презентация к МАСТЕР – КЛАССу «Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми »
презентация для интерактивной доски

Казакова Лидия Владимировна

МОДЕЛИРОВАНИЕ– 

 

процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «тополек» г. Бабушкин Мо «Кабанский» район республика Бурятия МАСТЕР – КЛАСС «Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми » «

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ: 1.Моделирование и его суть. 2.Требования, предъявляемые к моделям. 3.Виды моделей. 4.Методические рекомендации по введению моделей в учебный процесс. 5.Использование метода моделирования в различных видах детской деятельности.

Слайд 3

МОДЕЛИРОВАНИЕ– процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов

Слайд 4

Доступность метода моделирования для дошкольников была доказана психологами (А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым, Д.Б.Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Слайд 5

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МОДЕЛИ Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: 1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту. 2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней; 3. ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; 4. она должна облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).

Слайд 6

Виды моделей В дошкольном обучении применяются разные виды моделей: 1.Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре, , модель глаза, строение человека, и т.д.) 2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды. 3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад).

Слайд 7

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности : - замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно); - использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет); - построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).

Слайд 8

Приемами наглядного моделирования являются: заместители, пиктограммы, мнемотаблицы.

Слайд 9

Замещение - это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами. Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры или полоски; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ; планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Слайд 12

Пиктограмма - символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах : как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью; как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем; как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций; как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии. как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.

Слайд 14

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация. Перед вами на слайде мнемотаблицу к русской народной сказке «Колобок»

Слайд 17

Использование наглядных моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

Слайд 18

Использование наглядного моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность. Дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР

Моделирование - как наглядно- практический метод получает большое распространение в последнее время. В педагогике под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях...

Мастер-класс для воспитателей "Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии наглядного моделирования.Задачи: познакомить педагогов с технологией наг...

МАСТЕР - КЛАСС «Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми »

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.Особенность моделирования как метода обучен...

Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР

Моделирование - как наглядно- практический метод получает большое распространение в последнее время. В педагогике под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях...

"Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ТНР"

Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения широки. Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно испол...

Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР

Использование приемов наглядного моделирования...