педагогическая разработка адаптационного типа
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, используя занимательный игровой материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность
Среди детей дошкольного возраста самую многочисленную группу составляют дети, с нарушениями которые обусловлены недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. При этом у детей фонетические нарушения (искажения и замены звуков) сочетаются с нарушениями фонематического восприятия и слуховой дифференциации, что проявляется в неточности и нестойкости речевых представлений и обобщений, а это по мнению Г.А.Каше, Р.Е.Левиной, Р.Е.Филичевой, Т.Б.Чиркиной, затрудняет овладение звуковым анализом и синтезом слов, препятствует соотношению буквы с обобщенным звуком (фонемой) и затрудняет восприятие букв. А также имеют место нарушения обусловленные несформированностью отдельных речевых и неречевых функций: зрительного анализа, пространственных представлений, слуховой дифференциации звуков речи, фонематического слухового анализа и синтеза, лексико-гамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально волевой сферы. Но чаще всего у детей встречаются смешанные формы нарушений речи, при которых встречаются различные специфические ошибки.
Перед логопедом детского сада ставится задача предупреждения, коррекция нарушений речи и своевременное устранение дефектов речи.
Ознакомившись с различными методиками коррекционной работы Филичевой Т.Б.,Чиркиной Г.В.,Левиной Р.Е. , Нищевой Н.В.,ВыготскогоЛ.Си др.а также, исходя из механизмов имеющихся нарушений речи у детей, рабочую программу можно вариативно изменять. Вариативность программы связана, прежде всего, с конкретными особенностямидетей, индивидуальнымиспособностями к усвоению речи, зависит от степени развития детей.
Работая по программе, положительным является то, что она позволяет выявить и квалифицировать характер и специфику речевых нарушений, уровень знаний и умений детей, степень овладения грамотой и в будущем подготовки детей к школе. Программа поможет определить причины трудностей в обучении и приоритетные направления коррекционно-логопедической работы.
Новизна данной программы заключается в следующем:
. наличие для ее реализации комплекта дидактического и раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;
. возможность гибкого использования данного комплекта детьми, педагогами, родителями;
. возможность использования данных пособий полностью частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;
. создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Программа построена с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений речи. Обучение грамоте на занятиях традиционно осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребенком речью является сформированность у него фонематических процессов. Несформированность фонематических процессов приводит к трудностям реализации фонематического принципа разговорной речи в будущем и при письме, что проявляется в специфических ошибках заменах букв и искажениях звукослоговой структуры слова.
Цель программы:
Создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностики, коррекции и дальнейшему развитию речи детей в рамках логопункта ДОУ.
Задачи программы:
. профилактика нарушений речи у детей;
.формирование фонетического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
. совершенствование лексико-грамматическогостроя речи;
. развитие связной речи;
. развитие и совершенствование мелкой моторики рук;
В программе заложены возможности формирования у детей умений и навыков, предусмотренных стандартом, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с программами обучения и воспитания логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития ,структурой речевого дефекта детей при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Основные методы обучения:
. практические (игры, упражнения)
. наглядно-демонстрационные;
. словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, беседы, инструкции)
. методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
Принципы программы:
. разностороннее и динамическое обследование ребенка, что позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им недостатки психического развития;
. принцип системного подхода
. принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психические, особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности;
. принцип наглядности;
. принцип постепенного перехода от простого к сложному;
. принцип сознательности усвоения материала;
. принцип учета возрастных особенностей;
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующегог обучения- коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия. Все это отражается в содержании программы.
Формы работы учителя-логопеда в рамках логопункта ДОУ:
. логопедические занятия с детьми (подгрупповые, индивидуальные)
.консультирование (беседы, диалоги, круглые столы, индивидуальные консультации) для педагогов и родителей;
. совместная работа родителей и детей по заданиям логопеда;
. взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса;
Вся рабочая программа рассчитана на два года обучения.
Количество часов в рабочей программе примерное и может варьироваться в зависимости от тяжести от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Основное содержание коррекционно-логопедической работы в Рабочей программе проводится в три этапа:
1 этап: подготовительный - сентябрь, октябрь.
