Консультация для учителей-логопедов по теме Фонопедическая терапия при органических и функциональных голосовых расстройствах
консультация по логопедии на тему
Консультация для учителей-логопедов по теме Фонопедическая терапия при органических и функциональных голосовых расстройствах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фонопедическая терапия при органических и функциональных голосовых расстройствах (Е.С.Алмазова, Е.В.Лаврова)
Изучение патологии голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия. Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно мышечного аппарата гортани специальными упражнениям, коррекцию дыхания и личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, при которых голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии голосообразования, основных дидактических и методологических принципах логопедии.
Методики восстановления голоса при различных его нарушениях описаны С. Л. Танталовой (1962, 1977,1984), Е. В. Лавровой (1975, 1977,1984), О. С. Орловой (1978, 1981, 1985), Е.С.Алмазовой (1973).
Общие этапы коррекционной работы включают:
- Психотерапия;
- Коррекция физиологического и фонационного дыхания;
- Тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
- Автоматизация восстановленной фонации
Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.
После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием, так как одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Восстановить двигательную функцию при параличах невозможно. При тренировках голосового аппарата включают компенсаторные механизмы, которые должны увеличить подвижность здоровой половины гортани, а на парализованной стороне частично восстановить двигательную функцию. Занятия начинаются с упражнения «дутьё в губную гармошку», оно удлиняет выдох для правильного голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань, происходит стимуляция мышц гортани. Одновременно предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют удлинённый выдох. Затем переходят к голосовым упражнениям для тренировки кинестезий и координации голосового аппарата.(дыхательные упр. Продолжают до завершения коррекционного обучения). Начинается коррекция голоса с произнесения звука м Далее после длительного произнесения звука м слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнение проводят со всеми звонкими согласными звуками. Дальнейшее закрепление кинестезий происходит при произнесении пар слогов с ударением на втором слоге и сочетании слогов с перемещающимися ударениями. Тренировка сочетания гласных звуков с й длительно(ай…, ой..,ей…и т.д.). Произнесение гласных звуков и их стечения: а, ао, ау, аоу, аоуи и т.д. По завершению работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов. Далее приступают к фразовой речи и чтению стихотворений и прозы. Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения.
Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и времени начала занятий.
Восстановление голоса при хронических ларингитах.
Требует медикаментозного и физиотерапевтического лечения, после стихания воспалительных явлений сопровождается улучшением голоса, что исключает потребность его постановки. Когда изменения голоса весьма значительные отолярингологи направляют больных для фонопедии.
В период занятий желательно соблюдать голосовой режим: уменьшить голосовую нагрузку, не форсировать голос. Не следует говорить шепотом, так как возникает большое напряжение мышц голосового аппарата.
Занятия начинаются с работы над дыханием. Выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха. Начинается с выполнения диафрагмального дыхания лёжа, выдох озвучивается произнесением глухих согласных звуков с, ш. После освоения упражнения лёжа, его следует выполнять сидя и стоя.
Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами нужно проводить лёгкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани.
При постоянном желании откашляться, ощущение першения можно предложить беззвучное произнесение ы.
Занятия лечебной физкультурой, установление дыхательной опоры и массаж продолжаются 7-10 дней. После этого переходят к голосовым упражнениям.(принципы постановки голоса, проведение голосовых упражнений те же, что при парезах и параличах гортани).
Восстановление голоса после удаления гортани.
Большинство нуждается в лечении у психиатра. Восстановление звучной речи у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования (физиологическое сужение в пищеводе на уровне 4-6 шейных позвонков, называемое псевдоголосовой щелью – образующийся голос называют пищеводным).
Первый этап - подготовительный
- психотерапия
- дутьё в губную гармошку
- ЛФК для адаптации к дыханию через трахеостому
Второй этап – формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса.
- упр. Стоя, слегка наклонив корпус вперёд, опустив руки, задержав дыхание при открытом рте, имитировать рвотное движение 3 раза подряд.
- упр. Лежа, задержав дыхание и вытянув живот имитировать рвотное движение 3 раза, затем появляется пищеводный звук, который нужно использовать, чтобы успеть сказать короткое слово, начинающееся со звуков к или т.
Третий этап – автоматизация пищеводного голоса. Произносить короткие фразы, постепенно усложняя речевой материал.
Четвертый этап завершает формирование пищеводного голоса, используются вокальные упражнения.
Продолжительность занятий по обучению пищеводному голосу 2-4 месяца.
Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани.
Состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса.
Занятия лечебной физкультурой. Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приёмами параллельно с работой над голосом. Вокальные упражнения. Речевой материал подбирается с учётом возраста.
Восстановление функциональных нарушений голоса.
Необходимо избегать психотравмирующие ситуации.
Работа над дыханием, установление дыхательной опоры. Активизация голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановление координации, снятие излишнего напряжения при гипертонусе.
Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на мягкую атаку.
При гипертонусе проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц.
На некоторых этапах применяются технические средства – приборы «И-2-М», «ВИР-4»,»АИР-2», с их помощью улучшается контроль за тембром и силой голоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»
Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с использованием элементов песочной терапии «Волшебный песок» Учитель-логопед: Штырева У.С.
Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда сиспользованием элементов песочной терапии«Волшебный песок»...
Выступление на методическом объединении учителей – логопедов, учителей - дефектологов. Тема «Метод глобального чтения. «Личный букварь» - главный помощник при обучении детей с расстройством аутистического спектра (РАС) чтению и письму»
Расширение знаний педагогов о методе глобального чтения, знакомство с этапами работы по созданию пособия – «личный букварь»....
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов, учителей- дефектологов «Применение метода фототерапии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра».
Дидактические игры с использованием фотографий в работе с ребенком с РАС....