Развивающая среда - как средство коррекции речевых нарушений
консультация по логопедии по теме
Консультации для воспитателей о создании окружающей предметно-пространственной среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda_konsultatsiya.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развивающая среда – как средство
коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.
В древней Греции считали: любое исследование должно быть основано на удивлении. «Чрезвычайно важно, чтобы ещё до начала размышления, прежде чем вообще дать ход нашему мышлению, мы пережили состояние удивления. А мышление, которое приходит в движение, минуя состояние удивления – это, в сущности, просто игра ума».
Итак, первоосновой мышления должно быть удивление. И это должно лечь в основу принципа организации развивающей среды.
Развивающая среда это не обработка или отшлифовывание знаний ребёнка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь всё, что попадает в поле зрения ребёнка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.
Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие воспитателя с детьми. Иной позиции требует её личностно-ориентированный способ взаимодействии – это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных. Это фактор и усиление внимания к проблеме организации развивающего обучения с особой остротой поставил перед нами вопрос – как же продуктивнее оборудовать предметно – развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей, направляющей и обучающей.
Приоритетным направлением в течение уже нескольких лет является поиск модели развивающей предметно-пространственной среды. Философией модели развивающей среды служит для всех утверждение: каждый ребёнок должен находиться в среде богатой стимулами, побуждающей к действию ребёнка.
Надо пытаться изменить вариант предметно-средовой модели, чтобы образовательное содержание, которое непосредственно проецируется на предметную среду, помогало ребёнку с общим недоразвитием речи не только восполнить образовательный вакуум, но и «оживило» бы процесс «вычерпывания» ребёнком развивающего содержания.
В истории дошкольной педагогики известно несколько вариантов предметно-средовой модели (М. Монтессори); комплексно тематической модели (О. Декроли, С. Френс) и учебной модели.
Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижёром, развивающим разум ребёнка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.
Необходимо пробовать создать в группах предметно-пространственную среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе.
Принцип коррекционно-развивающего обучения означает, что обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребёнка, которая представляет резерв его потенциальных возможностей.
Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих:
- Развитие познавательной активности детей с ОНР.
- Развитие общеинтеллектуальных умений.
Задача развивающего обучения – это внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.
Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР необходимо создать в группах развивающую предметную среду, где «каркасом» коррекционно-развивающего обучения станет ЛОГОсреда в речевых группах.
При построении ЛОГОсреды надо исходить из того что:
Логосреда должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Здесь важно следовать принципу «развивающей» интриги.
Предметно игровая среда должна отвечать следующим параметрам:
- Проблемная насыщенность (ЛОГОсреда)
- Создание условий для самореализации
- Многофункциональность и вариативность модели среды
- Обыденность, приближение к домашней обстановке
- Открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми, преобразование её детьми
- Психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности)
Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать:
- чувство психологической защищённости
- средства полноценного развития (т. е. должна быть обеспечена радость существования)
- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»
- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
А значит: предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из неё информацию.
Исходя из того, что 90% всей информации об окружающем ребёнок получает с помощью органов зрения, необходимо через оформление пространства группы превратить глаз ребёнка в «инструмент» познания. На первом этапе это служило бы своеобразным введением детей в мир букв, занимательной грамматики.
Цель такой оформляемой зоны – создать содержательно-смысловое «поле», благодаря которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи. Важным моментом в этом является то, что «проживая» определённую лексическую тему, педагогу удаётся создать творческую ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между детьми.
Девизом ЛОГОсреды можно считать высказывание В. А. Сухомлинского: «Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт»
Организация и работы в этой зоне стимулирует развитие ребёнка, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует его речевую активность. ЛОГОсреда – это ключ к освоению рабочей лексической темы.
Особый развивающий смысл ЛОГОсреды в том, что здесь создаются благоприятные условия для роста резервов развития ребёнка, для речевой практики. Процессы развития, «запущенные» в блоке обучения, здесь как бы имеют своё продолжение, но специально в ЛОГОсреде преследуются развивающие цели. Эффективность работы в этой зоне достигается специальной методической аранжировкой воспитателя и логопеда с помощью коррекционно-развивающих заданий. Подбираются упражнения, тренирующие память, творческое воображение и мышление, создающие атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающие к диалогу.
Например: через ЛОГОсреду «Волшебный лес» можно пройти все лексические темы:
- Осенний период - ЛОГОсреда «Осень в волшебном лесу»:
Лексические темы в сентябре: « Как мы лето провожали», «Ранняя осень», «Деревья в лесу»
Лексические темы в октябре: «Овощи», «Фрукты», «Поздняя осень»
В этот период происходит активизация импрессивного словаря детей словами: август, сентябрь, ранняя осень, «золотая» осень, дождь, тучи, пасмурно, «поздняя осень» и т. п.