2 этап: основной – ноябрь, декабрь, январь, февраль.
3 этап: заключительный – март, апрель, май.
Групповые занятия (совместная деятельность) проводятся совместно воспитателем и учителем-логопедом два раза в неделю старшая группа-25 мин. Подготовительная группа-30 мин,
подгрупповые два раза в неделю в первую половину дня.
Индивидуальные занятия проводятся ежедневно согласно расписания по 15-20 мин во вторую половину дня.
Зачисления детей на логопедические занятия осуществляется на основе результатов обследования речи детей, которое проводится с 1 по 15 сентября, а также с 15 по 30 мая.
Обучающиеся с недостатками речи регистрируются в списке.
С родителями или законными представителями детей заключается договор. На каждого ребенка в логопункте учителем-логопедом заполняются речевые карты.
В логопункте может заниматься от 20 до 25 детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года после устранения у них дефектовречи. В случае необходимости (при согласовании родителей или лиц, их замещающих) ребенок может быть направлен в поликлинику для обследования к врачам специалистам (неврологам, отоларингологам, ортодонтам и др.) или психологам на консультацию для уточнения диагноза.
Оснащение кабинета:
Кабинет разделен на несколько зон
- в зоне коррекции звукопроизношения находится настольное зеркало с ширмой, стол, стул;
- образовательная зона оборудована доской, магнитами, указкой, столами стульями для групповых занятий с детьми;
- зона свободного пользования дидактическим материалом: шкафы с полками где находятся дидактические игры, конструктор, игрушки, книжки, наборы картинок, настольные игры, карандаши, краски, фломастеры, наборы кубиков, пазлыи.т.д.
- зона релаксации;
- зона ТСО: магнитофон, ноутбук
- зона информационная для педагогов и родителей: находится на стенде «Советы логопеда» где содержится информация о развитии и коррекции речи детей, а также находятся консультации, советы;
- зона методического, диагностического, игрового материала расположена в книжном шкафу, которая содержит следующий материал:
- справочная литература по логопедии;
- диагностический материал;
- учебно-методическая литература по коррекционному обучению;
- планы работы;
- пособия с дидактическим материалом для обучения и коррекционного обучения;
- согласно картотеки наглядный материал в картинках по звукам;
- оздоровительно развивающая зона: оснащена пособиями на развитие дыхания, мелкой моторики, проведения подвижных игр, физминуток;
- рабочая зона: стол, стул, на столе документация учителя-логопеда: паспорт логопункта, календарный план, журнал обследования, табель посещаемости детей, речевые карты, тетрадь взаимодействия, тетради детей для домашних заданий;
Характеристика нарушений у детей, имеющих речевое заключение: «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи».
Дети данной категории испытывают трудности при усвоении программы воспитания и обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
- дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп.
- преобладают замены и смешение (нередко искаженных звуков).
- неправильно произносится до 15 звуков.
- Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях-несформированность) фонематических процессов.
2. Нарушения лексоко-грамматического компонента речевой системы.
Лексический запас без грубых нарушений.Возможны ошибки в употреблении слов, смешении слов по смыслу и т. п.
- грамматический строй может быть в пределах нормы.
3 Психологические особенности:
- неустойчивое внимание.
- недостаточное развитие словесно-логического мышления
- недостаточное развитие способности к переключению.
- недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Основные направления работы.
1 Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализатора и синтеза.
а) уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:
- уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
- выделение его на фоне слога;
- определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);
- определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);
- выделение его из предложения, текста.
б) дифференциация звуков производится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристике каждого звука. Основная их цель различение, поэтому в речевой материал включены слова со смешанными звуками.
2 Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении) придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; составление графических схем предложений; определение места слов в предложении;
- обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения пользоваться различными способами словообразования;
- пользоваться моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3 Формирование связной речи.
- развитие навыков построения связного высказывания;
- установления логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
4 Развитие и совершенствование психических процессов:
- устойчивость внимания;
- наблюдательность;
- память;
- способность к переключению;
5Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на постороннее воздействия;
- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- употребление усвоенного материала в связных высказываниях;
- соблюдение речевого этикета при общении;
- составление устных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Прогнозируемые результаты:
В результате проделанной работы ожидается значительное улучшение сформированности правильной речи у детей, прошедших коррекционно-развивающю программу.
