Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в условиях ФГОС ДО.
методическая разработка по логопедии на тему

Ермензина Лариса Валентиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_na_forum.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в условиях ФГОС ДО.

           Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия.           Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Понятие «взаимодействие с семьей» подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обязательно ненавязчивый, сосредоточенный контроль с обратной связью.

Опыт работы показал, что концентрация внимания учителя-логопеда на работе с семьей дает положительные результаты. Наблюдая за работой логопеда и знакомясь

С её специфическими особенностями, родители охотнее и лучше выполняют с ребенком домашние задания, а процесс коррекции ускоряется в 2 раза.

Разработанная  система мероприятий по использованию потенциала семьи как ключевого аспекта логопедического сопровождения в ДОУ основана на принципах:

  • научности;
  • гуманизма;
  • «упреди, не навреди, победи»;
  • добровольности.

В рабочей  коррекционно-развивающей   программе образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего  дошкольного возраста в условиях логопедического пунктавыделены четыре этапа по работе с родителями:

1.Мотивационный — установление эмоционального контакта в триаде логопед — ребенок — родитель;

2.Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, учителя-логопеда и ребенка;

3.Деятельностный — практическая реализация  мероприятий.

4.Рефлексивно-диагностический — завершение процесса.

На первом этапе, в начале года, после обследования детей, родители каждого ребенка оповещаются о его результатах. Они узнают о проблемах  в речевом развитии ребенка, получают советы, рекомендации дляего воспитания.

На втором этапе реализации системы мероприятий проведение родительского круглого стола помогает объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией и воспитания детей.

Третий этап. В созданном  родительском клубе «Волшебная страна «Чисторечие» родители оформляют уголки родительских ожиданий. Кроме того, они участвуют в тренингах, днях открытых дверей, знакомятся с компьютерными коррекционно-развивающими программами, принимают участие в   праздниках. Проявляют большую заинтересованность на практической образовательной деятельности. Здесь они обучаются артикуляционной гимнастике, массажу.

На четвертом этапе проводятся логопедический мониторинг, диагностика, совместный анализ результатов,  принимаются решения о прекращении логопедической работы с ребенком или о ее продолжении, родители получают рекомендации о дальнейшей деятельности.

Для наибольшей эффективности  совместной деятельности разработан план взаимодействия семьи и учителя-логопеда по профилактике и коррекции речевых нарушений:

Этапы реализации мероприятий

по взаимодействию учителя-логопеда  с семьёй.

Мотивациоиный— установление эмоционального контакта в триаде логопед — ребенок — родитель

Перечень мероприятий:

«Школа заботливых родителей»

Выступление с лекциями: «Создание коммуникативно-речевой среды в семье»;

«Некоторые общие закономерности нормального развития детской речи и в условиях ее нарушения»;

«Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательной деятельности»

Ожидаемый результат

Активизация у родителей воспитательных умений.

Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству

2  Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, логопеда и ребенка:

— информирование родителей о результатах обследования;

Перечень мероприятий:

Групповая консультация «Роль семьи в воспитании ребенка с речевыми недостатками».

Индивидуальные консультации для родителей:

- диагностико-проективные;

- информационные

Ожидаемый результат:

Развитие качеств и умений, способствующих личностному росту педагога и родителя. Обработка данных диагностики, заполнение речевых карт.

Совместное обсуждение полученных сведений по речевому развитию. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка

3  Деятельностный:

  • практическая реализация программы мероприятий с одновременной текущим обследованием, анализом результатов.
  • обучение родителей коррекционным приемам работы с ребенком в семье;
  • формирование предпосылок к созданию коррекционно-оздоровительной среды в семье;

- закрепление умений у родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания;

Перечень мероприятий:

 Заседание родительского клуба «Волшебная страна Чисторечие».

Тематическая консультация «Взаимосвязь уровня развития устной и письменной речи и мелкой моторики».

Практическое занятие с родителями по обучению пальчиковой гимнастике, массажу, артикуляционной гимнастике.

Тематическая консультация «Игра — лучший помощник в подготовке к обучению грамоте».

Выставка авторских дидактических игр для развития фонематического восприятия и

навыков звукового анализа и синтеза.

Проведение совместной образовательной деятельности  «Путешествие в город Мультяшино» (автоматизация звука «Р»)  

 Тренинг «Художники на песочной улице»

 Ознакомление с компьютерными коррекционно- развивающими программами по коррекции дефектов речи.

Подготовка к  конкурсу чтецов и участие в логопедическом празднике «Путешествие в  Словоград».

Ожидаемый результат:

Подготовка родителей к участию в совместной образовательной деятельности  с детьми.

Обучение родителей традиционным и нетрадиционным технологиям.

Сочинения родителей «Детские размышлялки».

Применение знаний родителями при выполнении домашних  заданий, технологий, освоенных на практических занятиях.

Выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя- логопеда и родителей.

Формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях через систему консультирования.

4. Рефлексивно - диагностический:

 Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с детьми. Проведение логопедического мониторинга.

Выводы:

 По итогам осуществления мероприятий взаимосвязи с семьёй, я пришла к определённым  выводам:

 

Успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Установление партнерских взаимоотношений с родителями  является важным условием успешности коррекционного воздействия.

Данная система партнёрства специалиста с семьёй позволяет:

Обеспечить  непрерывность   коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации  и семье.

Повыситьэффективность  устранения речевых недостатков.

Активизировать  и обеспечить обогащение воспитательных умений родителей.

Достичь  более позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.

На страничке Педагогической мастерской  предлагаю Вашему вниманию серию авторских дидактических игр.

Цель данных пособий:

  Развитие фонематического восприятия, слуховой памяти.
Совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов.
Автоматизация звуков в словах.
Активизация психических процессов – восприятия, внимания, памяти.

Подробнее познакомимся с дидактической игрой «Помоги Малышу сложить игрушки»

Представьте, что Вы-дошкольники.

Ребята, героев какого мультфильма вы видите?

Малыш и Карлсон увлеклись игрой, разбросали игрушки в комнате.

Скоро придут родители.

Помогите Малышу правильно сложить игрушки.

Нужно выбрать картинки, обозначающие слова со звуком «Р», определить количество слогов в слове, найти соответствующую схему и положить в корзинку.

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

Проблема: Недостаточный уровень грамотности родителей в вопросах речевого развития ребенка.Цель проекта: Изучить возможности комплексного подхода при организации работы с родителями по коррекции речев...

«Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения де...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

«Система планирования работы учителя – логопеда, учителя – дефектолога с родителями в условиях ФГОС ДО»

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаютс...