Конспект занятия по теме "Из истории возникновения жилища. Мой дом."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект занятия для детй с ОНР старшая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istrorii_vozniknoveniya_zhilishcha._moy_dom.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме «Из истории жилища. Мой дом»
(старшая группа)
Цели: - расширить представления детей об истории возникновения жилища, видах и назначениях зданий, строительных материалах, частях дома, формировать навыки безопасного поведения дома.
- учить образовывать сложные слова (многоэтажный, многоквартирный), относительные прилагательные, развивать мышление, внимание, память.
-воспитывать интерес, желание узнать новое, уважение к профессии строителя.
Ход занятия.
- Орг.момент. Беседа по теме.
Сегодня мы поговорим о жилищах разных людей в разные времена.
Посмотрите на картинку. (Приложение № 1)
- Как вы думаете, где жили первобытные люди? (В пещерах.)
- Почему люди сначала жили в пещерах? (Не умели строить настоящие дома, не было машин и инструментов)
- Древним людям надо было где-то спрятаться от ветра, дождя, хищных животных, поэтому они прятались в пещерах, учились разводить огонь, готовить на огне пищу. Но человек постоянно развивался, придумывал новые орудия труда, учился строить простые жилища.
- Следующий вид жилища, которое научился строить человек, называется землянка. Люди выкапывали в земле глубокую яму, уплотняли землю, чтобы она не осыпалась во внутрь. Крышу делали из веток и палок. Сверху укладывали дерн – верхний слой земли, переплетенный корнями деревьев и трав. В землянке было теплее, чем в пещере, можно было сделать отверстие для дыма.
- Когда человек научился обрабатывать дерево с помощью топора, пилы, рубанка появились первые деревянные дома – избы. Они били крепкие, теплые, удобные. Их можно было сделать любого размера с разным количеством комнат. В избах по сей день живут деревенские жители.
- Современные люди научились строить многоэтажные современные дома из камня, кирпича и бетона. В этом им помогают специальные машины: бульдозеры, экскаваторы, подъемные краны, поэтому дома получаются высокие, красивые в них много квартир, а в каждой квартире живет одна семья.
Во всем люди учились строить дома из тех материалов, которые были у них под рукой. Сейчас мы познакомимся с домами разных народов мира и узнаем, кто же строит самые удобные и красивые дома.
- Знакомство домами разных народов мира. (Приложение №2)
- Чум – жилище народов севера. Строится из кольев и шкур животных. Колья вбиваются в землю наискосок и накрываются сверху шкурами. Вверху отверстие для дыма. Даже в самый сильный мороз в чуме тепло, можно готовить пищу, спать.
- Иглу – ледяной дом. Строится из ледяных блоков в виде купола. Защищает от ветра и холода. Жить в иглу постоянно нельзя, но провести несколько дней можно.
- Юрта – жилище кочевых народов. Строится из деревянных реек и выделанных шкур животных. Юрту можно быстро собрать и перевести на другое место, поставить заново. Для удобства внутри юрты расстилают большое количество ковров, на которых можно лежать и отдыхать.
- Шалаш – временное жилище. Строится из веток на короткое время. В шалаше можно провести несколько дней на отдыхе, укрыться в нем от дождя и солнца.
- Замок – постройка средних веков, когда люди постоянно воевали. За толстыми стенами, выложенными из больших камней можно было укрыться от врагов. В замках лило много народу и хранились большие запасы продовольствия.
- Изба – деревянный дом с печным отоплением, состоит из нескольких комнат, рядом огороженный земельный участок – огород. Многие семьи живут сейчас в избах.
- Коттедж – большой загородный дом, построенный из камня или кирпича. Обычно состоит из нескольких этажей, имеет много комнат.
- Многоэтажный дом – современная постройка из бетона. Имеет большое количество этажей, и квартир, поэтому называется многоквартирный.
Какой дом вам понравился больше всего? В каком доме вы бы хотели жить? Почему?
- Физминутка.
Молотком стучу, стучу
Сто гвоздей заколочу.
Будем строить дом
Будем жить в нем.
Строим стены выше - выше,
Добрались уже до крыши!
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем!
А кто строит дома? (Строители.)
Как вы думаете, трудно быть строителем? (Да, это тяжелая профессия.)
- Игра «Строитель» . Сейчас я проверю хорошие ли из вас получатся строители, знаете ли вы материалы из которых строят дома.
Логопед показывает картинки с изображением строительного материала, дети называют его и говорят какой дом можно построить. (Приложение № 3)
(Кирпич, бетон, дерево, стекло, лед, камень, глина, шкуры )
Образование относительных прилагательных. Давайте вспомним, из чего строятся дома и как они называются.
Дом из кирпича – кирпичный;
Дом из панелей – панельный;
Дом изо льда – ледяной;
Дом из глины – глиняный;
Дом из дерева – деревянный.
- Игра «Мой дом». Дети выкладывают из магнитного конструктора дом, параллельно составляя предложения:
В доме есть крыша.
В доме есть окно.
В доме есть стены.
В доме есть дверь.
В доме есть пол.
В доме есть потолок.
В доме есть труба и т. д.
- Игра «Один дома». Вы уже большие дети и часто остаетесь дома одни. Знаете ли вы чем можно заниматься одним дома, а чем нельзя?
Логопед раздает детям картинки. (Приложение № 4) дети составляют по ним предложения.
- Дома нельзя зажигать спички.
- Дома нельзя отставлять воду включенную.
- Нельзя толкать в розетки различные предметы.
- Нельзя разбирать бытовые приборы.
- Нельзя забираться на высокие предметы.
- Нельзя впускать в дом чужих людей.
Дети должны объяснить, почему этого нельзя делать.
- Итог занятия. Что нового вы сегодня узнали на занятии? В каком доме хотели бы жить? Кто хотел бы стать в будущем строителем и строить красивые современные дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственной образовательной деятельности "История возникновения города"
Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы. Формирование целостной картины мира и аппликация....
Конспект по окружающему миру «История возникновения книги».
Конспект НОД разработан по технологии "Река Времени" Коротковой Н.А....
Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)
Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...
Конспект занятия по краеведению "История возникновения Нижнего Новгорода"
Дошкольный возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью, поэтому важно ещё в дошкольный период создать фундамент нравственной личности.Формировать у д...
Конспект История возникновения жилища разных народов
Конспект образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с историей жилища человека и развитию конструктивных навыков...
«Развитие познавательной активности и кругозора старших дошкольников через интерактивные методы знакомства с разными видами домов и историей возникновения жилищ»
Формирование первичных представлений у детей о многообразии домов. Способствовать формированию знаний детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что люди постоянно стремятс...
Конспект занятия по краеведению "История возникновения Нижнего Новгорода"
Дошкольный возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью, поэтому важно ещё в дошкольный период создать фундамент нравственной личности.Формировать у д...