Практические рекомендации для педагогов и родителей
методическая разработка
Практические рекомендации для педагогов и родителей.
1. Не переучивайте леворукого ребенка — дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведет к невротизации ребенка. Леворукий ребенок более подвержен невротизации.
2. Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
3. Леворукость — достоинство ребенка, его уникальность и неповторимость.
4. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе
1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
2. Положите ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.
3. Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
4. Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
5. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
6. Положите на стол 10—15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
7. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук
Ребенку предлагается (после демонстрации) одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой — раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой — раскрытой ладонью. Так повторить 3—4 раза. Оценивается ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук одновременно. Задание может быть адекватным для детей 12 лет и старше. При резидуальных поражениях двигательных систем мозга выполнение данной пробы обычно затруднено: отмечаются синкинезии, переключение на следующее движение обеими руками происходит разновременно. Данное задание оценивается качественно по степени выраженности затруднений. Количественная оценка успешности выполнения этой пробы возможна с помощью подсчета правильно выполненных движений в серии из 6 или 12 повторов.
Проба Н.И Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, потом — двумя руками вместе.
Задание доступно детям б лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок персеверирует или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.
Проверим кто вы — левша или правша?
1.Нужно налить в стакан чаю из чайника и выпить.
2.Постарайтесь прыгнуть как можно дальше с места.
3.Возьмите бутылку с отвинчивающейся пробкой и откройте ее, после чего выпейте немного и закройте ее обратно.
4.Возьмите картошку и почистите ее ножом.
5.Возьмите стакан с водой, бросьте туда бусинку и достаньте ее обратно ложкой.
6.Нарисуйте одной рукой квадрат по клеточкам, а после второй рукой - такой же квадрат.
7.Представьте, что вы боксер на ринге, а теперь поскачите, как боксер.
Тесты для левшей.
Есть специальный тест, который позволяет среди новорожденных выявить левшей. Он называется "поза фехтовальщика", это когда правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. Если в положении на спине младенец в течении первого месяца жизни, регулярно принимает эту позу, то значит он левша. Еще доминирующую руку у ребенка можно распознать по повороту головы в течение первых 3-5 дней жизни. Если лежа на спине, малыш непроизвольно наклоняет голову в правую сторону, то он правша, а если в левую - то левша.
Более взрослому малышу можно предложить следующие упражнения, и понаблюдать, какая рука у него работает активнее и является ведущей. При этом необходимо:
сидеть строго напротив ребенка, а не сбоку или рядом;
любой предмет для выполнения задания класть на середину стола;
не торопить ребенка.
Для определения преобладающей руки у ребенка, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.
Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.
Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.
Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?
Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.
Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).
Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации для педагогов и родителей.
1. Не переучивайте леворукого ребенка — дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведет к невротизации ребенка. Леворукий ребенок более подвержен невротизации.
2. Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
3. Леворукость — достоинство ребенка, его уникальность и неповторимость.
4. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе
1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
2. Положите ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.
3. Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
4. Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
5. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
6. Положите на стол 10—15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
7. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук
Ребенку предлагается (после демонстрации) одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой — раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой — раскрытой ладонью. Так повторить 3—4 раза. Оценивается ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук одновременно. Задание может быть адекватным для детей 12 лет и старше. При резидуальных поражениях двигательных систем мозга выполнение данной пробы обычно затруднено: отмечаются синкинезии, переключение на следующее движение обеими руками происходит разновременно. Данное задание оценивается качественно по степени выраженности затруднений. Количественная оценка успешности выполнения этой пробы возможна с помощью подсчета правильно выполненных движений в серии из 6 или 12 повторов.
Проба Н.И Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, потом — двумя руками вместе.
Задание доступно детям б лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок персеверирует или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.
Проверим кто вы — левша или правша?
1.Нужно налить в стакан чаю из чайника и выпить.
2.Постарайтесь прыгнуть как можно дальше с места.
3.Возьмите бутылку с отвинчивающейся пробкой и откройте ее, после чего выпейте немного и закройте ее обратно.
4.Возьмите картошку и почистите ее ножом.
5.Возьмите стакан с водой, бросьте туда бусинку и достаньте ее обратно ложкой.
6.Нарисуйте одной рукой квадрат по клеточкам, а после второй рукой - такой же квадрат.
7.Представьте, что вы боксер на ринге, а теперь поскачите, как боксер.
Тесты для левшей.
Есть специальный тест, который позволяет среди новорожденных выявить левшей. Он называется "поза фехтовальщика", это когда правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. Если в положении на спине младенец в течении первого месяца жизни, регулярно принимает эту позу, то значит он левша. Еще доминирующую руку у ребенка можно распознать по повороту головы в течение первых 3-5 дней жизни. Если лежа на спине, малыш непроизвольно наклоняет голову в правую сторону, то он правша, а если в левую - то левша.
Более взрослому малышу можно предложить следующие упражнения, и понаблюдать, какая рука у него работает активнее и является ведущей. При этом необходимо:
сидеть строго напротив ребенка, а не сбоку или рядом;
любой предмет для выполнения задания класть на середину стола;
не торопить ребенка.
Для определения преобладающей руки у ребенка, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.
Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.
Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.
Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?
Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.
Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).
Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации для педагогов
Практические рекомендации для педагогов...
Практические рекомендации для педагогов и родителей по постановке звуков
Практические рекомендации для педагогов и родителей по постановке звуков...
Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Юные леди и джентльмены или как правильно сформировать красивую осанку"
По тому, как стоит человек, можно судить о его воспитании, о культуре поведения и отношении к тому человеку, который находится рядом с ним....
Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"
В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....
Практические рекомендации для педагогов и родителей "Работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ".
Гиперактивные дети требуют большего внимания к себе и необходимо знать как с ними общаться, чем занять и во что поиграть. Данный материал поможет педагогам и родителям в работе с гиперактивными детьми...
Психолого-педагогические методы как средство развития навыков общения у старших дошкольников практические рекомендации для педагогов и родителей
Практические рекомендации для педагогов и родителей...
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ."
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ."...