Что такое письменная речь и как ребёнок её осваивает
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Митракович Любовь Васильевна

Чтобы научиться писать и читать, ребёнок должен правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. Кроме того,  он должен иметь хорошо развитые внимание, память, а также уметь совершать разнообразные умственные операции.Консультация поможет тем, кто хочет правильно научить ребёнка читать и писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_pismennaya_rech.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ И КАК РЕБЁНОК  ЕЁ ОСВАИВАЕТ

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен иметь чёткие представления о звуках языка. 

В зависимости от ситуации  звуки речи предстают перед нами в различных   образах. Когда мы слышим звук, мы имеем дело с его слуховым образом.  Слуховой образ звука – это конкретный набор акустических характеристик, которые делают звук узнаваемым и отличают его  от всех остальных звуков. Для того,  чтобы правильно опознавать слышимые звуки и не путать их между собой, ребёнок должен иметь устойчивые слуховые образы этих звуков.

Когда мы произносим звук, мы имеем дело с его произносительным образом. Произносительный образ звука – это чёткое представление о том, как он произносится, какие движения при его произнесении совершают органы речи и  чем он в этом отношении отличается от других звуков языка. Для того, чтобы иметь правильные произносительные образы звуков, ребёнок должен нормативно выговаривать их, и его произносительные навыки должны быть устойчивыми.

Когда нам нужно прочитать или «записать» какой-нибудь звук, мы имеем дело с его графическим образом. Графический образ – это та буква, которой он обозначается на письме.

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. Кроме того, он  должен иметь хорошо развитые внимание, память, а также уметь совершать разнообразные умственные операции.

Итак, письменная речь – это сложный синтетический процесс, в котором одновременно принимают участие разные психические способности ребёнка.

Зрительное восприятие.

Благодаря зрительному восприятию ребёнок узнаёт буквы и различает их между собой, и у него складываются чёткие графические образы звуков.

Пространственное восприятие.

Пространственное восприятие участвует в формировании графических образов звуков. С его помощью  ребёнок ориентируется на листе бумаги, определяет направление слева направо, различает похожие буквы, отличающиеся друг от друга расположением в пространстве своих частей (например, Р-Ь,  И-Н и т.п.)

 Зрительное внимание.

 Благодаря зрительному вниманию, ребёнок, не рассеиваясь, способен удерживать в поле своего зрения необходимый объём зрительного материала (в  частности  - буквенный ряд), а также в определённой последовательности переключаться с одного зрительного объекта на другой ( с буквы на букву).

 Зрительная память.

С её помощью ребёнок запоминает начертания букв, а также порядок следования букв друг за другом.

Слуховое восприятие.

Его разновидность – речевой слух.  С помощью речевого слуха ребёнок различает между собой звуки речи, и у него формируются чёткие слуховые образы звуков.

Слуховое внимание и память.

Они всегда действуют сообща, с их помощью ребёнок способен оперировать со звуками, например, переставлять местами и т.п., удерживать в памяти их последовательность и одновременно представлять  целиком весь звуковой ряд.

Кинестетическое (мышечное) восприятие.

С его помощью ребёнок как бы «на ощупь» отличает произношение одного звука от другого. Эта способность необходима ребёнку, например, когда он пишет, проговаривая текст «про себя». С помощью кинестетического восприятия формируются произносительные образы звуков.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков  позволяет ребёнку:

  • Правильно повторить услышанный звук
  • Определить, правильно ли  он сам произнёс услышанный звук
  • Подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит
  • Правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит
  • Правильно прочитать букву

Способность к языковому анализу и синтезу  заключается в умении разлагать целостный фрагмент речи на составляющие его части (предложения, слова, слоги, звуки), и наоборот – составлять из разрозненных единиц речи связные речевые конструкции. С помощью этой  способности ребёнок:

  • Выделяет звук из слова или слога
  • Выделяет слог из слова
  • Выделяет слово из предложения
  • Соединяет звуки в слог
  • Составляет из слогов  слово
  • Составляет из слов предложение

Для того  чтобы освоить письменную речь, все эти способности у ребёнка должны быть хорошо развиты.  Письмо под диктовку требует, чтобы ребёнок воспринял и запомнил слышимые звуки, затем правильно соотнёс их с произносительными образами этих звуков. После этого произносительные образы  звуков должны быть соотнесены с их графическим изображением (то есть ребёнок должен подобрать для письма нужные буквы). Если же ребёнок переписывает – он сначала должен опознать буквы, затем соотнести графические образы звуков с произносительными (то есть прочитать буквы), а после этого снова перевести произносительные образы звуков в графические (то есть написать буквы).

При письме ребёнок сначала прослушивает то, что он должен написать, затем проговаривает это вслух или  «про себя », а затем уже пишет. При недостаточном развитии у ребёнка необходимых для письменной речи способностей,  сбой в письме  может произойти в любой момент и на любом уровне. Например, если ребёнок может не воспринять на слух, где закончилось  одно предложение и началось другое, он может также неверно провести границу между словами  и написать их вместе.

Ошибки, которые может сделать ребёнок при письме:

  • Может слитно писать два слова подряд
  • Разрывать при письме слово на части
  • Писать вместо одних букв другие
  • Переставлять их местами
  • Добавлять буквы в словах
  • Пропускать буквы в словах
  • Писать справа налево
  • Не удерживать строку, то есть писать неровно
  • Писать буквы разного размера
  • У ребёнка может быть очень плохой почерк (который никто, в том числе и он сам не понимает)

При чтении ребёнок должен в определённом направлении переводить  взгляд  с буквы на букву и прочитывать их. При недостаточном развитии необходимых способностей может произойти  сбой в чтении.

При чтении допускаются следующие ошибки:

  • Не может составить из букв слога (отрывает в нём звуки друг от друга).
  • Переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности).
  • Неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие).
  • При чтении пропускает буквы.
  • Может добавлять лишние звуки.
  • Читает очень медленно.
  • Плохо понимает прочитанный материал (часто он не понимает его вовсе).
  • Не может запомнить прочитанное и пересказать его.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"

Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...

Ситуация письменной речи.Что это такое и почему она важна для дошкольника?

Оказалось, что можно создавать для дошкольников так называемые «ситуации письменной речи», и это действенное средство развития детской речи, её самой сложной – монологической формы....

Что такое письменная речь?

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен иметь чёткие представления о звуках языка.В зависимости от ситуации  звуки речи предстают перед нами в различных   образах. Ког...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Как помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, научиться грамотной устной и письменной речи.

1. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики обязательно добиваться точного воспроизведения положения губ и языка, удерживать язык и губы в нужном положении 7-10 секунд. 2. Время выпол...