Обучение детей чтению
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Представлен материал о том, как правильно научить ребенка дошкольного возраста читать. Данны советы родителям, как помочь ребёнку запомнить буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_statya.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение чтению
Проблема раннего обучения детей чтению волнует всё большее количество родителей. Социальные запросы общества, школы, семьи говорят о том, что обучение чтению (в дошкольном возрасте) становиться необходимостью.
Система раннего обучения чтению будет иметь положительный аспект, если смотреть на неё не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребёнком.
Сущность чтения – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, её связь с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое), правильностью, осмысленностью.
Учёные высказывают мнение: чем раньше ребёнок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, даёт больше положительных эмоций, реже возникают трудности. Аргументы в пользу вышесказанного:
- буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе;
- развивается аналитико – синтетическая деятельность;
- уточняется, обогащается словарь, ребёнок овладевает навыками словоизменения и словообразования;
- появляется уверенность в себе, исчезают негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки;
- совершенствуются коммуникативные связи.
Трудности при выработке навыков слогослияния у детей с речевыми нарушениями быстрее преодолеваются, если учитывать специфику обучения дошкольников грамоте и произносительные возможности каждого ребёнка. Так, дети, имеющие речевые проблемы, легче овладевают чтением обратных слогов (ап, ом), затем прямых (па, мо). Не нужно задерживаться на чтении слогов, стоит переходить к чтению односложных слов с закрытым слогом (мак, дом). Это окрыляет детей, вселяет им уверенность. Затем вводится чтение двух-, трёхсложных слов с прямыми слогами (лиса, замок), стечением согласных (шкаф, волк).
При обучении чтению следуйте нескольким простым правилам:
- Все буквы произносите как звуки;
- Не привязывайте названия букв к определенной картинке (А – аист, Б – барабан…);
- Во время чтения, не стоит называть буквы отдельно, их нужно «пропевать», сливать в слоги.
В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст. А также тексты, придуманные самим ребёнком к своим рисункам.
Как запомнить буквы?
У многих родителей возникает вопрос, как помочь ребенку запомнить буквы. Ведь дети часто путают, не узнают уже знакомые им буквы.
Методы и приёмы:
- Учите вместе с детьми небольшие стихи о буквах;
- Внимательно рассматривайте букву (большую и маленькую), обсудите чем они похожи и чем отличаются, в какую сторону «смотрят» буквы, из каких элементов состоят;
- Выкладывайте буквы из подручного материала (счетные палочки, фасоль, проволочки…), обводите букву по трафарету, раскрашивайте её, вырезайте из цветной бумаги;
- Букву можно рисовать пальчиком в воздухе, обводить глазами или попытаться встать в «позу» буквы;
- Поместите изображения букв в доступные для ребенка места, чтобы он мог на них постоянно натыкаться взглядом;
- Ищите знакомые буквы в книгах, рекламных вывесках, уличных надписях.
- Используйте игры и пособия с изображением букв.
Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность. Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности своего ребенка. Используйте для занятий наглядные материалы: картинки, кубики, игрушки, реальные предметы. Избегайте монотонности и однообразия. Играйте с ребенком, учитесь вместе с ним.
Хвалите вашего ребенка, даже за минимальные успехи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А.Зайцева».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ...
Консультация к педсовету "игровое и занимательное обучение детей чтению с использованием интенсивной технологии Н.А.Зайцева
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка» Консультация к педсовету по развитию речи и обучению грамоте...
Самые распространенные ошибки при обучении детей чтению
В статье описаны самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучению детей чтению в домашних условиях. Взрослый, обучающий ребенка чтению, должен сосредоточить усилия на открытии перед ...
Авторские методические пособия по обучению детей чтению: "Уроки грамоты" и "Азбука в картинках".
Прелагаю вашему вниманию дидактический материал для обучения чтению. Играя с детьми самое эффективное обучение. На ваш суд выставляю две игры. 1. "Азбука в картинках" и 2. "Уроки грамоты". Доступен ма...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы, обучение детей чтению. "Слово".
Помочь детям осознать, что слово звучит, т.е. оно состоит из звуков. Познакомить со звуковой схемой слов, способствовать формированию умению самостоятельно определять количество звуков в звукоподражат...
Раннее обучение детей чтению 2 год обучения
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Раннее обучение детей чтению»Муниципальног...
Конспект открытого интегрированноого занятия по теме: «По следам пирата Флинта», для детей подготовительной группы по обучению детей чтению по технологии «Словолодочки»
Открытое интегрированное занятия по теме: «По следам пирата Флинта», для детей подготовительной группыпо обучению детей чтению по технологии «Словолодочки» Цель...