаемая струя. Корень языка поднят, средняя часть спинки языка опущена. Язык принимает форму седла, небная занавеска поднимается и образует плотное небно-глоточное замыкание. Голосовые складки сомкнуты, вибрируют.

          Артикуляционные упражнения:

* губы принимают положение следующего гласного;

*  «лопаточка»;

* «иголочка»;

* «вкусное варенье»;

* «почистим верхние зубки»;

* «маляр»;

* «индюк».

Упражнения, необходимые для постановки звука «Р», исходя из правильной артикуляции звука

          Согласный, ротовой, дрожащий, язычно-альвеолярный, сонорный, твердый. Голосовые складки сомкнуты,  вибрируют. Воздушная струя идет по середине языка. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка находится у альвеол, вибрирует под воздействием воздушной струи. Средняя часть спинки языка прогибается, задняя - отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Зубы слегка разомкнуты, губы принимают положение следующего гласного.

          Артикуляционные упражнения:

* «лопаточка»;

* «иголочка»;

* «почистим верхние зубки»;

* «качели»;

* «грибочек»;

* «гармошка» (на выдохе говорим любой открытый слог со звуком «Р»)

Упражнения, необходимые для постановки звука «Ц», исходя из правильной артикуляции звука

Согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый.

Артикуляция звука «Ц» отличается от артикуляции звука «С» добавлением смычки к щели.

Губы – нейтральны, принимают положение следующего гласного.

Зубы – сближены, расстояние между зубами 1-2 мм.

Язык – для звука характерна сложная язычная артикуляция:

- он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов; передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку.

- боковые края прижаты к  коренным зубам.

-Мягкое небо – небная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые складки –  разомкнуты и не производят голос.

Воздушная струя – узкая, холодная, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. Проходя через щель вызывает свистящий шум.

Звук заканчивается щелевым элементом (как при С), который звучит очень кратко.

     Звук «Ц» сложный, он состоит из звуков «Т» и «С», которые произносятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построена методика.

Инструкция: «Скажи т, а теперь с, еще раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без перерыва: тс, тс, тс ».

 Иногда у ребенка получается звучание: тэс или тыс. Нужно показать, что т и с произносятся без перерыва и сразу. Поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс  или тыс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Живые звуки" (практический материал для педагогов и родителей)

Автором представлены материалы по формированию фонетического строя речи дошкольников....

Практические рекомендации для педагогов и родителей "Работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ".

Гиперактивные дети требуют большего внимания к себе и необходимо знать как с ними общаться, чем занять и во что поиграть. Данный материал поможет педагогам и родителям в работе с гиперактивными детьми...

Практический материал для педагогов и родителей "Развитие речи. Звуки "р" и "рь".

Автором подобран материал по закреплению и автоматизации звуков "р" и "рь"....

Практические рекомендации для педагогов и родителей

Практические рекомендации для педагогов и родителей. 1.      Не переучивайте леворукого ребенка — дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведет к нев...

Рекомендации для педагогов и родителей "Что такое звук и буква"

Рекомендации для использования в работе с детьми о различении понятий "звук", "буква"...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ."

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ."...