Дидактическое пособие «Фонематический квадрат».
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Методическая разработка к авторскому инновационному пособию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методика к использованию авторского пособия | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Фонематический квадрат».
Предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Состоит из 9 пазлов: 3 красных, 3 зелёных, 3 синих с одинаковыми «замками», 3 фишки.
Красные обозначают гласные звуки, синие- твёрдые согласные, зелёные -мягкие согласные звуки.
Пазлы расположены по принципу «судоку».
Цель: развитие фонематических функций, оптико-пространственной ориентировки, логического мышления, внимания, мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Правила использования:
Играть одновременно могут от 1 до 3 человек.(1 взрослый- 1 ребёнок; 1 взрослый — 2 детей; 3 детей).
Начать игру с квадратом сначала должен взрослый, давая ребёнку( 2 детям) сначала простые инструкции, далее роль водящего может исполнять 1 ребёнок, давая задания другому.
После освоения правил играть могут одновременно 3 детей, используя свой цвет, свой столбик, свою строчку по отдельности или вместе.
Методические рекомендации:
I. Подготовительный этап.
На первом этапе происходит знакомство детей с пособием, исходя из желания ребёнка. Например, разобрать квадрат на отдельные пазлы, рассмотреть форму, цвет, попробовать собрать отдельные пазлы самостоятельно.
II. Основной этап.
1.На этом этапе ребёнку предлагается собрать три пазла по образцу( рекомендуется использование двух квадратов).
Необходимо собрать по отдельности три горизонтальные модели и три вертикальные модели (по образцу с помощью взрослого и далее самостоятельно по образцу, без образца по памяти). Следует уточнить положение пазлов справа-слева и сверху - снизу от заданного.
Далее ребёнку предлагается собрать 1 и 2 «строки» или «столбика» и соединить их между собой. Уточнить положение пазлов в верхнем правом и левом углах и нижнем правом и левом углах.
Затем присоединить к ним третью строку или третий столбик. Уточнить центральный пазл, пазлы сверху-снизу от центрального,справа-слева от центрального, по диагонали.
Таким образом, ребёнок усвоит понятия «строка»и «столбик», необходимые в дальнейшем на этапе ОГ, а также развития оптико-пространственной ориентировки,логического мышления.
2. Исследование фонематического слуха, простых форм фонематического анализа.
Сначала происходит знакомство с общим признаком гласных звуков - отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха.
Характерной чертой всех согласных является различение в них твёрдых и мягких звуков.
Затем представить малышу пазлы как цветовые сигналы гласных и согласных звуков.
Исследовании фонематического слуха ( по методике Г.А.Волковой.)
- Выделение данного гласного звука в изолированном положении в ряду контрастных звуков.
- Выделение данного согласного звука в изолированном положении в ряду контрастных звуков.
- Выделение данного звука в слогах с контрастными звуками:
-выделение гласного;
-выделение согласного;
- Выделение данного согласного звука в словах с контрастными звуками в начале слова;
- Выделение звука в изолированном положении в ряду сходных звуков
- выделение гласного звука;
- выделение согласного звука
- Выделение данного звука в слогах со сходными звуками;
-гласного звука;
-согласного звука
- Выделение данного согласного звука в словах со сходными звуками.
Инструкция: «Услышишь звук [а]— подними красный пазл!» (с 4 лет)
Далее исследуются простые формы фонематического анализа:
Выделение гласного звука на фоне слова, выделение звука из слова.
Ребёнку предлагается поставить фишку на пазл определённого цвета.
После выполнения основного задания посчитать количество услышанных звуков.
II ЭТАП. Исследование сложных форм фонематического анализа и синтеза. (после 5 лет)
На этом этапе исследование сначала проводится позиционный фонематический анализ.
Инструкция: «Где ты слышишь звук [п] в слове ПОНИ в начале или в конце?
Ребёнку предлагается поставить фишку на пазл определённого цвета в первом или третьем ряду. После выполнения основного задания предложить посчитать количество поставленных фишек.
Если ребёнок справляется с заданиями, вводятся слова с данным звуком в середине слова.
Далее предлагать слова с различным положением звука в слове с использованием инструкции:
«Где ты слышишь звук [п] в слове лапка?»
При выполнении задания ребёнок ориентируется в трёх рядах.
Исследование последовательного фонематического анализа.
Используются слова, содержащие 3 звука.
Квадрат разбирается на отдельные составляющие.
Инструкция:
«Послушай слово и скажи, какой звук ты слышишь первым в слове ПАВА?»,
Далее ребёнок характеризует звука и выбирает пазл нужного цвета.
«Какой звук ты слышишь после [П]? »
Называется звук, даётся его характеристика и присоединяется следующий пазл.
«Какой звук ты слышишь после [В]?»
Называется звук, даётся его характеристика и присоединяется следующий пазл.
Если ребёнок справляется с данными заданиями, то вводятся слова из 4, затем 5 звуков.
Исследование количественного анализа.
Инструкция: «Послушай слово и скажи, сколько звуков в слове?»
Далее ребёнку предлагается составить звуковую схему слова, соединяя нужные пазлы между собой.
Затем посчитать количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков.
Рекомендовано использовать сначала слова из 3 звуков в прямой последовательности, затем в нарушенной.
Постепенно усложнять речевой материал путём наращивания количества звуков.
III. Заключительный этап.
На последнем этапе происходит закрепление пройденного путём развития фонематических представлений, знакомства со слогом-слиянием.
Детям предлагается:
1) Подобрать изолированные звуки к представленному логопедом (воспитателем, родителем) пазлу;
2) Подобрать слоги к представленным соединённым двум пазлам, затем трём пазлам, обозначающим слог-слияние.
3) Подобрать слово к представленной «строке»-схеме из нескольких(более 3 ) пазлов.
4) Подобрать слово к каждому ( гласному, согласному твёрдому и мягкому) из представленного «столбика».
5) Добавить 1,2,3,4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова.
6) Преобразовать слова путём наращивания звуков, перестановки, замены твёрдого звука на аналогичный мягкий звук.
в начале слова: пот- топ, топ-стоп, Толя-Поля, дочка-удочка;
в конце слова: сор-сорт, лис-лист;
цепочка: жи -ежи-ужи-лужи-лыжи-ложи-ножи-коржи;
замены: мел-мель, угол-уголь
слова- квазиомонимы: кот-кит, дом-дым, рот-пот, почка-бочка.
Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта.
При соблюдении онтогенетического принципа, принципа системности, доступности и постепенно усложняющегося материала, а также фантазии и последовательности педагога, родителя использование пособия приведёт к желаемому результату.
В результате применения «Фонематического квадрата» логопед, воспитатель, родитель может увлечь ребёнка развитием фонематических, и не только, процессов в игровой форме. Пособие может быть использовано и в непосредственной образовательной деятельности, и в самостоятельной деятельности ребёнка, и в быту. Дошкольник получает возможность ознакомиться с принципом «судоку», собирая квадрат из нескольких пазлов. При «оречевлении» всех действий развивается речь, вербально- логическое мышление. Развивается логическое мышление, фонематические представления, мелкая моторика. Ребёнок легко ориентируется в плоскостном пространстве, одновременно решая несколько задач, что делает его более внимательным, сообразительным, креативным. Постоянно действуя с пособием, поворачивая его новой стороной не происходит привыкания ребёнка к расположению пазлов в квадрате.
Инновационное пособие доступно, компактно, удобно в применении, полифункционально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Дидактическое пособие по развитию речи «Фонематический анализ слова – определение места звука в слове».
Фонематическое восприятие – это умение услышать звук (фонему) и отличить его от других в потоке речи. Фонематические представления считаются сформированными, если ребенок может вспомнить слово (...
«Дидактическое пособие, комплекс игр и упражнений по развитию фонематических процессов»
Игра - основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Наглядно- игровы...
Мастер- класс по использованию многофункционального дидактического пособия «Городок «Звуково», направленного на формирование и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.
Цель использования игрового пособия заключается в совершенствовании навыков проведения фонематического анализа при помощи развивающих игр.Задачи дидактической игры: учить самостоятельно подбирать и на...
Дидактическое пособие «Логический квадрат»
Пособие представляет собой поле из 16 (4Х4) квадратов. В расположении фигур или картинок в этих квадратах ребенок должен выявить закономерность и объяснить свой выбор.Цель: Развити...
Авторское дидактическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР «ЗВУКОБУК»
Паспорт пособияТема Авторское дидактическое пособие для логопедов и воспитателей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста «ЗВУКОБУК» АвторыУчител...
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные квадраты» по познавательно – речевому развитию детей дошкольного возраста
Авторское многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные квадраты» из фетра для детей дошкольного возраста (с 3 лет – до 7 лет).Данное пособие является со...
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные квадраты» по познавательно – речевому развитию детей дошкольного возраста
Авторское многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные квадраты» из фетра для детей дошкольного возраста (с 2 лет – до 7 лет).Данное пособие является со...