Консультация для педагогов и родителей "Что способствует развитию речи детей"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Актуальность развития речи дошкольников
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов и родителей | 23.5 КБ |
Важность развития речи дошкольников | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что способствует развитию речи
- Развитие тонкой и мелкой моторики. Участок головного мозга, координирующий работу рук и пальчиков, граничит с речевым центром. Поэтому сигналы, поступающие в этот отдел мозга, опосредованно стимулируют и развитие речи. У детей особое внимание стоит уделять развитию тонкой моторики (тактильным ощущениям).
- Подвижные игры. Умение координировать свои движения, менять темп шага и направление, а также двигаться ритмично, улучшают работу мозга, что стимулирует в том числе развитие речевого центра. Особенно эффективны игры, во время которых параллельно с движением ребёнок должен произносить слова.
- Арт-терапия: рисование, лепка, вышивание или создание мозаик -улучшает навык мелкой моторики и помогает ребенку проявить свой творческий потенциал, активируя важные области головного мозга.
- Музыкальные инструменты и игры со звуком улучшают память и учат сосредотачиваться. Особенно эффективными являются игры, во время которых ребенка просят по звучанию опознать музыкальный инструмент и назвать его, угадать какое животное издает тот или иной звук или же повторить фразу, произнесенную шепотом.
- Дидактические игры для развития речи дошкольников. Такой тип игры учит их различать и группировать объекты по их принадлежности и выявлять внутренние взаимосвязи. При этом каждое свое действие ребенок проговаривает, пополняя словарный запас, тренируя память и дикцию.
- Сюжетно-ролевые игры - отличный способ развить речь и научить ребёнка взаимодействовать с другими. Это не только позитивно скажется на его речи, но и облегчит процесс социализации.
- Развитие артикуляционной моторики. Правильное произнесение звуков зависит от степени развития челюстно-лицевых мышц, поэтому ежедневная гимнастика поможет улучшить произношение и четкость речи. Помочь могут специализированные логопедические издания, а также изучение скороговорок. Более эффективным процесс корректировки речи сделают игрушки-повторюшки, дающие ребенку возможность услышать себя «со стороны».
- Изучение стихов помогает развивать связную речь, а также учит ее интонировать.
Таким образом, взаимовлияние центров мозга требует комплексного подхода к развитию ребёнка.
Предварительный просмотр:
Актуальность развития речи дошкольников.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Условия успешного речевого развития.
1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
суждениями, высказываниями;
- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной - сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, речи:
- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, ра...
Консультация для педагогов: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ...
Консультация для педагогов: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представ...
Консультации для педагогов "Использование мнемотехники в развитии речи детей."
Использование мнемотехники в развитии речи детей....
Консультация для педагогов. Использование сказки в развитии речи детей дошкольного возраста
Сказка - это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого ребенка....