Критериямиэффективности работы по реализации программы можно считать.
- состояния речи ребенка:
- фонематическое восприятие;
- звукопроизношение;
- лексика;
- грамматика;
- связная речь;
- формирование мотивации родителей в оказании помощи детям по преодолению проблемы в развитии;
Какой должна быть речь ребенка в старшем дошкольном возрасте:
- ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков- Р и Л. На этом заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей.
- дифференцирует (различает на слух) все звуки т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
- овладевает навыками звукового анализа и синтеза (умеет соединять звуки в слоги, слоги в слова; умеет вычленять заданный звук из слова; определять последовательность звуков в слове)
- ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования (расширяется словарь)
- умеет составлять предложения; определяет количество и последовательность слов в простом предложении.
- свободно общается не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот … который и т. д.)
К семи годам ребенок должен владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Результат освоения программы:
Систематическая, своевременная, адекватная логопедическая и педагогическая коррекционная работа по формированию фонематических процессов позволяет ожидать, что к старшему дошкольному возрасту фонематические нарушения речи, нарушения грамматических категорий и связного высказывания будут встречаться гораздо реже и практически все дети, хотя и в разной степени, будут подготовлены к обучению грамоте в школе и будет обеспечен тот уровень фонематического развития, который должен в норме быть у ребенка старшего дошкольного возраста.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Сказка».
Рабочая программа
Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, используя занимательный игровой материал.
педагогическая разработка адаптационного типа
автор:
учитель - логопед
Ашканова В. И.
г.Вихоревка 2013 год.
Литература основная:
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН.
(старшая группа детского сада). М.,-1993г.
Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. М.,-1987г.
Юрова Е.В. Коррекция устной речи: пособие по логопедии. М.: Аквариум, 1998г.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989г.
Агранович З.Е Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб., 2000г.
Большакова С.Е. Речевые нарушения их преодоление. М., 2005г.
Дополнительная:
Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. М.ТЦ Сфера 2007г.
Успенский Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1991г.
Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003г.
Борисова Е.П. Лексический материал для закрепления правильного произношения звуков. Логопед. 2008. № 1
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Под.ред. Ю.Ф.Гаркуши. М., 2000.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.,
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., 1999г.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000г.
Для детей:
Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада.
Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада. Нищева Н.В.СПб.,2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-229851-1369733332.jpg)
Разработка адаптационной НОД "Зайчик" для детей первой младшей группы
Тема: «Зайчик»Цель: создание атмосферы положительного эмоционального настроя детей.Задачи: Ø Побуждать детей определять предмет по форме, называть его признаки.Ø Развивать умение подражать движе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-297366-1587447884.jpg)
Статья: «Росточек». Авторская разработка комбинаторного типа оздоровительная программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общей мышечной слабостью.
Оздоровительная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения. Причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушение опорно - двигательного аппарата...
Эмоциональный комфорт ребёнка в адаптационный период. Методическая разработка "Адаптационные домики"
Данный материал позволяет облечить адаптационный период ребёнка,создаёт положительную эмоциоональную атмосферу в детском саду,стимулирует к творчеству.В данном материале описывается ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/30/picture-793093-1464578815.jpg)
Авторская адаптационная педагогическая разработка "Весёлые уроки". Черногузова Е.А.
Программа развития речи и познавательных способностей старших дошкольников....
рецензия на методическую разработку "Адаптационная группа для родителей детей, поступающих в ДОУ"
рецензия кандидата психологических наук, руководителя городского методического объединения педгогов-психологов образовательных учреждений ЗАТО Северск Шелемеховой М.С....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/13/picture-528827-1586767312.jpg)
Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)
Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/07/picture-1185313-1573133041.jpg)
Авторская педагогическая разработка. Адаптационная, комбинаторная, радикальная нужное подчеркнуть «Мудрое движение в помощь обучению»
Данная разработка помогает активизировать внутренние физиологические возможности каждого ребенка для преодоления трудностей в усвоении программного материала, повышает познавательную мотивацию у...