Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в условиях ФГОС ДО.
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в условиях ФГОС ДО.
Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Понятие «взаимодействие с семьей» подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обязательно ненавязчивый, сосредоточенный контроль с обратной связью.
Опыт работы показал, что концентрация внимания учителя-логопеда на работе с семьей дает положительные результаты. Наблюдая за работой логопеда и знакомясь
С её специфическими особенностями, родители охотнее и лучше выполняют с ребенком домашние задания, а процесс коррекции ускоряется в 2 раза.
Разработанная система мероприятий по использованию потенциала семьи как ключевого аспекта логопедического сопровождения в ДОУ основана на принципах:
- научности;
- гуманизма;
- «упреди, не навреди, победи»;
- добровольности.
В рабочей коррекционно-развивающей программе образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пунктавыделены четыре этапа по работе с родителями:
1.Мотивационный — установление эмоционального контакта в триаде логопед — ребенок — родитель;
2.Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, учителя-логопеда и ребенка;
3.Деятельностный — практическая реализация мероприятий.
4.Рефлексивно-диагностический — завершение процесса.
На первом этапе, в начале года, после обследования детей, родители каждого ребенка оповещаются о его результатах. Они узнают о проблемах в речевом развитии ребенка, получают советы, рекомендации дляего воспитания.
На втором этапе реализации системы мероприятий проведение родительского круглого стола помогает объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией и воспитания детей.
Третий этап. В созданном родительском клубе «Волшебная страна «Чисторечие» родители оформляют уголки родительских ожиданий. Кроме того, они участвуют в тренингах, днях открытых дверей, знакомятся с компьютерными коррекционно-развивающими программами, принимают участие в праздниках. Проявляют большую заинтересованность на практической образовательной деятельности. Здесь они обучаются артикуляционной гимнастике, массажу.
На четвертом этапе проводятся логопедический мониторинг, диагностика, совместный анализ результатов, принимаются решения о прекращении логопедической работы с ребенком или о ее продолжении, родители получают рекомендации о дальнейшей деятельности.
Для наибольшей эффективности совместной деятельности разработан план взаимодействия семьи и учителя-логопеда по профилактике и коррекции речевых нарушений:
Этапы реализации мероприятий
по взаимодействию учителя-логопеда с семьёй.
Мотивациоиный— установление эмоционального контакта в триаде логопед — ребенок — родитель
Перечень мероприятий:
«Школа заботливых родителей»
Выступление с лекциями: «Создание коммуникативно-речевой среды в семье»;
«Некоторые общие закономерности нормального развития детской речи и в условиях ее нарушения»;
«Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательной деятельности»
Ожидаемый результат
Активизация у родителей воспитательных умений.
Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству
2 Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, логопеда и ребенка:
— информирование родителей о результатах обследования;
Перечень мероприятий:
Групповая консультация «Роль семьи в воспитании ребенка с речевыми недостатками».
Индивидуальные консультации для родителей:
- диагностико-проективные;
- информационные
Ожидаемый результат:
Развитие качеств и умений, способствующих личностному росту педагога и родителя. Обработка данных диагностики, заполнение речевых карт.
Совместное обсуждение полученных сведений по речевому развитию. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка
3 Деятельностный:
- практическая реализация программы мероприятий с одновременной текущим обследованием, анализом результатов.
- обучение родителей коррекционным приемам работы с ребенком в семье;
- формирование предпосылок к созданию коррекционно-оздоровительной среды в семье;
- закрепление умений у родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания;
Перечень мероприятий:
Заседание родительского клуба «Волшебная страна Чисторечие».
Тематическая консультация «Взаимосвязь уровня развития устной и письменной речи и мелкой моторики».
Практическое занятие с родителями по обучению пальчиковой гимнастике, массажу, артикуляционной гимнастике.
Тематическая консультация «Игра — лучший помощник в подготовке к обучению грамоте».
Выставка авторских дидактических игр для развития фонематического восприятия и
навыков звукового анализа и синтеза.
Проведение совместной образовательной деятельности «Путешествие в город Мультяшино» (автоматизация звука «Р»)
Тренинг «Художники на песочной улице»
Ознакомление с компьютерными коррекционно- развивающими программами по коррекции дефектов речи.
Подготовка к конкурсу чтецов и участие в логопедическом празднике «Путешествие в Словоград».
Ожидаемый результат:
Подготовка родителей к участию в совместной образовательной деятельности с детьми.
Обучение родителей традиционным и нетрадиционным технологиям.
Сочинения родителей «Детские размышлялки».
Применение знаний родителями при выполнении домашних заданий, технологий, освоенных на практических занятиях.
Выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя- логопеда и родителей.
Формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях через систему консультирования.
4. Рефлексивно - диагностический:
Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с детьми. Проведение логопедического мониторинга.
Выводы:
По итогам осуществления мероприятий взаимосвязи с семьёй, я пришла к определённым выводам:
Успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Установление партнерских взаимоотношений с родителями является важным условием успешности коррекционного воздействия.
Данная система партнёрства специалиста с семьёй позволяет:
Обеспечить непрерывность коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации и семье.
Повыситьэффективность устранения речевых недостатков.
Активизировать и обеспечить обогащение воспитательных умений родителей.
Достичь более позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.
На страничке Педагогической мастерской предлагаю Вашему вниманию серию авторских дидактических игр.
Цель данных пособий:
Развитие фонематического восприятия, слуховой памяти.
Совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов.
Автоматизация звуков в словах.
Активизация психических процессов – восприятия, внимания, памяти.
Подробнее познакомимся с дидактической игрой «Помоги Малышу сложить игрушки»
Представьте, что Вы-дошкольники.
Ребята, героев какого мультфильма вы видите?
Малыш и Карлсон увлеклись игрой, разбросали игрушки в комнате.
Скоро придут родители.
Помогите Малышу правильно сложить игрушки.
Нужно выбрать картинки, обозначающие слова со звуком «Р», определить количество слогов в слове, найти соответствующую схему и положить в корзинку.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Сущность социального партнерства учителя-логопеда с родителями в современных условиях ДОУ»
Статья...
Сообщение "Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО"
Из опыта работы МБДОУ Боковского детского сада "Колокольчик"...
Презентация «Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО».
Презентация к сообщению...
«Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
Проблема: Недостаточный уровень грамотности родителей в вопросах речевого развития ребенка.Цель проекта: Изучить возможности комплексного подхода при организации работы с родителями по коррекции речев...
«Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения де...
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
«Система планирования работы учителя – логопеда, учителя – дефектолога с родителями в условиях ФГОС ДО»
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаютс...