Конспект занятия по теме "Из истории возникновения жилища. Мой дом."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Терницкая Татьяна Александровна

Конспект занятия для детй с ОНР старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_istrorii_vozniknoveniya_zhilishcha._moy_dom.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме «Из истории жилища. Мой дом»

(старшая группа)

Цели: - расширить представления детей об истории возникновения жилища, видах и назначениях зданий, строительных материалах, частях дома, формировать навыки безопасного поведения дома.

- учить образовывать сложные слова (многоэтажный, многоквартирный), относительные прилагательные, развивать мышление, внимание, память.

-воспитывать интерес, желание узнать новое, уважение к профессии строителя.

Ход занятия.

  1. Орг.момент. Беседа по теме.

Сегодня мы поговорим о жилищах разных людей в разные времена.

Посмотрите на картинку. (Приложение № 1)

- Как вы думаете, где жили первобытные люди? (В пещерах.)

- Почему люди сначала жили в пещерах? (Не умели строить настоящие дома, не было машин и инструментов)

- Древним людям надо было где-то спрятаться от ветра, дождя, хищных животных, поэтому они прятались в пещерах, учились разводить огонь, готовить на огне пищу. Но человек постоянно развивался, придумывал новые орудия труда, учился строить простые жилища.

- Следующий вид жилища, которое научился строить человек, называется землянка. Люди выкапывали в земле глубокую яму, уплотняли землю, чтобы она не осыпалась во внутрь. Крышу делали из веток и палок. Сверху укладывали дерн – верхний слой земли, переплетенный корнями деревьев и трав. В землянке было теплее, чем в пещере, можно было сделать отверстие для дыма.

- Когда человек научился обрабатывать дерево с помощью топора, пилы, рубанка появились первые деревянные дома – избы. Они били крепкие, теплые, удобные. Их можно было сделать любого размера с разным количеством комнат. В избах по сей день живут деревенские жители.

- Современные люди научились строить многоэтажные современные дома из камня, кирпича и бетона. В этом им помогают специальные машины: бульдозеры, экскаваторы, подъемные краны, поэтому дома получаются высокие, красивые в них много квартир, а в каждой квартире живет одна семья.

Во всем люди учились строить дома из тех материалов, которые были у них под рукой. Сейчас мы познакомимся с домами разных народов мира и узнаем, кто же строит самые удобные и красивые дома.

  1. Знакомство домами разных народов мира.  (Приложение №2)
  • Чум – жилище народов севера. Строится из кольев и шкур животных. Колья вбиваются в землю наискосок и накрываются сверху шкурами. Вверху отверстие для дыма. Даже в самый сильный мороз в чуме тепло, можно готовить пищу, спать.
  • Иглу – ледяной дом. Строится из ледяных блоков в виде купола. Защищает от ветра и холода. Жить в иглу постоянно нельзя, но провести несколько дней можно.
  • Юрта – жилище кочевых народов. Строится из деревянных реек и выделанных шкур животных. Юрту можно быстро собрать и перевести на другое место, поставить заново. Для удобства внутри юрты расстилают большое количество ковров, на которых можно лежать и отдыхать.
  • Шалаш – временное жилище. Строится из веток на короткое время. В шалаше можно провести несколько дней на отдыхе, укрыться в нем от дождя и солнца.
  • Замок – постройка средних веков, когда люди постоянно воевали. За толстыми стенами, выложенными из больших камней можно было укрыться от врагов. В замках лило много народу и хранились большие запасы продовольствия.
  • Изба – деревянный дом с печным отоплением, состоит из нескольких комнат, рядом огороженный земельный участок – огород. Многие семьи живут сейчас в избах.
  • Коттедж – большой загородный дом, построенный из камня или кирпича. Обычно состоит из нескольких этажей, имеет много комнат.
  • Многоэтажный дом – современная постройка из бетона. Имеет большое количество этажей, и квартир, поэтому называется многоквартирный.

Какой дом вам понравился больше всего? В каком доме вы бы хотели жить? Почему?

  1. Физминутка.

Молотком стучу, стучу

Сто гвоздей заколочу.

Будем строить дом

Будем жить в нем.

Строим стены выше - выше,

Добрались уже до крыши!

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем!

 А кто строит дома? (Строители.)

Как вы думаете, трудно быть строителем? (Да, это тяжелая профессия.)

  1. Игра «Строитель» .  Сейчас я проверю хорошие ли из вас получатся строители, знаете ли вы материалы из которых строят дома.

Логопед показывает картинки с изображением строительного материала, дети называют его и говорят какой дом можно построить. (Приложение № 3)

(Кирпич, бетон, дерево, стекло, лед, камень, глина, шкуры )

Образование относительных прилагательных. Давайте вспомним, из чего строятся дома и как они называются.

Дом из кирпича – кирпичный;

Дом из панелей – панельный;

Дом изо льда – ледяной;

Дом из глины – глиняный;

Дом из дерева – деревянный.

  1. Игра «Мой дом». Дети выкладывают из магнитного конструктора дом, параллельно составляя предложения:

В доме есть крыша.

В доме есть окно.

В доме есть стены.

В доме есть дверь.

В доме есть пол.

В доме есть потолок.

В доме есть труба и т. д.

  1. Игра «Один дома». Вы уже большие дети и часто остаетесь дома одни. Знаете ли вы чем можно заниматься одним дома, а чем нельзя?

Логопед раздает детям картинки. (Приложение № 4) дети составляют по ним предложения.

- Дома нельзя зажигать спички.

- Дома нельзя отставлять воду включенную.

- Нельзя толкать в розетки различные предметы.

- Нельзя разбирать бытовые приборы.

- Нельзя забираться на высокие предметы.

- Нельзя впускать в дом чужих людей.

Дети должны объяснить, почему этого нельзя делать.

  1. Итог занятия. Что нового вы сегодня узнали на занятии? В каком доме хотели бы жить? Кто хотел бы стать в будущем строителем и строить красивые современные дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности "История возникновения города"

Конспект непосредственной  образовательной деятельности для подготовительной группы. Формирование целостной картины мира и аппликация....

Конспект по окружающему миру «История возникновения книги».

Конспект НОД разработан по технологии "Река Времени" Коротковой Н.А....

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

Конспект занятия по краеведению "История возникновения Нижнего Новгорода"

Дошкольный возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью, поэтому важно ещё в дошкольный период создать фундамент нравственной личности.Формировать у д...

Конспект История возникновения жилища разных народов

Конспект образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с историей жилища человека и развитию конструктивных навыков...

«Развитие познавательной активности и кругозора старших дошкольников через интерактивные методы знакомства с разными видами домов и историей возникновения жилищ»

Формирование первичных представлений у детей о многообразии домов. Способствовать формированию знаний детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что люди постоянно стремятс...

Конспект занятия по краеведению "История возникновения Нижнего Новгорода"

Дошкольный возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью, поэтому важно ещё в дошкольный период создать фундамент нравственной личности.Формировать у д...