Консультация для воспитателей: " Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия "
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Игра для детей - это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учёбу.
В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.
Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактические игры помогают выработать у детей чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе.
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап - узнавание неречевых звуков;
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап - дифференциация слогов;
V этап - дифференциация фонем;
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Начинается работа по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Работа по развитию фонематического восприятия ведётся сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.
Игры можно проводить как во время организованной работы с дошкольниками, так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей.
С помощью игр решаются задачи звуковой культуры речи. Например, для того, чтобы учить детей различать тембр и качество голоса, можно провести игру «Угадай, кто позвал?»: малыши угадывают товарища по голосу, а старшие дети — по тому, как их позвали (тихо, громко медленно, быстро, ласково и т.д.). Для формирования фонематического слуха можно использовать следующие игры: «Выдели слово» (Детям предлагают хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.) «Какой звук есть во всех словах?» (Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.) «Подумай, не торопись» (Детям предлагаются несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей,грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Назови предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т.д.)
Для формирования навыков звукового анализа слова можно использовать игру «Найди фишке место» (Детям предлагают взять картинку, назвать её, определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на схеме), «Новоселье у зверей» (Детям предлагают взять картинки с изображением различных животных, назвать слово, затем каждый звук отдельно, подсчитывая количество звуков, и подобрать домики с таким же количеством окошек).
Т.о. игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Задача же воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Дидактические игры для формирования и развития фонематического восприятия"
Дидактические игры для формирования и развития фонетико-фонематического восприятия...
Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....
Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ...
Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРУШЕК В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ»
Игры, предоставленные в данном материале, позволяют устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребенка, развить интерес к слову, речи, расширить знания и ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОВ, СКОРОГОВОРОК, ЧИСТОГОВОРОК В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ»
Консультация для воспитателей: «Использование стихов, скороговорок, чистоговорок в развитии фонематического слуха у детей» Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом...
Презентация "Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
Этапы работы по формированию фонематического восприятияI этап - узнавание неречевых звуков;II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;III этап - различ...
Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...