Что такое письменная речь и как ребёнок её осваивает
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Чтобы научиться писать и читать, ребёнок должен правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. Кроме того, он должен иметь хорошо развитые внимание, память, а также уметь совершать разнообразные умственные операции.Консультация поможет тем, кто хочет правильно научить ребёнка читать и писать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_pismennaya_rech.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ И КАК РЕБЁНОК ЕЁ ОСВАИВАЕТ
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен иметь чёткие представления о звуках языка.
В зависимости от ситуации звуки речи предстают перед нами в различных образах. Когда мы слышим звук, мы имеем дело с его слуховым образом. Слуховой образ звука – это конкретный набор акустических характеристик, которые делают звук узнаваемым и отличают его от всех остальных звуков. Для того, чтобы правильно опознавать слышимые звуки и не путать их между собой, ребёнок должен иметь устойчивые слуховые образы этих звуков.
Когда мы произносим звук, мы имеем дело с его произносительным образом. Произносительный образ звука – это чёткое представление о том, как он произносится, какие движения при его произнесении совершают органы речи и чем он в этом отношении отличается от других звуков языка. Для того, чтобы иметь правильные произносительные образы звуков, ребёнок должен нормативно выговаривать их, и его произносительные навыки должны быть устойчивыми.
Когда нам нужно прочитать или «записать» какой-нибудь звук, мы имеем дело с его графическим образом. Графический образ – это та буква, которой он обозначается на письме.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. Кроме того, он должен иметь хорошо развитые внимание, память, а также уметь совершать разнообразные умственные операции.
Итак, письменная речь – это сложный синтетический процесс, в котором одновременно принимают участие разные психические способности ребёнка.
Зрительное восприятие.
Благодаря зрительному восприятию ребёнок узнаёт буквы и различает их между собой, и у него складываются чёткие графические образы звуков.
Пространственное восприятие.
Пространственное восприятие участвует в формировании графических образов звуков. С его помощью ребёнок ориентируется на листе бумаги, определяет направление слева направо, различает похожие буквы, отличающиеся друг от друга расположением в пространстве своих частей (например, Р-Ь, И-Н и т.п.)
Зрительное внимание.
Благодаря зрительному вниманию, ребёнок, не рассеиваясь, способен удерживать в поле своего зрения необходимый объём зрительного материала (в частности - буквенный ряд), а также в определённой последовательности переключаться с одного зрительного объекта на другой ( с буквы на букву).
Зрительная память.
С её помощью ребёнок запоминает начертания букв, а также порядок следования букв друг за другом.
Слуховое восприятие.
Его разновидность – речевой слух. С помощью речевого слуха ребёнок различает между собой звуки речи, и у него формируются чёткие слуховые образы звуков.
Слуховое внимание и память.
Они всегда действуют сообща, с их помощью ребёнок способен оперировать со звуками, например, переставлять местами и т.п., удерживать в памяти их последовательность и одновременно представлять целиком весь звуковой ряд.
Кинестетическое (мышечное) восприятие.
С его помощью ребёнок как бы «на ощупь» отличает произношение одного звука от другого. Эта способность необходима ребёнку, например, когда он пишет, проговаривая текст «про себя». С помощью кинестетического восприятия формируются произносительные образы звуков.
Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков позволяет ребёнку:
- Правильно повторить услышанный звук
- Определить, правильно ли он сам произнёс услышанный звук
- Подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит
- Правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит
- Правильно прочитать букву
Способность к языковому анализу и синтезу заключается в умении разлагать целостный фрагмент речи на составляющие его части (предложения, слова, слоги, звуки), и наоборот – составлять из разрозненных единиц речи связные речевые конструкции. С помощью этой способности ребёнок:
- Выделяет звук из слова или слога
- Выделяет слог из слова
- Выделяет слово из предложения
- Соединяет звуки в слог
- Составляет из слогов слово
- Составляет из слов предложение
Для того чтобы освоить письменную речь, все эти способности у ребёнка должны быть хорошо развиты. Письмо под диктовку требует, чтобы ребёнок воспринял и запомнил слышимые звуки, затем правильно соотнёс их с произносительными образами этих звуков. После этого произносительные образы звуков должны быть соотнесены с их графическим изображением (то есть ребёнок должен подобрать для письма нужные буквы). Если же ребёнок переписывает – он сначала должен опознать буквы, затем соотнести графические образы звуков с произносительными (то есть прочитать буквы), а после этого снова перевести произносительные образы звуков в графические (то есть написать буквы).
При письме ребёнок сначала прослушивает то, что он должен написать, затем проговаривает это вслух или «про себя », а затем уже пишет. При недостаточном развитии у ребёнка необходимых для письменной речи способностей, сбой в письме может произойти в любой момент и на любом уровне. Например, если ребёнок может не воспринять на слух, где закончилось одно предложение и началось другое, он может также неверно провести границу между словами и написать их вместе.
Ошибки, которые может сделать ребёнок при письме:
- Может слитно писать два слова подряд
- Разрывать при письме слово на части
- Писать вместо одних букв другие
- Переставлять их местами
- Добавлять буквы в словах
- Пропускать буквы в словах
- Писать справа налево
- Не удерживать строку, то есть писать неровно
- Писать буквы разного размера
- У ребёнка может быть очень плохой почерк (который никто, в том числе и он сам не понимает)
При чтении ребёнок должен в определённом направлении переводить взгляд с буквы на букву и прочитывать их. При недостаточном развитии необходимых способностей может произойти сбой в чтении.
При чтении допускаются следующие ошибки:
- Не может составить из букв слога (отрывает в нём звуки друг от друга).
- Переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности).
- Неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие).
- При чтении пропускает буквы.
- Может добавлять лишние звуки.
- Читает очень медленно.
- Плохо понимает прочитанный материал (часто он не понимает его вовсе).
- Не может запомнить прочитанное и пересказать его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"
Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...
Ситуация письменной речи.Что это такое и почему она важна для дошкольника?
Оказалось, что можно создавать для дошкольников так называемые «ситуации письменной речи», и это действенное средство развития детской речи, её самой сложной – монологической формы....
Что такое письменная речь?
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен иметь чёткие представления о звуках языка.В зависимости от ситуации звуки речи предстают перед нами в различных образах. Ког...
«Речевая готовность ребёнка к школьному обучению. Предупреждение нарушений письменной речи»
Речь ребёнка в ваших руках!...
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.
Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи.
Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи....
Как помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, научиться грамотной устной и письменной речи.
1. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики обязательно добиваться точного воспроизведения положения губ и языка, удерживать язык и губы в нужном положении 7-10 секунд. 2. Время выпол...