Для активизации словаря проводятся:
I. Грамматические упражнения такие как:
- Образование родственных слов: гриб - грибница, грибник, грибной (дождь);
- образование относительных прилагательных от названий деревьев: осина – осиновый, берёза – берёзовый;
- образование существительных, обозначающих овощи и фрукты с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- упражнение в практическом употреблении предлогов: под кустом, на ветке и т. д.
II. Упражнения на развитие связной речи:
- Договаривание развёрнутых простых упражнений за воспитателем: Наш лес с приходом осени… изменился. Листья на деревьях… пожелтели.
- Придумывание совместного рассказа, «Какие чудеса можно увидеть в осеннем лесу»
- Составление описательных рассказов по схеме об овощах и фруктах.
- Беседа с воспитателем на тему: «Как вы с родителями ходили за грибами и ягодами в лес летом» или «Как изменился лес в октябре»
III. Глобальное чтение: осина, берёза, рябина, лес, осень, грибы, цветы, туча, дождь, кап-кап, октябрь, эхо.
IV. Развитие фонематического восприятия: выделение из слов для глобального чтения гласных звуков: А (кап-кап), О (осень), У (туча), И (гриб), Ы (цветы), Э (эхо)
Важно отметить, что в это время происходит развитие высших психических функций:
- Различение листьев разных деревьев по цвету, форме. Для этого можно провести игру «Узнай дерево по листьям», зрительное восприятие основных цветов и их оттенков - на натуральных овощах и фруктах, их муляжах.
- Формирование функции сравнения и соотнесения – раскладывание фруктов по размеру, по форме.
- Счёт фруктов и овощей.
- Отгадывание загадок.
Следует отметить, что каждым сезонным изменением и изменением лексической темы меняется и ЛОГОсреда:
Ноябрь - Лексические темы «Посуда», «Одежда», «Обувь».
- Зимний период - ЛОГОсреда «Зима в волшебном лесу».
Лексические темы:
Декабрь: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима», «Новый год»
Январь: «Зимние забавы детей», «Дикие животные, их детёныши»
Февраль: «Дикие животные Севера, среда обитания», «Птицы в зимнем лесу» (зимующие птицы), «Дикие птицы» (среда обитания, водоплавающие, перелётные, морские птицы, птицы гор, хищные птица), «Защитники Отечества. Мужские профессии».
В группах наряду с прохождением лексических тем можно проводить выставки и мини-музеи.
Например:
Сентябрь: «Дары леса» (ягоды, грибы, цветы), «Подарки Лесовичка» (выставка поделок из природного материала)
Октябрь: «Ярмарка»- мини-музей, Фоторепортаж «Как мы ходили в поход в лес»
Ноябрь: выставка «Модельное агентство», «Посуда бабушки Федоры» (старинная деревянная и металлическая посуда), «Рекламная акция» (выставка современные столовые и чайные сервизы)
Декабрь: «Мой самый верный дружок» (выставка собак), «Деревня», «На скотном дворе», «Игрушки своими руками» (поделки детей на новогоднюю ёлку), «Пришла зима»
Январь: «Самая смешная фотография про новогодний праздник», «Кто живёт на льдине»
Февраль: «Звери Севера», «Птицы в зимнем лесу», мини-музей «Птицы», выставка – музей «Русские войны», активное участие в этих выставках принимают не только воспитатели и дети, но и также родители.
Большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого детьми на логопедических занятиях, может успешно закрепляться и расширяться благодаря логосреде в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. Работа в этой развивающей зоне способствует совершенствованию речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивной и активной лексики. Вследствие этого заинтересованное, комфортное состояние психической сферы ребёнка, т. к. в результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель достигнутой.
Пусть ЛОГОсреда станет системой воспитательно-образовательной и коррекционной развивающей работой в нашем детском саду. А опыт включения коррекционно-развивающих заданий с детьми, имеющими ОНР, в специально оформленной среде свидетельствует о значительном повышении её эффективности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...
«Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребён...
Консультация для педагогов "Консультация «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
Консультация «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»...
Консультация для воспитателей «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
Педагоги познакомятся с материалом по организации предметно-пространственной среды в ДОУ....
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...
"Развивающая среда-как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР"
quot;Развивающая среда-как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР...
Организация предметно-пространственной развивающей среды, как средство коррекции в работе с детьми с нарушением зрения.
Организация предметно-пространствеенной среды -важная составляющая коррекции зрения у слабо видящих детей....